Не дерзость, но дерзновение

12:04, 29 января 2024
Зачем уподобляться евангельскому просителю и неправедному судье

В Своей проповеди Господь Иисус Христос неоднократно возвращался к одним и тем же темам. В каждом из Евангелий мы обнаруживаем похожие по содержанию отрывки, которые свидетельствуют, что Спаситель в разных местах и в разное время обращался к слушателям с аналогичными по смыслу наставлениями. Не будет преувеличением сказать, что какие-то из Своих проповедей Он повторял, когда переходил из города в город. Но замечательно то, что одна и та же идея, озвученная при одних обстоятельствах и в одной форме, обретает новые словесные очертания в иной ситуации.

К такого рода отрывкам относятся короткие притчи из Евангелия от Луки о просящем друге (11:5–10) и неправедном судье (18:1–8). Они об одном и том же — о постоянстве и неотступности молитвы. Ведь Царство Божие или спасение — это дар Божий, который нужно вымаливать у Бога, обращаясь к Нему все душой и невзирая ни на какие затруднения. Христос укрепляет нашу веру в то, что Бог слышит и исполняет просьбы надеющихся на Него людей.

Навязчивая просьба друга

Первая притча представляет яркую картину быта палестинской деревни. В ней каждая семья самостоятельно обеспечивала себя всеми необходимыми продуктами. Хозяйка на рассвете пекла запас хлеба на целый день. В деревне, где нет магазинов и торговых лавок, в случае отсутствия какого-либо продукта нужно идти и просить у соседей. Так поступает главный герой, к которому под вечер пришел гость.

На Востоке закон гостеприимства требует принимать и кормить неожиданных пришельцев. И проситель идет к другу занять три хлеба. А у того к вечеру уже темно: в деревне спать ложатся рано. Двери закрыты на большой запор. Дети хозяина находятся с ним на постели, располагавшейся на полу, что указывает на небольшой размер дома крестьянина, который, вероятно, состоял всего из одной большой комнаты. При таких обстоятельствах встать и услужить просителю означало причинить семье неудобства. Поэтому хозяин поначалу отказывает своему другу, чтобы не тревожить домочадцев.

Но закон гостеприимства важнее закона дружбы. Главный герой готов доставить неудобства своему другу, его жене и детям, лишь бы его гость был обеспечен всем необходимым. Вероятно, хозяин дома это понимал, поэтому пошел навстречу неотступной просьбе. Случись такое же с ним, он поступил бы так же.

Благочестивая смелость чужда гордыни

В притче о неправедном судье описан случай из городской жизни. В Израиле система судопроизводства издревле была иерархической. Она состояла из судов трех уровней: Великого синедриона в Иерусалиме, малых синедрионов в крупных городах и совета трех судей в более мелких поселениях. Возможно, вдова из евангельского рассказа жила именно в маленьком городке. Она раз за разом, моля о защите, донимала просьбами судью, не отличавшегося справедливостью, и тот удовлетворил ее просьбу, лишь бы она отстала.

Главные герои обеих притчей: проситель и вдова — символизируют собой верующего человека, который неустанно молит Бога о прощении грехов и спасении. Христос таким образом подчеркивает, что в обращении к Богу нужно быть смелым и решительным. Человеку свойственно стесняться и тушеваться в присутствии важной персоны, но молящемуся нужна благочестивая настойчивость и праведная навязчивость, которая в Библии именуется дерзновением.

Свт. Василий Великий говорит об этом так: «Господь представляет нам пример, чтобы научить нас быть неослабными и неотступными в вере. <…> чтобы научился ты никогда не терять надежды, чтобы, когда будешь просить и не получишь, не переставал просить, пока не получишь, если только, как сказано прежде, просишь того, что Богу угодно; и чтобы не говорил: «я грешник, потому и не услышан».

Чем отличается дерзновение от дерзости? Оба слова стали в какой-то степени архаичными в современном языке. Дерзость — это наглость или хамство, выходящие за рамки приличия поступки или слова, наносящие оскорбление окружающим людям. Человек может вести себя дерзко и по отношению к Богу, когда предъявляет Ему упреки, выражает недовольство или высказывает претензии. Подоплекой любой наглости всегда является человеческая гордыня.

А дерзновение — это благочестивая смелость. Смиренная и в то же время основанная на любви решительность сказать или сделать что-то полезное. Дерзновение считается добродетелью и признаком духовного совершенствования. Лучше всего об этом сказал ап. Иоанн Богослов: «Возлюбленные! если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу, и, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним» (1 Ин 3:21–22).

Трудно представить, что Христос в этих притчах отождествлял Бога с хозяином дома, тем более, с неправедным судьей. Он приводит описанные ситуации в качестве иллюстрации силы молитвы. Решающим принципом в притчах является не ассоциация, а уподобление. Как мы иногда настойчиво просим о чем-либо друзей или даже недругов, так точно нужно обращаться и к Богу. А Он, будучи расположен к нам добрее тех и других, ближе к нам, чем те и другие, конечно же, слышит наши молитвы и премудро нам помогает.

Подготовил протоиерей Алексий Белецкий

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.