«Нам хочется, чтобы ребята видели Бога во всем!»

16:47, 16 апреля 2024
Заботами одиннадцати сестер в Знаменском скиту звучит не только молитва

Тридцать лет назад, в день Усекновения главы Иоанна Крестителя, в Хрипуново, что в двадцати километрах от Дивеева, приехали три первые сестры. Они получили благословение создать здесь скит. На тот момент в селе стоял лишь полуразрушенный храм. Сегодня, как рассказали нам люди бывалые, глаз радуется и душа поет у каждого, кто сюда приезжает. Мы отправились в путь.

Возле храма нашу съемочную группу уже ждали скитоначальница монахиня Арсения (Болдырева) и две старенькие женщины, одной 82, другой 88 лет. Увидев камеру, бабушки сначала заулыбались, а потом начали махать руками: «Да вы что, нас что ли снимать? Да мы уж старые, чего нас показывать-то! Да и не помним ничего!» А кого еще показывать, как не их? Надежда Георгиевна Резайкина и Анна Георгиевна Кальгина сестры. Они из тех самых «белых платочков», кто, несмотря на запреты и гонения, хранил веру. Молились дома и мечтали, что когда-нибудь смогут делать это в своем храме. Когда-то давным-давно, перед самым его закрытием, в нем была крещена Надежда Георгиевна. А ее бабушка была при том храме старшей.

В 1992 году женщины были среди хрипуновцев, написавших прошение на имя Патриарха Алексия II о восстановлении храма в селе. Когда положительный ответ был получен, сельчане обратились за помощью к игумении Сергии. Так храм был передан Серафимо-Дивеевскому монастырю, и в Хрипунове появился монастырский скит. Сегодня в Знаменской церкви без перерыва идет молитва: читается Неусыпаемая Псалтирь. И каждое воскресенье, и в праздничный день на Божественную литургию верующие собираются со всей округи.

Построенный братом декабриста

История хрипуновского храма в честь иконы Божией Матери «Знамение» похожа на историю многих церквей в России. Построенная в деревне в первой половине XVII века, в начале XIX — перестроена в камне. В 1937-м закрыта. Большая, пятипрестольная, с каменной колокольней, она стала служить складом. А могилы вокруг зарастали. В том числе могила помещика, на чьи средства был построен каменный храм — Михаила Чаадаева, брата Петра Чаадаева, известного философа, декабриста, друга Пушкина.

— У Михаила какое-то время тоже был интерес к декабристам, потом прошел, — знакомит нас с историей села и храма скитоначальница мать Арсения, — и Чаадаев приехал в родное поместье и занялся обустройством своего имения. Мы долго не знали, где его могилка. А когда вели газ, наткнулись на склеп.

Время возрождения храма после советского периода забвения и основания скита пришлось на лихие девяностые. Нелегко тогда жилось и сельчанам, и первым сестрам. А последних было поначалу всего трое, потом еще несколько человек приехало. Жили сестры в небольшом доме. Спали на двухярусных кроватях, 15–20 человек в одной комнате. Питания не хватало, приходилось по селу ходить с тележкой, просить: кто картошки даст, кто муки, кто других продуктов. Сразу по приезде сестры  занялись восстановлением храма. В этом местные жители тоже хорошо помогали — мусор при расчистке храма выносили ведрами, одного голубиного помета вынесли чуть не тонну.

— Бывало так, что мы не звали, а местные сами приходили помогать, и не только с храмом, — вспоминает мать Арсения. — Когда меня поставили на старшинство в 2008 году, случилось, что некому было убирать картошку, и люди пришли в поле пешком помогать нам.

Как святыня потребовала почтения

Конечно, непросто было поднять из руин огромный пятипрестольный храм, который вмещает тысячу человек. Но Матерь Божия не оставляла сестричек и их добровольных помощников. Спустя год, в декабре 1994 года, в храм вернулась родная святыня — икона Божией Матери «Знамение».

Чтимый образ был написан в Серафимо-Понетаевском монастыре и принесен в Хрипуново крестным ходом на рубеже XIX и XX веков. Именно тогда эта икона впервые проявила себя как чудотворная. Когда все жители села вышли встречать икону, один из дьяконов, считая ее самой обычной, не пошел и остался ожидать в храме. Когда с молитвенным пением икону внесли в храм, дьякон не смог ее увидеть, и даже когда ему указывали на икону и подводили к ней, он ее не видел. После трехдневной молитвы со слезами дьякон получил исцеление.

С 1937 года святыня бережно хранилась бывшими сестрами Дивеевского монастыря, которые переселились в Хрипуново после закрытия обители. Каждодневно перед ней совершались церковные службы. А по воскресным дням и праздникам на такие службы тайно от властей собирались верующие со всего села.

Через несколько лет у верующих стали отбирать или скупать за бесценок старинные иконы в качестве культурных ценностей. Пришли и к матушкам за чтимым образом Пресвятой Богородицы. На настойчивые требования они ответили отказом. Боясь, что икону отберут силой, они ночью отнесли ее в поле на овчарню, что была невдалеке от старого кладбища. Вырыли яму, положили доски, закрыли тряпками, а сверху забросали соломой и навозом. Сами караулили по ночам. Когда опасность миновала, икону принесли домой. После кончины матушек чтимый образ до декабря 1994 года хранили у себя сельские женщины.

Чудеса по молитвам перед Знаменским образом Богородицы продолжаются. Бездетные молятся — через какое-то время с детишками приезжают. Верующие от вредных пристрастий и других наваждений избавляются. Так, одна девушка из Анапы, рассказывает скитоначальница, была одержима. Не могла к святыне приблизиться: кричала и билась в судорогах, только на ступеньках под иконой и могла лежать. По молитвам здесь получила исцеление.

Говоря о других святых покровителях этого удивительного места, скажем, что теплые приделы Знаменского храма посвящены преподобному Серафиму Саровскому и святой равноапостольной княгине Ольге, здесь даже есть икона с частичкой ее честных мощей. К слову, в храме много старинных икон, которые в годы безбожия хранили у себя дома местные жители.

— В 1918–1920-е годы в России бушевала испанка, — мы с матерью Арсенией стоим перед образом Спасителя, — добралась она и до Хрипунова. Многие умирали, часто погибали целыми семьями. Как рассказывают, в этой скорби сельчане прибегли к заступничеству Царицы Небесной. Крестным ходом с чтимой иконой «Знамение» пошли на источник, совершили молебен, обошли вокруг села и, заходя в дома, где страдали от болезни, служили уже сугубые молебны, кропили жилища и больных набранной святой водой. После этого многие заболевшие получили облегчение и выжили, а эпидемия в селе прекратилась. В память об этом событии в 1921 году был написан этот образ Спасителя.

Закон Божий начинается с липовой доски

В скиту есть еще один храм — в честь собора Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных. Он располагается на втором этаже колокольни, построенной такой же высоты и на том самом месте, где до революции стояла старая звонница. А на первом этаже комплекса — воскресная школа. С 2010 года каждое воскресенье здесь собирается до 30 ребятишек — четыре группы, начиная с дошкольников.

Малыши рисуют, поделки делают, с Законом Божиим знакомятся. Детей постарше обучают разным рукодельям, колокольному звону и даже городецкой росписи, причем на самом серьезном уровне — три года идет обучение (даже в Городец ездили на мастер-классы). Есть здесь и современная мастерская для любителей выжигать. Материал — доски из липы и осины, самого высокого качества — делают здесь же, в скиту.

— Мы не сразу решили расширить поле деятельности для ребят в нашей школе, — рассказывает мать Арсения, которая сама учит детей технике выжигания. — А потом попытались найти что-то интересное для тех, кто пришел из невоцерковленных семей и кому еще с трудом дается изучение Закона Божиего без смены деятельности на занятии творчеством, например. Вот и родилась такая идея — выжигание.

Всем селом — в «Ковчег»

Заинтересовать детей решили еще и театром. И здорово получается! В воскресной школе есть сцена и огромный зал. За годы творчества собрана богатая костюмерная. Все делают своими руками — и наряды, и маски. Одна сестричка выкройки изготавливает, другая шьет.

А на спектакли православного театра «Ковчег» все село собирается. Постановки — в основном сказки: «Кошкин дом», «Снежная королева», «Маленький принц». Иногда авторы сценариев что-то перерабатывают, меняют концовку известного произведения, добавляя нравственный вывод или делая привязку к празднику.

— Казалось бы, в воскресной православной школе должно быть все строго подчинено обучению молитве и начальным богословским знаниям. Но не получается! — признается мать Арсения. — Мы очень боимся вырастить из детей фарисеев, которые будут знать все законы, внешне их выполнять, и на этом все. Нам хочется, чтобы ребята видели Бога во всем: в окружающем мире, в обстоятельствах, не теряли внутреннего ядра. Кроме того, хочется, чтобы дети не боялись нас — женщин в черном, может, странных, на первый взгляд. И очень часто наши ребята из невоцерковленных семей вырастают с верой в сердце и дружескими чувствами к нам. На Рождество здесь до 90 человек гостей собирается, наши воспитанники приезжают со своими детьми. 

Послушания

Сестер в скиту всего одиннадцать, а работы невпроворот. Вот и трудятся не покладая рук. У каждой насельницы здесь не по одному послушанию: и школьным педагогом, и фотографом, и на огороде, и в коровнике, и на кухне. Сушат, вялят, солят, маринуют, варенье варят. В холодильных камерах за стеклом — разноцветные баночки. Лично мне особо понравилась та, что с медом из одуванчиков.  Работы у насельниц много, особенно осенью — надо запасы на зиму не только для себя заготовить, но и в Дивеево отвезти.

Круглый год не прекращается работа на сыроварне. Чего здесь только ни делают! Помимо обычного творога и масла — сыры с разными добавками: с вялеными помидорами, паприкой, зеленью и чесноком, грибами, пажитником, лавандой. В день 10–15 килограммов сыра варят.

Ветер перемен

Сейчас, глядя на ухоженную территорию, на красавец-храм, с трудом веришь, что 30 лет назад здесь было запустение. В здании церкви лишь гулял ветер да копошились голуби, облюбовавшие это святое место.

Мать Ксения, что живет в скиту с 2009 года, а впервые оказавшаяся здесь в середине девяностых, провожая нас, вспоминает:

— Как сейчас передо мной: полуразрушенный храм и повсюду деревья. Потом мы с мать Мариной и мать Тамарой пошли смотреть место, где собирались строить дом для сестер. Пришли, а там огромная куча мусора, заросшая крапивой. И мы по этой крапиве ходили, и мать Марина так уверенно говорила и показывала: тут будет кухня, тут санузел, а тут коридор.

Так и вышло через 30 лет. На этом самом месте был выстроен дом для сестер. Сейчас в нем гостиница для паломников, а для насельниц построили новое жилье — двухэтажное здание, просторное и уютное. Вокруг — благоукрашенная территория. Море цветов! И тишина, прерываемая лишь тихой-тихой молитвой. Это одна из сестричек обрезает розы и шепотом молится. Красота и умиротворение.

      

Текст: Оксана Москвина

Фото: ТК «Образ», Дивеевский монастырь