На службу — с учебником

17:32, 21 мая 2013

Одной из самых красивых церковных служб, несомненно, является Пасхальная, однако многие христиане в минувшие праздники по-прежнему предпочли богослужению в храме его трансляцию по телевидению. Причиной они называют вовсе не физическую немощь, а полное непонимание того, что происходит в церкви. Для кого-то это просто отговорка, а для кого-то — серьезный барьер. Как его преодолеть, рассказывает клирик храма в честь иконы Божией Матери «Знамение» и святых Жен Мироносиц, преподаватель Нижегородской духовной семинарии иерей Андрей Логинов.

— Каждый раз, приходя в храм, пытаюсь расслышать слова песнопений, слова Евангелия, но не получается. Может, есть какие-то сборники, знакомящие с содержанием службы, особенно Пасхальной?

— Это вопрос на самом деле о том, как развить в себе понимание православного богослужения. Первый уровень понимания, самый начальный (которым, однако, никак нельзя ограничиться) — это прочтение отрывков Священного Писания, произносимых за богослужением в храме, и осмысление содержания праздника, прочтение для себя каких-то проповедей и наставлений на этот день, помогающих поразмышлять над литургическим днем.

Для этого издаются сейчас православные календари на каждый год (к примеру, календарь «Год души»). Их же можно найти на православных сайтах в Интернете: «Официальный календарь Русской Православной Церкви», «Православие и мир» и другие. Такое чтение и размышление помогают рождению и развитию чувства сопричастности жизни Церкви. Если даже ты далеко, твое сердце в храме — через эту сопричастность.

Ежедневному размышлению над Евангелием поможет книга святителя Феофана Затворника «Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия» и подобные ей. 

Но для понимания богослужения этого все же мало. Надо уделить время для его поэтапного изучения. Малознающему человеку кажется, что служба в храме — это смесь из «Господи, помилуй», поклонов, входов-выходов священника и каких-то чтений. Прихожанин нередко не только текстов не понимает, но и не видит в службе логики и цельности.

Первый этап — важность понимания центрального богослужения Церкви — литургии, за которой происходит воспоминание Тайной Вечери и Причащение Святых Христовых Таин. Понять самое главное в литургии помогут «Закон Божий» (раздел «Божественная литургия» в части под названием «О Богослужении…»), множество других изданных книг.

Вторым этапом на пути понимания богослужения может стать рассмотрение основных частей служб суточного круга — вечерни и утрени. Вам помогут некоторые из упомянутых ранее книг, сайты Литургия.ру и Азбука веры (раздел «Богослужения»). Интересна книга с разбором основных моментов — «Всенощное бдение и литургия». Мне неоднократно приходилось видеть, как молящиеся в храме люди стоят с этой книжкой в руках и следят по ней за чтением и пением основных молитв и песнопениями, и это очень хорошо.

Очень важно выбрать время в графике своей жизни, чтобы изучать веру, жизнь Церкви, в том числе сокровища ее богослужения. В текстах молитв и песнопений — глубочайшие догматические и нравственные истины христианства. Они — плод веры многих поколений христиан.

Как писал известный литургист священноисповедник Афанасий (Сахаров), «в них заключается высочайшее богословие, а вместе и глубочайшая психология. Величайшие истины веры и жизни раскрываются в нашем богослужении. Многие из молитв и песнопений церковных не были плодом искусственного сочинительства, но непосредственно выливались из души лучших представителей Церкви в моменты их наибольшего вдохновения, в моменты духовного подъема и восторга».

— Почему такое происходит: как только прихожу на службу, вскоре испытываю сильное раздражение как в отношении служащих, так и прихожан: одни, не стесняясь, обсуждают свои проблемы, другие строят из себя благочестивых христиан и поучают других, рассуждая о том, чего и сами не знают. Разве можно при этом спокойно, сосредоточенно молиться?

— Действительно, есть немало людей, которые привыкают к обстановке храма и богослужения настолько, что у них происходит утрата чувства благоговейного предстояния пред Богом Живым. Через молитву и Причащение можно приобщиться Богу, а можно получить осуждение от Него, если нет в сердце благоговения и любви, об этом многие забывают. И эта духовная болезнь человека описана еще апостолом Павлом: «Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней… От того многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор 11: 29–30).

В то же время нужно помнить, что богослужение в храме — это не изолированная друг от друга, сосредоточенная молитва чужих друг другу людей. Самоизоляция и ожесточенная замкнутость, неприязнь к окружающим, даже если эти окружающие ведут себя «немного не так», столь же недопустимы в храме, как и неблагоговейное поведение. Литургия — самое главное богослужение Церкви — переводится как «общее дело». Это единение сердец в любви к Богу и друг к другу.

Церковь задумана Богом не как скопище индивидуалистов, а как семья верующих братьев и сестер, как община. Нередко эти диалоги в храме, которые так могут нас раздражать, — попытка развить христианское общение тогда, когда на приходе отсутствует реальная общинная жизнь с внебогослужебными собраниями прихожан, паломническими поездками, воскресной школой, общими делами милосердия.

В этом случае общение переносится в храм и нередко в сам процесс богослужения.

Нужно понять, что наше христианское общение и любовь должны быть не только в рамках мистического соприкосновения в молитве за богослужением. Любовь и общение должны развиваться в самых разных направлениях единения, взаимопомощи. При этом за самим богослужением важно иметь «любовь от чистого сердца» ко всем, кто рядом с тобой. Люди должны быть по духу родными, потому что «братья и сестры» — это не просто красивые слова.

Архиепископ Сергий Пражский говорил о подвиге общения: «Господь хочет собрать нас воедино, лукавый же старается отделить нас друг от друга. Через преодоление разделения мы опознаем друг в друге то единое, что у нас от Бога, что составляет нашу силу, что дает нам благо жизни — благобытие. Грех разделил весь род человеческий. При победе в себе греха люди взаимно приближаются, так как возвращаются к изначальному своему состоянию общности человеческой природы — единого организма…

Мы все созданы по образу Божию. И это значит, что образ Божий и есть то, что нас единит. Сближаясь, можно постепенно достигнуть единомыслия, единодушия, единоволия — того единства, о котором Христос сказал: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин 17: 21)».

Церковь Богом задумана такой: это единение в любви — через общую молитву и жизнь — с Богом и людьми.

Людмила Крапивина

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.