Любовью все освящается

14:25, 27 июня 2014

Какие проблемы больше всего волнуют людей? Политические, экономические… Но по большому счету, ближе всего мы принимаем к сердцу неурядицы семейные. Возможно, еще и потому, что решение первых и вторых можно переложить на чьи-то плечи: Президента, чиновников (хотя с этим мнением, вообще-то, можно спорить), а в семье никто за тебя ничего не решит, тут голову, как страус в песок, не спрячешь. А вот помочь добрым советом может священник. Сегодня на вопросы прихожан о семейной жизни отвечает клирик прихода церквей в честь Смоленской и Владимирской икон Божией Матери, преподаватель Нижегородской духовной семинарии протоиерей Сергий Радаев.

Говорят, что неверующий муж освящается женой верующей. Но если человек религиозный хочет связать свою жизнь с тем, кто не ходит в храм, стоит ли надеяться, что удастся вывести супруга из неверия?

— Давайте с вами вспомним историю древней Церкви. Часто в семье жена была христианка, а супруг христианином не был. Или наоборот. Затем мы видим, что вторая половинка постепенно приходила к христианской вере. Зачастую и в наше время так бывает: семья уже создана, но один из супругов к вере пришел, а другой еще находится в пути. Я не думаю, что если человек пока не уверовал, с ним ни в коем случае нельзя создавать семью. Ведь любовь — это главное, и нельзя выходить замуж или жениться, ориентируясь лишь на принцип «верю — не верю».

Прекрасно, когда оба супруга нашли себя в вере, это имеет огромное положительное значение, в том числе и для воспитания детей, и в общем устроении жизни. Но если появилась семья, где один верующий, а другой — нет, то христианин должен вести себя очень мудро, чтобы вторую половину не обидеть, чтобы всем своим поведением показать: есть другая жизнь, которая краше, интересней, которая еще больше отражает суть настоящей любви.

Случается, что тот из супругов, который считает себя верующим, начинает слишком рьяно воцерковлять другую половину. Как правило, на этой почве происходит глубокий конфликт, и семья может распасться. Поэтому здесь, повторяю, надо быть очень мудрым, давая возможность другой личности самой дойти до Христа.

Митрополит Антоний Сурожский описывает случай: одна пара долго ходила в храм и желала обвенчаться, но владыка достаточно длительное время не разрешал им это делать. Он просто ждал, когда они оба дорастут до великого Таинства. Вот и здесь: вторая половина должна дорасти до веры. Тогда это будет полноценная семья. Иногда спрашивают: а как же забота о спасении супруга (или супруги)? Но разве она в формальном исполнении ритуалов?

Можно регулярно ходить в церковь, исповедоваться и причащаться, но не жить по христианским заповедям. Можно молиться за вторую половинку, но спасение зависит во многом от нее самой. Есть замечательные слова: «Бог спасает человека не без человека». Без его желания, без его напряженного труда, исключительно верой жены (или мужа) спасение затруднительно. Молитвами жены он лишь будет храним от чего-то худшего.

Почему именно неверность одного из супругов считается достаточным поводом для расторжения церковного брака, а другие страсти не всегда могут рассматриваться как веская причина?

— Давайте сначала посмотрим, что же такое церковный брак. Когда совершается таинство Венчания, два человека становятся единым телом, единой плотью. И это единство проявляется в верности друг другу, в ответственности друг за друга. И, конечно, во взаимной, иногда жертвенной любви. А когда человек изменяет, он не просто предает свою вторую половину — он разрывает это единство. Разрывается единое тело, возникает кто-то третий, посторонний. А если нет единого тела, значит нет и брака. А если его нет, то как же не дать разрешение на официальное его расторжение?

Бывает так, что вторая половина готова простить и уврачевать эту рану. Но все равно неприятный осадок останется. И во время каких-то ссор этот эпизод из жизни может периодически всплывать и однажды привести к разрыву. Вот чем опасна любая измена. В Евангелии есть место, где говорится: если ты посмотрел определенным образом на женщину, ты уже прелюбодействуешь с ней в своем сердце. Однако мысли не разрывают единую плоть, это происходит при измене физической. То есть очень страшно, когда в семейной жизни происходит разрыв единого тела. Остальные поводы для церковного развода — они больше косвенные.

Можно ли наказывать ребенка? Где черта между разумным терпением, лояльностью и попустительством?

— В некоторых семьях, действительно, существует мнение, что детей ни в коем случае наказывать нельзя. И ребенок, видя такое к нему отношение, начинает манипулировать родителями. Как любить его, чтобы не дать развиться в нем страстям? — вот вопрос. Каждая семья индивидуальна, и к каждому ребенку, опять же, нужно находить свои подходы. Но в любом случае следует уяснить: не нужно идти у ребенка на поводу, иначе это очень скажется на его отношениях с братьями и сестрами, с друзьями (если таковые будут) и с самими родителями. Строгость нужна, но проявлять ее нужно разумно.

Кому-то полезно в углу постоять пять минут, кому-то полчаса. Кого-то можно не пустить погулять, а кого-то достаточно не поцеловать на ночь. Все индивидуально. Строгость должна заключаться не в подчинении себе, не в подавлении воли другого человека, а в том, чтобы ребенок, пусть даже маленький, понял, что он часть семьи и в этой семье должна быть ответственность друг за друга. Когда ребенок начнет это понимать (кстати, это быстрее происходит в семьях, где много детей), вот тогда и проявится та родительская любовь, которая ставит заслон страстям маленького человека. Тогда в нем будут проявляться лучшие качества личности.

Вообще самый замечательный способ рассказывать о страстных наклонностях — это читать детские сказки, жития святых для детей. Там добро и зло представлены в очень понятной для них форме. Причем дать ребенку книжку, а самому заниматься своими делами — это неправильно. С ребенком обязательно нужно побыть вместе, поговорить о том, что прочитали.

Почему у родителей нередко не строятся отношения со взрослыми детьми?

— Зачастую корень зла заключается в том, что дети становятся взрослыми, а родители внутренне не могут этого принять. Представители младшего поколения для отцов и матерей по-прежнему остаются детьми, будь им двадцать лет, тридцать или сорок. И часто родители относятся к детям как к своей собственности, а ведь Господь вручает нам чадо прежде всего для того, чтобы мы вложили в него самое лучшее, что есть в нас, воспитали достойного члена Церкви Христовой и помогли ему прийти ко спасению. Ребенок-то Божий!

А мы эгоисты. Мы считаем, что имеем на него право в любом его возрасте. Когда чадо женится или выходит замуж и создается новая семья, лучшее, что могут сделать родители, — не вмешиваться в ее жизнь, а мудро помогать. В противном случае молодые люди терпят, терпят, потом начинают «огрызаться», и, в конечном счете, все заканчивается очень печально.

Спросили — ответь, а если не спрашивают, не говори ничего: может быть, то, что ты хочешь сказать, им неполезно, — Господу-то виднее. Может, сын или дочь и так все знают, им просто пока не хватает сил в себе что-то побороть. Нужно время. Но родителям не терпится решить проблему сейчас же, и, как правило, результат плачевный.

Нередко бывает: родители неверующие, а дети вдруг начинают ходить в храм. То есть это идет не из семьи. Огромное число молодых людей, ставших благочестивыми прихожанами, — из совершенно неверующих семей. Помню даже, когда я учился в Московской семинарии, у нас на курсе ребята практически все были с высшим образованием, и многие — из семей далеко не религиозных. А потом уже благодаря детям и родители стали воцерковляться.

Теперь о претензиях взрослых детей. Обижаться на то, что тебя не так воспитали, глупо. Как родители могли, так и воспитали. Ведь самые лучшие качества, которые были даны от Бога, даже у неверующих людей как раз проявляются в материнстве и в отцовстве. Никто не желает зла своему ребенку. Просто родители по-своему пытаются объяснить ему понятия добра и зла. То есть и родителям, и взрослым детям нужно понимать, что все они — люди, у которых есть страсти, и что эти страсти делают их удивительно некрасивыми. Нужно помогать друг другу преодолевать их, не создавая ситуаций, в которых они могут проявиться.

Записано на радио «Образ»

Подготовила Надежда Муравьева

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.