Молитва «по правилам» и без них

20:24, 8 июня 2023
Зачем Богу «условности»

Богообщение — область предельной человеческой свободы, ведь подлинной, исконной свободой человека наделил Сам Творец. Но, открывая для себя возможности быть услышанным Им, человек иногда недоумевает: Бог слышит и так — зачем такое множество формальностей: храмы, посты, молитвы?.. Вопросов об этом от прихожан не становится меньше, хотя, казалось бы, Православная Церковь в нашем обществе существует уже давно и за три последние десятилетия ее традиции и установления люди привыкли воспринимать как должное.

— Как научить дочь не обижаться на бабушек, которые буквально налетают в церкви на молодых и поносят их за несоответствующую одежду, косметику, за любое незнание церковных правил?

— Православный храм открыт для всякого человека. Поэтому сюда заходят люди разного возраста, воспитания, образования и, наконец, интеллектуального уровня — Господь принимает любую душу, стремящуюся к Нему. В последние годы стало меньше жалоб на «злых бабушек», но они все же есть — и жалобы, и «бабушки». Как объяснить их поведение? Часто невоспитанных, малообразованных, не умеющих сдерживать свои эмоции. К несчастью, они забывают, как сами когда-то впервые переступили порог храма, как сами были молодыми и жизнь их наполнялась не только молитвой, но и многими радостями мира, в том числе уходом за своей внешностью с использованием косметики, одежды по моде и т.д.

Придирки «злых бабушек» еще можно было бы терпеть, но этих «стражей порядка» часто обуревает желание поучать приходящих в храм людей, по их мнению, ничего не знающих, а на деле нередко знающих намного больше любой из них, потому что на поверку выходит, что сами доморощенные проповедники не прочли Новый Завет до конца ни разу. Так из церковных стен распространяются самые нелепые суеверия, с которыми Церковь призывает бороться.

Как объяснить дочери, «не осуждая тетку», чтобы не обращала внимания на грубые реплики? А разве можно не обращать на них внимания? Как на добро, так и на зло у живого человека есть определенная реакция. Но, безусловно, можно объяснить дочери, почему бабушка такая, что бабушка эта совсем не Церковь, а исключение в ней, научить и самой научиться прощать. Это намного важнее.

Но есть и другая сторона дела. Согласитесь, что, собираясь в театр или на деловую встречу, мы готовимся и соответственно подбираем одежду. Почему же церковь — исключение? Почему в Дом Божий мы идем как на пляж? Почему не уважаем традиций? Объясните дочери и то, что внешний вид наш при посещении храма отражает наше внутреннее состояние: любовь, покаяние, смирение. Почему не отнестись с уважением к хозяину дома, в который ты входишь? Тем более, Такому Хозяину!

— Не понимаю, зачем нужны одинаковые для всех молитвы? Я обращаюсь к Богу своими словами. Это неправильно?

— Молитва, по определению святителя Филарета (Дроздова), есть возношение ума и сердца к Богу. Можем ли мы обращаться к Нему своими словами? Вероятно, да, можем. Но вопрос в том, найдем ли мы такие слова, чтобы Бог нас услышал. Не будем ли мы просить у Него того, что вовсе не полезно для спасения души? Скорее всего, так и получится: нам ведь хочется, прежде всего, земных благ, успехов в этой жизни, здоровья телесного, наконец. Но разве это вредно человеку? Нет, не вредно. Но все же это должно стоять на втором плане, на первом же — то, что способствует нашему духовному росту, очищению и спасению души. Сила молитвы не в том, что мы просим чего-то у Бога (Он Сам знает, что нам необходимо в данный момент), а в том, что через молитву происходит единение человека и Бога, то есть в определенной мере реализуется цель назначения человека — обожение его.

Святые отцы называли молитву «нервами души нашей». Вот для чего и оставлены нам молитвы, слова которых подобраны. Это некие образцы наших прошений: вот так и вот это нужно просить у Бога, чтобы быть услышанным и получить желаемое, если это желаемое соответствует Божиему Промыслу о нас. Не услышаны бываем, когда произносим бесполезное, когда, молясь, не оставляем грехов своих, то есть обращаемся к Богу с нечистым сердцем. И еще Он нас не слышит, когда мы просим отмщения врагам.

«Что я говорю, — пишет один святой, — что здесь не нужно заботиться об искусстве в словах? Часто не нужно бывает и голоса, ибо, если в сердце своем изречешь Его как должно, то и в таком случае Он услышит тебя». Так что, прежде чем молиться своими словами, надо научиться правильно обращаться к Богу, просить полезное для спасения души, а не тела. Именно для этого и существуют молитвы святых — образцы возношения ума и сердца к Богу.

— Мне очень нравится, как звучит Псалтирь, сразу попадаешь в какой-то возвышенный мир. Но в псалмах, по факту, много непонятного. Существует ли их толкование? Где найти литературу по этому вопросу?

— Конечно же, толкование на книгу псалмов, называемую «Псалтирь», существует. Есть «Толковая Псалтирь» с краткими объяснениями, предваряющими каждый псалом. Есть брошюра «Ключ к Псалтири», также с кратким толкованием каждого из 150 псалмов. Кроме того, существуют более пространные толкования «Псалтири» святых отцов и известных экзегетов Священного Писания. Познакомиться с ними можно в любой православной библиотеке. В наше время, когда книги стоят достаточно дорого, записаться в нее весьма полезно.

— Зачем посещать храм, если Бог у меня в душе, и я всегда могу помолиться Ему и дома?

— Действительно, Бог всегда рядом с нами («Я с вами во все дни до скончания века» — Мф 28:20), и молиться Ему можно в любом месте. Почему же тогда уже много тысячелетий люди посещают храмы — места, где предполагается особое присутствие Божие? Уже потому, что Сам Господь так заповедал. «И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди них; все сделаете, как Я показал тебе, и образец скинии, и образец всех сосудов ея» (Исх 25:8–9). В храме совершается общая молитва, для которой мы должны собираться вместе по примеру апостолов: «…и пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» (Лк 24:53).

Наши оправдания своей лени, дескать, я помолюсь дома, не имеют основания: такой человек обычно и дома не молится. А если он не обращается к Богу, то о какой вере, а значит, и о присутствии в его душе Божества, может идти речь?

Мы говорим, что любим Бога. Любовь же всегда жертвенна. Наша малая жертва заключается в том, что мы отдаем свое время посещению Дома Божия, так мы учимся жертвенной любви, образец которой дал нам Спаситель, принесший Себя в жертву на Голгофе за нас.

И еще: только в храме совершаются таинства, прежде всего Евхаристия, здесь каждый день Христос зовет нас: вот Тело Мое и Кровь Моя — причащайтесь. И кто же отказывается от Святых Таин? «Кто не со Мною, тот против Меня» (Мф 12:30). Имеющий уши да слышит.

— Мне бы хотелось сходить на службу в старообрядческую церковь. Как мне там себя вести?

— Непонятно, зачем вы хотите посетить старообрядческую церковь, если принадлежите к Церкви Православной? Запретить вам, конечно, никто не вправе. Помните, что в чужой монастырь со своим уставом не ходят. Поэтому, мне думается, вам следует поговорить с кем-нибудь из прихожан старообрядческой церкви, расспросить о правилах ее посещения, сделать для себя выводы, что вы можете делать по тем правилам, а что будет противоречить вашим православным чувству и долгу. Например, как вы будете осенять себя крестным знамением во время службы — двумя или тремя перстами? Так что подготовьтесь к посещению храма, чтобы не оказаться белой вороной, и тогда сходите на службу, если желание ваше не праздное любопытство, ведь все, что нужно для души, вы найдете и в своем, православном храме, если вы, разумеется, принадлежите к нему.

Протоиерей Владимир Гофман

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.