Однажды писатель и кинодраматург Михаил Дымов предложил школьникам в возрасте от 6 до 10 лет написать Всевышнему, задать Ему самые насущные вопросы, попросить о самом главном. В результате этого неожиданного проекта, получившего название «Письма детей к Богу, было собрано более трех тысяч писем. Смешные, трогательные, они заставляют о многом задуматься нас, взрослых…
— Эта книга родилась не случайно,— говорит о своем проекте Михаил Дымов.— Ее герои живут рядом со мной, не ведая, что они лицо нашей жизни, зеркало ее, камертон. У них свой мир. Особенный. Мир, от которого мы, взрослые, все время удаляемся, не оглядываясь. И чем дальше, тем непонятнее становится нам эта страна — страна детства. А дети живут своим представлением о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве; у них свои критерии — они на ты с вечностью. «Вчера в школе объявили, что Ты есть. Здравствуй.»
Расчет оказался безошибочным. Из множества людей, читавших эти письма, никто не остался равнодушным. Вот только есть одна существенная разница: взрослые над ними улыбаются и даже смеются, а вот детям… они совсем не кажутся смешными…
«Господи, а мы Тебя понимаем светлее, чем взрослые». Гарик, 2 кл.
О важности глупых вопросов
Психологи утверждают, что с четырехлетнего возраста перед человеком впервые встает вопрос «Почему?» и не покидает его уже никогда. Только вот с годами наши «Почему» меняются: мы спрашиваем о повседневном и неинтересном, словно боясь показаться глупыми, спрашивая о том, что действительно важно.
«Почему весной, когда вечером Ты включаешь на небе звезды и дуешь на Землю теплый ветер и вокруг тихо-тихо, мне иногда хочется плакать?» Наташа, 2 кл.
«Почему мир без нежности?» Лена, 1 кл.
«Почему многие люди такие несолнечные?» Арина, 3 кл.
«Почему, когда любишь, все нравится, даже яичница?» Степа, 2 кл.
«Почему Ты сотворил мир таким, что, когда мама порвет колготки, она плачет?» Вита, 2 кл.
«Почему люди вначале влюбляются, а потом тихо плачут?» Андрей, 4 кл.
«Правда, что для Тебя нет мертвых?» Лада, 3 кл.
И если мы самонадеянно считаем, что уже выросли из подобной чепухи, то, дорогие взрослые, попробуйте внятно ответить хотя бы на один из этих вопросов:
«Разве счастье положено не всем людям?» Аркадий, 3 кл.
«Куда уходит время? В седину?» Юля, 3 кл.
«Где спят сны?» Алик, 2 кл.
«Как стать воспоминанием?» Миша, 4 кл.
«Ну и почем фунт лиха?» Саша, 2 кл.
«Время — это что?» Нина, 3 кл.
«Как умирает день? От старости?» Лева, 3 кл.
«Когда началась на Земле любовь?» Катя, 4 кл.
«Как мне жить, чтоб все на свете были счастливы?» Лиза, 2 кл.
Господи, давай дружить!
Все мы хотя бы иногда ходим в церковь. И даже если не ходим, частенько обращаемся к Богу с просьбами, реже с благодарностями. От такого скудного общения с Богом и сама вера наша тускнеет, слабеет и становится какой-то абстрактной. А вот для детей вера в Бога значит совсем иное. Для них она живая, яркая и стопроцентно настоящая. Потому что дети — просто дружат с Богом, шутят с ним, советуются и советуют, договариваются, делятся впечатлениями и даже берут «на слабо»-«Изуми меня, Господи». Но это, наверное, и хорошо, ведь дружба предполагает верность, доверие и самоотверженность…
«Давай договоримся, Господи, я верю в Тебя, Ты — в меня». Ляля, 2 кл.
«Если Ты найдешь мою варежку, прошу вернуть. Только честно». Аня, 3 кл.
«Спасай людей не от грехов, а от одиночества». Сергей, 3 кл.
«Некоторые люди, Ты знаешь, живут на Земле и солнце топчут». Аня, 2 кл.
«Лето я провожу на даче. А рядом с нами, в соседнем доме, живет поэт. Все его считают чудаком, пьяницей, сумасшедшим. А все потому, что, когда он вечером выпьет, выходит во двор и, глядя на луну, кричит: «Эй, потушите там свет!» Марик, 4 кл.
«С Тобой я бы пошел в разведку!» Гарик, 1 кл.
«Цветы у Тебя получились лучше, чем человек». Галя, 4 кл.
«Не бойся, Господи, я с Тобой!» Андрей, 1 кл.
«Знаешь, а у некоторых людей на сердце ставни». Ольга, 3 кл.
«Я Тебя уважаю за веру в человека». Игорь, 3 кл.
«Старики — это усталые дети». Андрон, 4 кл.
«Я горжусь, что у меня есть Ты». Катя, 2 кл.
«Чего мне не хватает, чтоб Ты гордился мной?» Алеша, 4 кл.
«Знаешь, хоть мне кажется, что души у меня нет, но иногда она все-таки побаливает». Роман, 2 кл.
«Ну а теперь Ты бы создал во второй раз человека?» Олег, 3 кл.
«Меня все время натаскивают на Твой светлый облик, смотри не разочаруй». Андрон, 4 кл.
«Я еще маленькая, учусь в третьем классе, грехов пока нет, но собираются». Ева, 3 кл.
«Давай встретимся до смерти». Юра, 2 кл.
«Хотелось бы знать заранее, что у Тебя намечено: еще одно наводнение, или Земля сгорит огненным пламенем?» Кирилл, 4 кл.
«Может, я могу Тебе чем-то помочь?» Света, 2 кл.
«Давай поговорим, как мужчина с мужчиной. Тебе моя Ленка нравится? Если нет, почему Ты сделал так, что я все время смотрю на нее, если да — почему она на меня не смотрит?» Вова, 4 кл.
Устрой мне жизнь долгую и смешную
Все мы, даже самые закоренелые атеисты, хоть раз в жизни о чем-то просим Создателя. Масштабы этих просьб каждый определяет для себя сам. Но вот что интересно: просьбы детей и взрослых не так уж сильно отличаются друг от друга. Возможно, дети быстро взрослеют и начинают понимать потребности своих родителей и старших товарищей. Хотя есть надежда, что это мы, взрослые, где-то в глубине души так и остались детьми…
«Дорогой Бог, прошу Тебя, сделай так, чтоб начиная от бабушки и кончая слонами все были счастливы, сыты и обуты». Тоня, 2 кл.
«Я долго думала, что попросить у Тебя. Может, собаку? Потом решила, зачем Тебя беспокоить по пустякам. Надо попросить что-то очень важное. Так вот, хочу, чтоб мама приходила с работы всегда веселая и добрая». Катя, 4 кл.
«Хочу, чтоб в молодости я жила хорошо и счастливо, а в старости можно только счастливо». Вера, 3 кл.
«Чтобы я хотел попросить у Тебя? Да Ты Сам все знаешь». Алик, 4 кл.
«Верни моих родителей в детство, я бы с мамой дружил, а отчима отметелил». Гоша, 4 кл.
«Раздай всем людям доброту». Катя, 2 кл.
«Я очень хочу, чтобы дети из приютов нашли себе новых, уютных родителей». Даша, 4 кл.
«Пусть все люди будут счастливы, тогда они не злые». Вася, 4 кл.
«Я бы хотела, чтоб у всех живых существ, у природы и даже у меня был хороший характер». Аня, 1 кл.
«Сделай меня ветром, чтоб я путешествовал по верхушкам деревьев». Славик, 3 кл.
«Покажи мне тихонечко хоть одного ангела». Рая, 2 кл.
«Не хмурьтесь на людей». Юра, 3 кл.
«Я бы хотела, чтоб мой день рождения был не раз в году, а пять. Не из-за подарков. Просто больше раз я бы видела папу». Нина, 2 кл.
«Пришли на Землю Своего Сына. Мы Его не распнем». Павлик, 3 кл.
«Сделай, пожалуйста, чтоб люди не умирали и не было бы комаров». Алик, 3 кл.
«Спаси наши души от инвалидности». Изя, 4 кл.
«Ведь Ты же есть в каждом человеке, так что, пожалуйста, расскажи ей, как она мне нравится. Сам я стесняюсь». Коля, 3 кл.
«Прости меня за все грехи, знаю, я наделал их много, но я не знал, что Ты есть». Шурик, 2 кл.
Дорогие взрослые, в канун Рождественского праздника давайте попробуем быть как дети — добрее, внимательнее, проще. И постараемся прожить свою жизнь так, чтобы найти ответы на тысячи детских вопросов и выполнить множество самых светлых детских просьб.
Артемий Арацкий
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.