Митрополит Савва: «Святая Русь обогащает православием весь мир!»

16:45, 9 сентября 2010

Со 2 по 6 сентября проходил официальный визит архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия в Республику Польша. Он состоялся по приглашению Блаженнейшего митрополита Варшавского и всея Польши Саввы и по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. О польском православии и жизни Польской Православной Церкви с владыкой Саввой побеседовал руководитель пресс-службы Нижегородской епархии священник Виталий Груданов.

— Ваше Блаженство, в настоящее время во многих государствах наблюдается повышенный интерес людей к Церкви. Скажите, много ли новых членов приемлет Польская Православная Церковь?
— Вы правильно заметили, что сегодня наблюдается большой интерес к православию. Это происходит и в Польше: православием интересуются даже те, кто православными по вероисповеданию не являются, причем среди них много молодежи. Эти люди находятся на пути к Церкви. С православием они знакомятся прежде всего через богослужения, иконы и церковное пение. Их интерес я связываю с тем, что люди устали от духовной пустоты, которая образовалась в западном мире. Они обращаются к православию, которое, в отличие от других христианских конфессий, сохраняет дух древности, строго следует церковной традиции и преданию святых отцов Церкви, ничего не изменяя и не привнося нового.

— Вы сказали, что сейчас в храмы приходит много молодежи. Расскажите, как польские священники и архиереи работают с молодежью?
— Молодежь — это будущее Церкви, наша надежда. Бог так благословил, что нам удалось в 1982 году организовать Братство православной молодежи. Это молодежная организация работает в Церкви. Ее задача — объединение православной молодежи в Польше на основе просветительской, издательской и социальной деятельности. Молодые люди организуют конференции, встречи, причем не только в православных, но и римско-католических и протестантских центрах, выпускают много духовно-просветительских изданий, помогают одиноким людям, организуют летние лагеря в Польше и за границей, а также паломничества к святым местам.
Самое известное такое место — монастырь на Святой горе Грабарка, куда на праздник Преображения стекаются тысячи людей из разных городов, епархий и благочиний Польши. Ежегодно из Белостока на Святую гору Грабарка три дня движется православный крестный ход. 19 августа паломники с принесенными крестами троекратно обходят на коленях расположенный на вершине храм, ставя свои кресты. Даже во время насаждения атеизма, когда молодежь несла кресты, во всех деревнях верующие люди вставали на колени. Сейчас сельчане встречают паломников, принимают их в своих домах, сами примыкают к крестному ходу. Паломников из Варшавы сегодня встречают даже римо-католики. Пешее паломничество на гору Грабарка — живое свидетельство силы православной веры. И это способствует объединению нашей молодежи вокруг Церкви.
В школе мы преподаем Закон Божий. Законоучители имеют программу, которая утверждена Собором епископов. В больших городах работа ведется не только в средних, но и высших учебных заведениях. Словом, вся молодежь охвачена церковным окормлением.

— В западном мире Православной Церкви приходится сталкиваться с другими конфессиями. Как складываются отношения Польской Православной Церкви с Римско-Католической церковью?
— Я думаю, что в Польше Православная Церковь имеет самый большой опыт взаимоотношений с католиками. Из 95 процентов верующих в Польше, 90 — римо-католики. Польский римо-католицизм очень своеобразен и довольно фанатичен. В истории нашего сосуществования было немало трудностей, но сейчас, слава Богу, у нас отношения нормальные. Оценивая прошлое и вспоминая очень трудные моменты наших взаимоотношений, сегодня я очень доволен сложившейся ситуаций. У нас налажен обмен богословами в школах. Мы участвуем во взаимных торжествах — и общегосударственных, и  церковных. Дай Бог, чтобы так продолжалось и дальше.

— А как Вы оцениваете отношение сегодняшней польской власти к Православной Церкви? Ведь известно, что основная часть власть имущих в Польше — люди, исповедующие римо-католицизм.
— Польша входит в Евросоюз, в котором существуют определенные требования к входящим в него странам: демократия, плюрализм и т. д. Люди, стоящие у власти, стараются осуществлять правление в этом духе. Конечно, все зависит от человека. Правильно вы сказали, что правительство Польши состоит в основном из римо-католиков. Но был случай, когда премьером стал не католик. Слава Богу, у нас в 1991 году принят закон, регулирующий отношения государства и Православной Церкви. На основе этого закона мы имеем возможность преподавать Закон Божий в школах, строить храмы, окормлять дома престарелых, больницы, воинские части и т. д. Причем нам не делают одолжения, мы всего этого требуем. Сегодня отношения между государством и Православной Церковью правильные и, скажу, хорошие. Новый президент старается, чтобы эти отношения были нормальными. В отношениях с правительством сегодня мы тоже не имеем никаких трудностей. Что касается отношения власть имущих на местах, то здесь все зависит от людей. Например, когда мы что-либо строим, то порою проявляется недоброжелательность. Кто или что стоит за этим — ведает Господь. Я привожу лишь пример. Но, имея закон, о котором я говорил, в конце концов мы добиваемся позитивных результатов.

— Ваше Блаженство, в заключение что бы Вы могли пожелать нашим читателям?
— Прежде всего я хочу сердечно приветствовать всех читателей. Я очень рад, что по благословению Его Святейшества Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла архиепископ Георгий, который окормляется великим святым преподобным Серафимом Саровским, смог посетить Польшу и привезти благословение нашей Церкви. Я благодарю Бога за эту духовную поддержку. Всем вашим читателям я желаю, чтобы молитвами преподобного Серафима Саровского Господь подавал каждому по его потребностям, чтобы они были верны Православной Церкви, чтобы Святая Русь действительно сохраняла веру православную и обогащала этим сокровищем, которое она имеет по Воле Божией, не только русский народ, но и весь мир.

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.