С 20 по 22 июня в Москве и Сарове проходила V ежегодная Всероссийская научно-богословская конференция«Наследие
преподобного Серафима Саровского и судьбы России», организованная Фондом преподобного Серафима Саровского. Тема конференции:
«Почитание новомучеников XX столетия и восстановление национального исторического самосознания».
Выбор темы конференции не случаен. 17 июля 2008 года исполняется 90 лет со дня расстрела в Екатеринбурге Царской семьи. «Царственные страстотерпцы стали первыми новомучениками XX столетия, но далеко не последними,— сказано в приветственном слове к участникам конференции Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.— Многие из пострадавших за Христа в те годы ныне причислены к лику святых. Страшный богоборческий переворот захлебнулся пролитой ими кровью. Знакомство и глубокое осмысление опыта новомучеников имеют огромное значение для нашей страны».
В настоящее время собрана информация более чем о 30 тысячах новомучеников, а по последним данным в годы антирелигиозных репрессий были казнены и замучены в лагерях свыше 120 тысяч российских священнослужителей, монахов и мирян. Тем более удручает, что по данным опроса, проведенного Исследовательским центром портала SuperJob.ru, почти половина опрошенных считают новомученичество XX века и происходящий сегодня процесс канонизации российских новомучеников «сугубо внутрицерковным делом».
— На сегодняшней конференции впервые собрались все организации, которые так или иначе занимаются новомучениками, — рассказал заведующий кафедрой международной журналистики МГИМО, главный редактор журнала «Фома» Владимир Легойда. — Мы еще не до конца осознаем эту тему, но тезис, к которому мы пришли — о том, что состоялось прославление без почитания, — страшен. И попытка что-то изменить в этом направлении — важная задача сегодняшней церковной жизни.
По словам ректора Института экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений иеромонаха Киприана (Ященко), ежедневно в базе данных по новомученикам появляется информация о трех новых людях. Когда историкам приходится за столь короткий срок осваивать такие пласты информации, они вынуждены не останавливаться подробно на каждом новомученике. А следствием недостатка материалов является низкая информированность общества и, что самое страшное, нежелание что-либо узнавать об этом. А между тем, каждый из этих людей уникален, его жизнь и подвиг может послужить примером для каждого из нас и стать «прививкой» от многих ошибок.
— Новомученики — единственный безусловный итог XX века, — считает член Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви, автор труда «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Жизнеописания и материалы к ним» игумен Дамаскин (Орловский).— И сохранение исторической памяти важно хотя бы потому, что общество, отказывающееся от опыта предыдущих поколений, обречено снова и снова повторять этот опыт. Есть и еще один аспект, важный для верующих людей. Не помня святых нашей земли, мы не чувствуем их молитв за нас, а это настоящая трагедия.
В ходе работы конференции ее участники обсудили духовно-нравственные, богословские, исторические, социальные, культурные, общественно-политические аспекты почитания новомучеников и исповедников ХХ столетия в свете насущных общенациональных задач нашего народа и государства.
Путь от «Русской Голгофы»
Работа конференции «Наследие преподобного Серафима Саровского и судьбы России» началась с Божественной литургии в храме в честь новомучеников и исповедников российских в Бутове, которую совершил архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий в сослужении настоятеля храма иерея Кирилла Каледы. За литургией молился епископ Женевский и Западноевропейский Михаил.
После литургии участники конференции прошли на Бутовский полигон. Это место символично называют «Русской Голгофой»: только за период 1937–1938 годов здесь было расстреляно около 21 тысячи человек. Перед поклонным крестом, установленным в память о жертвах сталинских репрессий, был совершен молебен.
— В XX веке казалось, что православная вера уже никогда не вернется на Русь,— сказал, обращаясь к собравшимся, архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий.— Но вот мы с вами стали свидетелями того, как возрождаются наши храмы, как произошло объединение с Русской Православной Церковью Заграницей, которое еще несколько лет назад казалось невозможным. Очевидно, что все это происходит по воле Божией и по молитвам российских святых.
Затем в фундаментальной библиотеке — интеллектуальном центре Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова — состоялось пленарное заседание конференции. Его открыл архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий, который зачитал собравшимся приветствие Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II.
Самыми яркими докладами пленарного заседания стали выступления министра юстиции РФ Александра Коновалова и председателя Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. Александр Коновалов подчеркивал значение подвига новомучеников в государственном и общественном аспекте, а митрополит Ювеналий объяснил ценность их подвига с точки зрения Русской Православной Церкви.
— Осмысление истории — непременное условие успешного развития современной России,— сказал Александр Коновалов.— Нужно всегда осознавать, какую цену нам пришлось заплатить за величие страны.
Министр юстиции высказал мнение, что память о безвинно пострадавших гражданах беззаконного государства «приводит к сегодняшней нетерпимости и неуважению к законам», которые уходят своими корнями в революционную эпоху.
Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в начале своего доклада подробно рассказал о понятиях святости, о том, кто такие новомученики, рассказал о критериях канонизации и объяснил, зачем Православная Церковь продолжает канонизировать новых святых.
— Прославление угодников Божиих есть свидетельство торжества православия и неотъемлемая особенность жития Церкви,— сказал митрополит Ювеналий.— На сегодняшний день канонизировано 1762 новомученика, и эта цифра убеждает нас в том, что подвижничество актуально всегда, что даже в условиях жесткого давления нашлось множество людей, которые исповедовали Христа перед лицом обезумевшего мира.
Работа конференции продолжилась заседанием круглого стола «Историческая память в Православной Церкви и светском обществе», в котором приняли участие ведущие церковные и светские общественные деятели. Вел заседание Владимир Легойда. С докладами на заявленную тему выступали: член Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви игумен Дамаскин (Орловский), профессор Российского университета нефти и газа Павел Флоренский, научный редактор редакции церковно-научного центра «Православная энциклопедия», кандидат исторических наук Глеб Запальский и другие.
На следующий день вопросы, поднятые на заседании круглого стола, подробнее рассматривались в ходе работы секций: эклессиологическое значение мученичества и исповедничества; место подвига, почитания и прославления новомучеников в историческом самосознании русского народа; образы новомучеников и исповедников в русской культуре; память о новомучениках в современной русской школе.
От слов к делу
Работа конференции была построена таким образом, чтобы, помимо плодотворной научной деятельности, ее участников объединил живой духовный опыт. Поэтому все дни работы конференции начинались с молебнов, а в последний день архиепископ Георгий совершил Божественную литургию в храме в честь преподобного Серафима Саровского Свято-Успенского мужского монастыря Саровской пустыни. Участники конференции посетили места, связанные с жизнью преподобного Серафима в Сарове и Дивееве.
Закрытие конференции проходило в Сарове в Доме ученых ВНИИЭФ. На завершающем заседании с докладами выступили ведущие секций. В их докладах прозвучали не только теоретические рассуждения, но и идеи конкретных проектов исследовательской и просветительской деятельности. Это позволило ведущему заседания Владимиру Легойде поднять вопрос об изменении формата конференции — дополнить теорию практикой и в рамках конференции создать проектные площадки для работы над самыми интересными идеями.
А таких идей немало, и в ходе работы конференции был предложен ряд актуальных и достойных внимания проектов. Это подготовка и лоббирование законопроекта, предусматривающего защиту от поругания мест захоронений новомучеников, разработка общей базы данных, идея создания в каждой епархии музеев, посвященных новомученикам и исповедникам XX века, составление церковных служб, проведение крестных ходов, подготовка учебного пособия для школ по новомученикам и исповедникам российским, съемка художественных и документальных фильмов, проведение акций для привлечения молодежи к исследовательской работе.
Подводя итоги конференции, архиепископ Георгий призвал ее участников не останавливаться на достигнутом и «делать не меньше чем декларировать».
— Двадцатый век стал страшной страницей в истории Русской Православной Церкви,— сказал владыка Георгий.— Сейчас время возрождения России, и это дело не нескольких лет, а целых столетий. Так получилось, что Господь избрал всех вас своим орудием. Именно интеллигенция диктует нравственные ценности, и наша задача состоит в том, чтобы эти ценности укреплялись и приживались в нашем обществе.
Архиепископ нижегородский и Арзамасский Георгий:
— Всем участникам конференции присуща обеспокоенность о будущем нашей страны. Наше Отечество не раз переживало суровые времена. Одним из самых трагических периодов нашей истории стал XX век, когда большевицкий переворот поставил на грань вымирания культуру всей нации. И сейчас, когда у нас появился шанс восстановить все это, нам нужен образ новомучеников и исповедников российских, как образец жертвенного служения Христу и Отечеству.
Епископ Женевский и Западноевропейский Михаил:
— В христианском понимании нет жертвы, которая не принесла бы своих плодов, а потому я уверен, что Господь никогда не оставит Россию, поскольку жертв за Христа такого масштаба не было ни в одной стране.
Радий Илькаев, действительный член РАН, директор Российского федерального ядерного центра ВНИИЭФ города Сарова Нижегородской области:
— В каждой стране должна существовать группа специалистов, которая смотрит вперед гораздо дальше и которая определяет векторы развития общества. Я думаю, что конференция «Наследие преподобного Серафима Саровского и судьбы России» приносит очень большую пользу. Я наблюдаю, как идеи ее участников через несколько лет становятся общепринятым направлением мысли. Это клуб интеллектуалов, которые должны смотреть вперед дальше, чем все остальные.
Священник Василий Спирин, клирик Нижегородской епархии, магистр философии:
— Эта конференция отличается от формата обычных конференций тем, что сопровождается неким единомыслием, объединенным паломнической поездкой. Поэтому результат такой работы — гораздо выше. Время не тратится на дискуссии людей, находящихся в разных культурных и мировоззренческих плоскостях — здесь люди объединены единым культурным и мировоззренческим пространством.
Алексей Беглов, научный сотрудник Института всеобщей истории РАН:
— Тема новомучеников сегодня чрезвычайно актуальна, потому что мы все испытываем определенные проблемы с прошлым. Для нас советское прошлое представляется очень противоречивым: с одной стороны, безусловные успехи и достижения, которые имела Россия за 70 лет советской власти, а с другой — колоссальные жертвы, которые понес наш народ и Церковь вместе с ним в эту эпоху. Проблема новомучеников — проблема стойкости и веры людей, которые готовы были быть верными гражданами своей страны. Как правило, эти люди не выступали против власть предержащих, но при этом не отрекались от своей веры. И мы должны вернуть их в свое историческое самосознание.
Игорь Жидов, старший научный сотрудник ВНИИЭФ:
— Мы говорим, что всему виной сталинское время. На самом деле, если посмотреть, как люди попадали в лагеря, мы увидим, что их мучителями оказывались такие же люди, как и они сами. Была создана такая система, при которой в людях культивировалось все низменное, порочное — доносительство, предательство, ябедничество. Это — мерзость русского народа, относительно которой один депутат как-то сказал: «В своей предвыборной кампании мы опираемся на все самое плохое, что есть в нашем народе. Поэтому мы практически всегда попадаем в Думу». Самое страшное, что у нас нет «прививки» от того, чтобы это снова не произошло.
Монахиня Зосима (Верховская), насельница Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни, кандидат технических наук:
— К сожалению, общество всерьез пока еще не занято проблемой памяти о новомучениках и исповедниках XX века. И если определенный слой ученых, энтузиастов, и просто родственников не будет поднимать эту проблему и не накопит какой-то опыт, знания, явные цели, которых нужно добиться, то что будет делать следующее поколение? Как только информация о новомучениках будет максимально обнародована — об этом можно будет говорить больше, четче. В начале прошлого века — я не хочу критиковать ни коммунистов, ни какие-то их точки зрения, но факт остается фактом — произошла некая победа сатанинских сил. Нивелировать эту тему уже невозможно. И если мы будем по-христиански сопротивляться, утверждать свое стояние в истине и отличать правду от неправды, то, будем надеяться, подобных трагедий в нашей истории больше не повторится.
Татьяна Фалина
Анастасия Шохина
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.