Место Божие
Миф гласит: «Когда-то Бог захотел расселить древних эллинов на всевозможных участках земли. Кому-то он отдал Афины, другим Крит, Салоники. В самом конце к нему подошли недовольные люди и спросили: „А нас забыл?“ „Извините, — отвечал Бог, — я вас не заметил, но вы не раcстраивайтесь, я тут же все исправлю. Одно место я оставил для себя, и я его вам отдам.“ Именно так Он и сделал. И этим местом был остров Патмос!
Практически не осталось сведений о первых веках существования скалистого необитаемого острова. Несколько слов о Патмосе можно найти в произведениях древнего писателя историка Фукидида. Намного позже географ Стравон в своем произведении „Мировое путешествие“, написанном в 530 году до н. э., упоминает Патмос. Но в существовании этого места как бывшего населенным еще до нашей эры можно убедиться и по развалинам древнего Акрополя в районе Кастелли на Патмосе и по надписям, найденным там и датируемым IV веком до н. э. Сегодня Акрополь на Патмосе — это несколько сохранившихся древних камней. Здесь запрещены какие-либо раскопки, но местные жители, живущие неподалеку, свидетельствуют о том, что по ночам видят там огни. По-видимому, кому-то из приезжих не дают покоя легенды о древних сокровищах.
Как и многие острова Эгейского и Ионического морей, находящиеся на пути из Италии в Грецию и Турцию, по мере развития мореплавания Патмос становился все более привлекательным для каждой из этих стран. Бухта Скала, закрытая в то время от обозрения с моря, была прекрасным убежищем для пиратских судов и турецких галер. Поэтому не удивительно, что с V по XI век Патмос опустел и стал необитаемым.
Строитель монастыря
В конце XI века на остров прибывает пустынник Христодул. Вынужденный покинуть свою обитель из-за турецких набегов, он странствовал по священным местам Востока, связанным с земной жизнью Христа. Именно так он прибыл на Патмос. Решив, что остров своей безлюдностью и небольшими размерами — всего шестнадцать километров в длину и не более десяти в ширину — идеален для отшельничества, он отплыл в Константинополь, чтобы просить императора Алексия Комниноса разрешить там постройку монастыря. И 11 апреля 1088 года указ был подписан императором и передан в руки святого Христодула. Кстати, эта драгоценная реликвия — дарственная на остров с золотой печатью и перевязью — до сих пор хранится в прекрасном состоянии в музее монастыря.
Именно с этого момента и начинается монастырская история Патмоса.
Святой Христодул, являясь игуменом и правителем острова, установил законы, по которым было запрещено селиться мирским людям на острове. Исключение было сделано лишь для мужчин-строителей. Но вопреки этому через три года игумен уже принимал рабочих, прибывших со своими семьями. Монахам же строго запрещалось посещать эти дома, а кто не соблюдал эти правила — подвергались епитимии.
Девятнадцать лет шло строительство обители и ее стен. После завершения работ мирянам официально было разрешено селиться вокруг монастыря, чтобы при пиратских набегах они могли скрываться за стенами крепости обители.
Селений становилось все больше, пастбища и огороды все чаще появлялись на местной земле, давая островитянам возможность работать и богатеть. В бухту заходили пиратские корабли, нарушая покой местных жителей и нападая на монастырь. Монахи прятались в лесах. К концу жизни игумен, не имея больше здесь покоя, покинул Патмос и отбыл на остров Кос, где и скончался. Мощи святого Христодула по сей день хранятся в храме монастыря на Патмосе и являются предметом почитания для туристов и паломников.
Плоды послушания
После 1453 года по всей Греции существовала Оттоманская колонизация. Несмотря на это, многие острова смогли сохранить свою независимость, в том числе и Патмос, но местные жители обязаны были признать турецкое господство, а также много лет выплачивать дань султану.
С 1770 по 1774 годы русский флот под руководством адмиралов Алексея и Федора Орловых заняли территорию Патмоса. В музее монастыря до сих пор хранится кинжал одного из братьев.
Каждый из завоевателей Патмоса: итальянцы, турки, русские, немцы — оставили после себя следы. Даже само название, которое изначально было „Патнос“, менялось: Пальмоза, Патмоза, Патинос, и со временем осталось название „Патмос“. Менялись архитектура, привычки и обычаи местного населения, некоторые жители острова до сих пор прекрасно общаются на итальянском языке, который они вынуждены были учить во время Второй мировой войны, когда Патмос оккупировали итальянцы. Менялась и сама природа.
В 1088 году Николай Цанци, придворный нотарий императора Алексия Комниноса и описатель Кикладских островов, прибыл на Патмос по приказу императора. В своей описи, которая также хранится в библиотеке монастыря на Патмосе, пишет: „Патмос я нашел совершенно пустынным, необитаемым, покрытым терновником и другими сорными травами, неприступным, по местам безводным и совершенно сухим, потому что на всем острове не было найдено живой воды или текущей, за исключением весьма немногих колодцев…“
С мая по сентябрь из-за полного отсутствия дождей земля на острове раскаляется жгучим солнцем. Здесь вы не найдете никаких водоемов, которые бы могли напоить деревца.
В середине ХХ века отец Амфилохий, духовник богословской школы при монастыре святого Иоанна Богослова, привез саженцы сосен с соседнего, богатого зеленью острова Кос. Семинаристы ухаживали за саженцами, поливали их, нося воду ведрами. Именно таким образом отец Амфилохий учил их выращивать доброе в своей душе и не уставал повторять, что вырастить дерево — значит умножить надежду и жизнь, стать сотрудником Божиим в преображении мира.
Труды не пропали даром, и сегодня роскошный парк из нескольких тысяч сосен украшает Патмос. Их больше не надо поливать, они сами удерживают влагу. А путники, преодолевая крутой подъем в монастырь, имеют возможность укрыться от жары и отдохнуть в роще, даже не подозревая, что прекрасные деревья — плоды послушания.
Престижный курорт
Сегодня всех прибывающих на Патмос встречает необъятная панорама острова со священным монастырем Иоанна Богослова, стоящим, как страж, на вершине горы. От его крепостных стен вниз спускаются белые домики одного из монастырских селений — Хоры.
По последним данным статистики, отдых на Патмосе считается одним из самых дорогостоящих, а если у кого-то появилось желание купить здесь домик, то цена будет зависеть от местонахождения по отношению к монастырю и может доходить до миллиона евро. Практически все дома Хоры давно раскуплены иностранцами, иметь здесь дом очень престижно. Однажды я встретила известного киноактера Ричарда Гира, который совершал утреннюю пробежку. На мой вопрос, за что он любит Патмос, он ответил: „Здесь очень спокойно, нет папарацци и везде Божия благодать“.
Примерно так высказываются и другие приезжие. Паломники из Москвы Тамара Агафонова и Надежда Сниткина, первый раз приехавшие на Патмос, единодушны: „Мы попали в другой мир! Здесь все дышит любовью. Люди очень добрые, улыбаются, спрашиваешь что-либо, а они с удовольствием отвечают. Им повезло, что живут в таком благодатном месте. По возможности приедем сюда еще“.
Остров Откровения
Великие творения имеют великую судьбу. Потрясая умы и сердца, они оставляют неизгладимый след в жизни поколений. Именно к таким произведениям относится „Апокалипсис“ или „Откровение“, написанное святым Иоанном Богословом, — единственная пророческая книга Нового Завета.
О жизни святого Иоанна известно немного. Из Нового Завета мы узнаем, что сын галилейского рыбака и жены его Соломеи, одной из будущих мироносиц, в молодости покинул родной дом. Иоанн Богослов в числе трех ближайших учеников Христа восходил на гору Фавор, где был очевидцем Преображения Господня. Во время Тайной вечери он как любимый ученик „возлежал у груди Иисуса“ (Ин. 13–23). Во время распятия Господа он стоял возле Креста вместе с Пресвятой Богородицей. Умирая, Христос завещал Матери Своей считать Иоанна своим сыном, а ему доверяет заботиться о Ней до конца Ее дней.
Предание гласит, что Иоанн прожил долгую жизнь в борьбе и скитаниях. При императоре Домициане он был схвачен и в 95 году н. э. сослан на сухой, малообитаемый остров Патмос. В то время немногочисленные жители острова поклонялись Артемиде, Аполлону и Дионису. Миссионерская деятельность апостола на Патмосе началась с одной семьи, в которой мальчик страдал лунатизмом, никто не мог ему помочь. Крестив отрока и исцелив его, Иоанн Богослов привел ко Христу всю его семью. Из этих людей под началом апостола возникла местная Церковь.
Пещера Апокалипсиса
Апостол Иоанн жил и писал свое Откровение на Патмосе в небольшой пещере. Она сохранилась до наших дней и является местом паломничества и поклонения. Называется она Святой пещерой Апокалипсиса. В ней устроена церковь.
Известный литургист Алексей Дмитриевский, посетивший Святую пещеру Апокалипсиса более ста лет назад, описывал ее так:
»Грот Апокалипсиса находится как раз на половине дороги от пристани к монастырю, в недалеком расстоянии от самой дороги. Снаружи он покрыт постройками, посреди которых возвышается изящный купол главного храма в честь святой Анны. Храм Откровения представляет естественную, из известкового камня темно-серого цвета, совершенно необделанную пещеру, приспособленную, однако же, для богослужебных целей.
Грот весьма небольших размеров. На самом потолке грота есть три довольно заметные борозды или полосы от того «великого землетрясения» (Ап. 6, 12), которым сопровождалось созерцание сокровенных тайн Божиих великим тайновидцем. Близ алатарной преграды на правой стороне есть небольшая впадина или выбоина в пещере, образовавшаяся, как утверждает то же Предание, от падения замертво святого апостола… Грот Апокалипсиса сохранился в своем настоящем виде со II века«.
Мало что изменилось с тех пор.
Осторожно спускаясь по крутой лестнице, ведущей в пещеру, я вхожу в благословенное место. Здесь каждый просит о своем, открывая свою душу и доверяя святому самое сокровенное в надежде, что их услышат.
— Я много лет живу на Патмосе, — говорит Виолетта Сколину, гид острова, — именно здесь, в святой пещере, перед иконой Апокалипсиса нахожу душевный покой. Что бы ни произошло в моей жизни — хорошее или плохое — я прихожу сюда, чтобы поблагодарить Бога за все!
В середине ХХ века на остров прибыла одна семья из Афин. Эти люди были исполнены желанием просить святого Иоанна излечить их глухонемую дочь. Войдя в пещеру и приблизившись к иконостасу, родители упали на колени, а дочь начала отталкивать их, давая понять, что они наступают на гробницу святого. После этого случилось чудо — девочка заговорила и стала слышать, а на том месте, перед иконостасом, по сей день стоит медная ограда. По древним свидетельствам, именно там и покоилась голова апостола Иоанна во время сна. С правой стороны от входа в Святую Пещеру, на гладкой с небольшим выступом поверхности лежит Святое Евангелие. Именно здесь был написан «Апокалипсис», и сохранилась ручная опора в скале, на которую тайновидец по причине своей старости опирался, чтобы встать.
Отец Исидор — священник и учитель духовной школы — служит литургии в Святой пещере. Многие из местных жителей предпочитают проводить обряд крещения именно здесь, считая, что «одно из самых святых мест — это грот Апокалипсиса, и, живя здесь и зная историю этого места, невозможно поступить иначе».
На Патмосе около пятисот церквей на три тысячи жителей. Почти каждый житель острова по воскресеньям ходит в церковь. Это как долг, который нужно исполнить, и это то, чему учили родители. Даже маленькие дети, уютно сидящие на руках у своих родителей, тихо слушают литургию. Местный житель Янис Симандирис, отец четырех детей, не пропускает воскресных служб. Каждое утро он со всей семьей идет в храм.
— Я очень люблю это место — Патмос. Ведь именно здесь Иоанну Богослову было суждено увидеть подобного Сыну Человеческому и услышать Бога, а после этого удостоить Патмос названия «второй Иерусалим», — говорит Янис. — Но мне как местному жителю обидно, что многие живущие здесь абсолютно не знают своей истории. А ведь она одна из самых богатых. У меня таверна недалеко от монастыря Иоанна Богослова, и я часто вижу паломников, которые едут издалека, чтобы только пройти по святому острову, а ведь есть местные, которые никогда не были в Апокалипсисе. Обидно. Я всегда с восхищением смотрю на русских паломников, их видно издалека: женщины всегда с покрытой головой, держатся все вместе и никогда не кричат. Я не был в России, но думаю, что эти люди — пример вашего духовного развития, образец того, как почитают в России Церковь и святые места. Счастья вам!
В 1999 году исторический центр Хоры с монастырем святого Иоанна Богослова и пещера Апокалипсиса на острове Патмос были провозглашены ЮНЕСКО памятниками мирового наследия.
Иеромонах Александр (Карадимитриу): «Найти мир в душе — это так просто!»
Говорят, что всему своё время, может, поэтому должно было пройти 65 лет для того, чтобы бывший танцор с артистическим псевдонимом Николсон ушёл в монашество. В то время его поступок восприняли все неоднозначно. Кто-то смеялся и удивлялся, а некоторые просто решили, что это шутка, не веря в это, но ведь для каждого грешника никогда не поздно поверить, покаяться и полюбить Бога…
Вот уже восемь лет я живу на острове Патмос. Это тот самый Патмос, где апостол Иоанн Богослов записывал Откровение. «Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа» (1 Откр. 1, 9).
По профессии я фотограф. Однажды, прогуливаясь по узким улочкам в поисках интересного кадра, мне повстречался монах с пушистой серебряной сединой бровей и бороды, присевший на скамейку, чтобы отдохнуть… Подошла, спросила, не помочь ли чем, и завязался наш разговор. Сначала просто договорились, что я приду к нему домой, чтобы сфотографировать во время службы, но, услышав историю его жизни, я не могла об этом не написать…
Его дом и церковь, слитые воедино, стоят на горе, над высоким обрывом, а за ним — море и чуть голубеющий сквозь дымку горизонт. Отец Александр встретил меня у порога и пригласил в дом. Его комнаты совершенно не похожи на монашескую келлию. Мягкие кресла, фотографии на стенах. На одной — танцующий юноша в распахнутой на груди рубахе и в высоком прыжке над сценой.
— Да, это я, — улыбаясь, говорит отец Александр. — Что, не похож?
Танцор под артистическим псевдонимом Николсон был известен в Греции, а также во многих столицах Европы. Шоу называлось «Николас Николсон: танцы народов мира». Ему довелось выступать с греческими, испанскими, цыганскими, африканскими танцами и даже русскими. В фильме «Клеопатра» с Элизабет Тейлор он сыграл роль азиатского царя.
Прошу отца Александра рассказать немного о своей жизни.
— Я родился в 1927 году на острове Самос. Отец был моряком, мать воспитывала семерых детей. Она всегда ходила в чёрной одежде, в её комнате висело много икон и постоянно горела лампада. Помню, как она в свободное время считала узелки на чётках, произнося: «Господи Иисусе, спаси нас, Господи Иисусе, прости нас».
Крестили меня в младенчестве. Я любил Бога, но никогда не был с Ним рядом. Проходя мимо церкви, крестился, не заходя в неё, перед едой читал молитву только потому, что это делала моя мать. Я думаю, что любовь моей мамы к Богу сыграла большую роль в последующей жизни. Она как будто посеяла семя в моей душе, семя любви, а вот взросло оно намного позже. Мне очень жаль, что мамы сейчас нет со мной, но она наблюдает за мной на небесах и радуется за меня.
После смерти мамы, в 1940 году мы с сестрой остались одни. Она заменила мне мать. В тяжёлые годы Второй мировой войны люди умирали прямо на дорогах. Каждый день по улицам Афин проезжала телега, которая вместо мусора собирала трупы и сваливала их в общую могилу. Однажды на улице убили одного германского офицера, и по воле судьбы я оказался недалеко от места убийства. Немецкие солдаты, чтобы отомстить, арестовывали всех прохожих, одним из них оказался и я… Так в 13 лет я был сослан в Австрию, в лагерь. Нас везли в Линдс в товарном поезде, как животных. До сих пор помню звук сирен и падающих бомб в то время, когда состав попадал под бомбёжку. Но выжил я потому, что Бог этого хотел.
В течение пяти лет мои родственники не получали никакой весточки от меня и думали, что больше меня никогда не увидят. Но в 44 году австрийский город Линдс был освобождён американцами, и я смог вернуться на Родину. Именно после войны, для того чтобы помочь своей семье, стал заниматься танцами. Я был принят в школу профессионального балета и параллельно работал как танцор в кабаре. Мне было тогда 19 лет. Именно с этого возраста начинается моя карьера танцора. Постоянные гастроли: Ирак, Иран, Египет, Сирия, Турция, страны Европы и Америки. Вся душа, все мысли были в работе.
После нескольких лет успешной карьеры я стал импресарио, открыл своё агентство, помогал многим начинающим артистам. Многие из них приезжают ко мне и сейчас.
— Отец Александр, что вас привело в монашество?
— 15 лет назад умерла моя сестра, и я остался один. Помню, начиналась Страстная неделя. Мы заказали литургию на девятый день после смерти сестры. По возвращении домой какая-то неизвестная сила толкнула меня в комнату сестры. Я зашёл, чувствуя, как трясутся мои ноги. Встал на колени перед иконой Матери Божией и начал молиться. Все, что я знал, — это «Отче наш». Но тогда я взял молитвенник моей сестры и начал читать все подряд. Слезы лились из глаз, и я уже не видел строк и не мог читать, но в тот момент заговорила моя душа. Меня охватило неведомое прежде чувство, настолько мне незнакомое, как будто это был не я. Я не мог понять, что это происходит со мной. В тот момент вся моя жизнь со всеми грехами пробегала перед глазами. Я вдруг вспомнил, что уже 25 лет не причащался. Внутренний голос говорил мне, что я должен это сделать. Но как? Ведь моя мама всегда говорила: «Человек, который идёт причащаться без исповеди, сжигает сам себя!» Страх и уважение к Господу не позволяли мне идти на это Таинство…
Я обратился к Всевышнему: «Боже мой! Покажи мне знак твой, что прощаешь меня за все мои грехи и позволяешь мне пойти причаститься Крови и Плоти Твоей». После этого я вышел из комнаты, умыл своё лицо, мне стало легче. Открыв опять дверь в комнату, я увидел, что белые стены стали голубыми и везде на них висели кресты, которых до этого там не было. «Показалось», — подумал я и закрыл дверь. Через пару минут, открыв дверь, опять увидел то же самое. Это был Знак! Я изнемог и лёг отдохнуть. Вдруг почувствовал, что кровь будто вытекает из меня и жизнь уходит вместе с ней. Через пару минут я перестал себя ощущать, как будто умер. А на следующее утро я исповедался и принял Святое Причастие.
С этого дня у меня началась другая жизнь — жизнь православного человека!
После видения я начал понимать, что меня больше не интересует моя работа, агентство, перестал отвечать на постоянно звонящие телефоны. Единственное, чего я жаждал в тот момент, — понять, что со мной происходит, и стать ближе к Богу…
Вскоре за чтением Святого Писания я услышал голос: «Оставь все и уезжай на Патмос». Я решил посетить этот остров. Знал, что здесь есть святая пещера Иоанна Богослова, который писал здесь «Апокалипсис». Поехал я вместе с другом. На литургии в монастыре святого Иоанна Богослова я услышал тот же внутренний голос: «Построй здесь церковь и дом».
На Патмосе игумену Исидору я рассказал все, что со мной случилось, а также о моей прежней жизни. Я просил дать место для постройки церкви, но ответить мне сразу не могли, так как это решает синклит и совет старцев. Мне пришлось ждать. Я уехал в Афины с уверенностью, что очень скоро вернусь сюда. Друзьям же сказал, что в случае отказа из монастыря я все равно останусь жить на Патмосе.
В Афинах начал распродавать свои сервизы, серебро, мебель и ковры. Но на построение храма денег не хватало, и мне пришлось продать свой дом. А через некоторое время пришло письмо: совет старцев благословлял меня строить церковь, и монастырь предложил помощь в этом деле. Но Господь велел мне строить на свои средства. Я отказался от помощи монастыря и построил с Божией помощью храм за восемь месяцев. А уже к Рождеству игумен постриг меня в монахи.
— Отец Александр, мне как человеку мирскому кажется очень странным ваш поступок: любимую работу, славу, богатство — все оставить в один день!
— У меня была прекрасная жизнь, я делал то, что хотел. Но это только я так думал. На самом деле моя жизнь была полна волнений, горечи и проблем. С тех пор как я нашёл Бога и пошёл за Ним, чтобы действительно жить, горечи и проблемы ушли. Все трудности в моей жизни, все препятствия, болезни (у меня было четыре операции) — все прошло и забылось, но именно так было угодно Всевышнему. Слава Богу!
— Отец Александр, у вас бывают гости? Приходят ли здешние жители к вам на службу?
— Местные ко мне редко приходят, наверное, брезгуют моими кошками — у меня их около ста. Но это же живые существа, они мои друзья, и им тоже нужна любовь. А знаете, мне иногда так хочется увидеть в церкви зажжённую свечку — как знак, что меня не забыли!
Сейчас у меня нет ничего, кроме моей церквушки и пары комнат при ней, но большего мне не надо. Я как отшельник. Повторяю каждый день слова благодарности Богу, что все сложилось именно так в моей жизни. Бог в каждом из нас, и я чувствую Его каждой клеткой своего организма. Я действительно счастлив. Ведь это так просто — найти мир в душе. Люди все усложняют, торопятся, бегут, ищут счастья, а ведь оно рядом с нами.
Хочу поздравить всех ваших читателей с праздником Пасхи, и да поможет вам Бог! Христос воскресе!