Милость или Закон?

10:46, 26 февраля 2024
Где впервые звучит заповедь о безграничной любви

Уникальная притча, вмещающая несколько уровней смысла и отразившаяся в богослужебной практике христианства, всегда привлекала особое внимание древних читателей, толкователей и современных исследователей. Кроме того, что она поясняет фундаментальные истины Христовой веры, притча подрывает господствующие стереотипы и будоражит священные представления в сознании слушателей своего времени. Как это зачастую бывало, Господь Иисус Христос для глубокого усвоения доводит повествование до максимального напряжения.

Притча о милосердном самарянине приведена в Евангелии от Луки (Лк 10:25–37). Спаситель произнес ее по дороге в Иерусалим в третий год Своего служения. Евангелист упускает подробности, но становится понятно, что ситуация разворачивается на одной из остановок, в доме или на улице какого-то города. Вероятно, по окончании проповеди к Нему обратился один из слушателей, законник. Как отмечено в тексте, он «встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?»

Как часто Спаситель слышал этот вопрос! И каждый раз Он спокойно на него отвечает. Даже несмотря на лукавство вопрошающего. Ясно, что Его хотели уловить на противоречии Закону Моисея или собственному учению, чтобы унизить в глазах людей, найти причину для осуждения. Но каждый раз Он «разочаровывал» их, не давал им повода для этого.

Условие спасения

Для иудейского богословия вопрос об оправдании всегда был не из легких. В Талмуде этому посвящен целый раздел, где приводятся разнообразные мнения самых авторитетных раввинов. Конечно, всех их объединяет общее представление, что надо добросовестно исполнять Моисеев Закон. Но Закон состоит из сотен предписаний. Тут-то и начинается расхождение мнений.

Что интересно, Господь каждый раз начинает Свой ответ со встречного вопроса: а что думает сам человек? И всегда следует отсылка к Закону. Так и сейчас: Христос вопрошает законника, что, по его мнению, говорит Закон о спасении? И тот озвучивает те самые заповеди о любви, которые Господь Иисус Христос, на удивление тех же законников, определил главными в беседе со Своими недоброжелателями на исходе Своего земного служения (Мф 22:35–40, Мк 12:28–34).

Из евангельского повествования и общей характеристики деятельности Спасителя проистекает однозначный вывод, что Гос­подь Иисус Христос первым в истории иудейского богословия и всей человечес­кой философии поставил на первое место любовь. О добре и милосердии говорили и до Него. Своей вершины ветхозаветная мораль достигла в золотом правиле: не делай другому того, чего себе не желаешь. И только Христос совершил прорыв, собрав воедино два разрозненных предписания (Втор 6:5 и Лев 19:18), находившихся на периферии законнического мышления современников, и придав им новый смысл и значение.

Приведя заповеди о любви к Богу и ближнему в качестве самых главных, Господь поступил настолько неожиданно и оригинально, что привел в недоумение некоторых законников, а у других вызвал восторг. Именно этим объясняется реакция одного из них: «Хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его; и любить Его всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв. Иисус, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: недалеко ты от Царствия Божия» (Мк 12:32–34).

Кто же ближний?

Законник уже слышал проповеди Христа и знал, какие требования Закона Господь Иисус считает наиболее значимыми. Поэтому он и отвечает так, чтобы угодить Учителю из Галилеи и одновременно заставить Его рассуждать дальше. «А кто мой ближний?» — звучит следующий вопрос. В ответ он слышит притчу о милосердном самарянине.

В ней описывается, как главный герой, житель Самарии, спас от верной смерти жителя Иудеи, которого ограбили и почти убили разбойники на дороге из Иерусалима в Иерихон. В то время как священник и левит прошли мимо пострадавшего, самарянин оказал ему первую помощь, омыв раны вином и маслом, и отвез в гос­тиницу. Он передал попечение о страдальце хозяину гостиницы и, вручив два динария, обещал возместить все расходы.

В притче упоминаются два самых известных города Палестины. Если Иерусалим неизменно пользовался славой как столица и духовный центр иудейского мира, то Иерихон был славен своей историей. Это был первый город, который евреи покорили при вступлении в Землю Обетованную, проклятый и преданный вечному пребыванию в руинах. Однако впоследствии он был вновь заселен и к I веку по Р. Х. стал цветущим. Археологи XX века пришли к выводу, что Иерихон — самый древний город на Земле, его история насчитывает восемь тысячелетий. Об этом свидетельствует огромное количество культурных слоев, верхние из которых относятся к периодам истории Израиля. Дорога между этими легендарными городами проходила по дикой, пустынной и незаселенной местности, так что там действительно могли находить убежище бежавшие преступники и неприкаянные люди. Они сбивались в шайки и совершали грабежи.

Именно такая общеизвестная ситуация раскрывается в сознании слушателей рассказом Иисуса Христа. Несчастный человек оказался жертвой разбоя, когда, вероятно, направлялся домой из Иерусалима, где совершил должное жертвоприношение в храме. Чаще всего в Иерусалим ходили только с этой целью.

Священник и левит двигались, скорее всего, в противоположном направлении: из Иерихона, где жили, в Иерусалим для несения своей чреды в храме. Никто из них не оказал помощь лежащему и страдающему человеку. Для участия в богослужении они должны были соблюсти ритуальную чистоту, им было запрещено касаться всего скверного. А тело умершего человека считалось таковым. Чтобы проверить, жив ли брошенный на дороге человек или нет, нужно было к нему прикоснуться. Но священнослужители не могли так рисковать, ритуальная чистота для храма была выше человека.

Когда выбираешь между Богом и ближним

Христос не осуждает служителей храма. Они поступили так не из черствости или равнодушия. В Своем рассказе Господь специально гиперболизирует ситуацию, доводит до максимума остроту существующего противоречия Закона и жизни. Те, кто служит Богу, кто должен быть воплощением Божественной доброты, не могут сделать добра — заповедь ритуальной чистоты запрещает. Поэтому Христос для Своих последователей отменяет «ритуальную чистоту или скверну». В частности, о пище Он сказал: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека» (Мф 15:11). То есть единственной скверной для человека является грех. И нельзя выбирать между Богом и ближним. Любая помощь ближнему и принятие его — это всегда служение Богу.

Самарянин пренебрег враждой между народами, «ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются» (Ин 4:9), не стал мстить за презрение и унижения со стороны иудеев, которые, несомненно, и сам испытывал. Движимый состраданием, он сделал все, что в его силах, и даже больше.

Итог притчи Господь подводит вместе с вопросившим законником. Он заставляет признать тот факт, что ближним является даже неприятный для тебя человек. Законник не смог выговорить слово «самарянин», а прибегнул к нейтральному определению — «сделавший ему милость». Но, так или иначе, оба героя притчи — ближние друг другу. Ближний — это любой человек, рядом с которым ты находишься. Все, кто нас окружает, знакомые и незнакомые, добрые и не очень, приветливые и сдержанные, доброжелательные и равнодушные. И всех их, без исключения, нужно любить.

Подготовил протоиерей Алексий Белецкий

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.