Митрополит Иларион: «Преподобный Серафим сыграл в моей жизни важную роль»

16:55, 16 февраля 2010

1 февраля во внимание к усердному служению Матери Церкви архиепископ Волоколамский Иларион (Алфеев) был удостоен иерархической награды — возведения в сан митрополита. Посещая в дни памяти преподобного Серафима Саровского Нижегородскую епархию, 14 января он дал интервью радио „Образ“, в котором рассказал о своем обретении веры, воцерковлении, монашеской и архипастырской деятельности. Владыка также осветил многие проблемные вопросы, касающиеся отношений Церкви и мира, взаимодействия Православной Церкви с иными конфессиями и ответственности человека перед Богом за Его дары.

— Вы возглавляете такие серьезные организации, как отдел внешних церковных связей, общецерковную аспирантуру, и в то же время являетесь настоятелем храма в честь иконы Божией Матери „Всех скорбящих Радость“ на Ордынке. Вы находите время участвовать в приходской жизни?

— Стараюсь находить для этого время, потому что считаю, что никакая деятельность священнослужителя, если она не основана на богослужении и на литургической жизни, во-первых, никогда не будет успешной, а во-вторых, это просто неправильно, чтобы священнослужитель занимался только церковно-административными или учебными делами. Божественная литургия — тот источник, из которого священнослужитель черпает духовную силу. Если этой духовной силы у него не будет, то он ничего другого не сможет совершать.

Поэтому я стараюсь неукоснительно совершать богослужения в воскресные и праздничные дни, по крайней мере, тогда, когда я нахожусь в России, в Москве. Во время пребывания за границей стараюсь служить в храмах, которые оказываются поблизости.

— Насколько оправдан наш диалог с инославными конфессиями?

— Он оправдан ровно настолько, насколько мы живем бок о бок с представителями этих конфессий. И чаще всего это бывает диалог не за круглым столом, а, например, за семейным столом, когда в одной семье оказываются представители разных конфессий. Не потому, что они по-разному уверовали, а потому, что, допустим, муж русский и православный, а жена полька и католичка. И это та очень реальная ситуация, в которой живут многие люди на Западе и в нашей стране. Диалог необходим для того, чтобы мы понимали, как нам вместе жить, что у нас общего, в чем наши различия, что мы можем делать вместе, а чего не можем. А если говорить о каком-то межцерковном уровне, то такой диалог необходим, потому что перед православными и католиками сегодня стоят очень многие общие вызовы, такие, как, например, воинствующий секуляризм. Православные и католики при всех своих различиях могут очень многое делать вместе, чтобы противостоять натиску воинствующего секуляризма и чтобы защищать традиционные христианские ценности, такие, как семья, рождение и воспитание детей.

— Можно ли говорить об оживлении интереса на Западе к православию? И если да, то чем это можно объяснить?

— Я не могу сказать, что на Западе есть какой-то массовый интерес к православию. Но есть очень много людей, которые, даже не будучи православными, с большим уважением относятся к Православной Церкви, читают православную литературу, молятся православным святым. Я знаю католиков и целые католические общины, которые почитают преподобного Серафима как своего святого, они молятся ему, читают акафисты, а некоторые и переходят в православие. Я думаю, что здесь есть много факторов. Во-первых, с православием соприкасаются через икону, которая приобрела необычайную популярность на Западе. Даже в протестантских странах, где в последние несколько веков вообще не было иконописных изображений, потому что протестанты отвергли само представление о возможности написания иконы, в их храмах мне приходилось видеть православные иконы. Потому что пустое здание, где нет никаких христианских символов, не привлекает людей, и настоятели этих храмов начинают искать что-то привлекательное, а ничего более привлекательного, чем православная икона, найти в такой ситуации невозможно… Я думаю, что за последние лет 50 на Западе очень много узнали о православии, к нему появился интерес, хотя, повторюсь, не массовый.

— Вы отметили в Дивееве 8-ю годовщину своей архиерейской хиротонии. Что вы скажете о батюшке Серафиме: участвует ли он каким-то образом в вашей жизни?

— Могу сказать, что преподобный Серафим в моей жизни сыграл очень важную роль тогда, когда я еще только входил в жизнь Православной Церкви. И среди тех книг, которые мне тогда удалось прочитать о нем, а это было еще в советское время, главной была „Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря“, составленная митрополитом Серафимом (Чичаговым). Все эти книги тогда распространялись в самиздате, это были ксерокопии на плохой бумаге, где иногда невозможно было различить буквы, но через это я впервые тогда соприкоснулся с преподобным Серафимом, и с тех пор, конечно, мне очень хотелось приехать в Дивеево, и при первой возможности я это сделал. Такая первая возможность представилась мне в начале 90-х годов, когда обитель только еще начинала восстанавливаться. Уже был действующим Троицкий собор, уже были только-только перенесены в монастырь мощи преподобного Серафима, но остальное частично было в руинах, частично в оскверненном и поруганном состоянии. И сейчас очень радостно видеть те колоссальные благие изменения, которые произошли на этом месте. Но самое главное — то, чтобы в этой обители сестры сохраняли дух преподобного Серафима. И я думаю, что это великая ответственность, которая лежит и на игумении, и на каждой из сестер обители, потому что сохранить дух, возродить дух преподобного Серафима, хранить его бережно и передавать его другим людям не менее, а может быть, гораздо более ответственная задача, чем восстановить стены. Потому что никакие стены не помогут нам, никакое церковное благолепие не поможет, если храмы не будут наполнены молящимися, а обители — иноками и инокинями, которые будут в страхе Божием исполнять заповеди Господни, просвещая весь окружающий мир, наше общество и наш народ.

Поэтому для меня очень дорог преподобный Серафим и возможность побывать здесь. Я впервые посетил те места в закрытом городе Сарове, куда раньше не мог попасть: где была келья преподобного Серафима, где он беседовал с Мотовиловым. Вспомнил я свою юность, когда только еще об этом читал в самиздатских книгах. И я молился преподобному Серафиму о себе, о близких мне людях, о моих сотрудниках и о том, чтобы то дело, которое мне сегодня поручено Церковью, совершалось беспрепятственно и чтобы благословение Божие было над всеми нами.

Беседовала Наталья Огудина

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.