Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II по случаю крестного хода из Дивеева в Екатеринбург с ракой и образом преп. Cерафима Cаровского

11:46, 4 сентября 2003

Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II по случаю крестного хода из Дивеева в Екатеринбург с ракой и образом преп. Cерафима Cаровского

Преосвященные Владыки, досточтимые отцы, дорогие братья и сестры!

Нынешний год отмечен двумя важнейшими датами в жизни Русской Православной Церкви: 100-летием прославления и обретения святых мощей преподобного Серафима Саровского и 85-летием мученической кончины святых Царственных Страстотерпцев. Это стечение является весьма знаменательным и призывает нас вновь задуматься над нравственными уроками, данными нашим предкам и нам в двадцатом столетии.

Известно, какое большое участие принял в подготовке прославления преподобного Серафима Государь Император Николай II. Его глубоко верующее сердце сразу откликнулось на сообщение о народном почитании Саровского подвижника, а государственный ум помог преодолеть все затруднения на пути к обретению святых мощей, к которым с надеждой и упованием притекает ныне весь православный мир. Резолюция, положенная Царем на докладе Священного Синода, по сей день наиболее точно отражает чувства, которые испытывает всякий, кто узнает о житии и чудесах преподобного Серафима Саровского и всея России чудотворца: «Прочел с чувством глубокой радости и глубокого умиления».

Участники торжеств 1903 года по прославлению преподобного Серафима с великой радостью отмечали единение лучших представителей всех слоев тогдашнего общества у святых мощей угодника Божия. Казалось, нет и никогда не будет впредь разделения и розни в народе, что все исполнены стремления следовать завету Саровского старца и стяжать дух мирен ради своего спасения и ближних своих.

Однако совсем через малое время над Россией разразилась гроза первой русской революции, а затем последовали события еще более ужасающие. Последовавшие за торжествами 1903 года времена лихолетья стали истинной трагедией для Русской Церкви и нашего Отечества. Саровский старец не случайно возвысил свой глас к людям именно тогда, когда страну ожидали великие скорби. Смиренное слово подвижника, призывавшего стяжать Дух Святой, возымело силу пророческого предостережения народу, который уклонился от правды Христовой, поддался соблазну строительства «земного рая», развращенности и пришел к нравственному падению. Последовавшие десятилетия забвения Правды Божией породили в нашем народе духовную опустошенность, отягощенность людских сердец неправдами и грехами.

Будущие Царственные Страстотерпцы глубоко, всем сердцем восприняли духовные уроки Саровского подвижника, и их поведение в дни постигших их испытаний, притеснений и сама кончина стали тому свидетельством.

Однако, по молитвам преподобного Серафима, перед нашим народом остались открытыми двери покаяния. «Если… смирится народ Мой, который именуется именем Моим, — говорит Господь в Священном Писании, — и будут молиться, и взыщут лица Моего, и обратятся от худых путей своих, то Я услышу с неба и прощу грехи их и исцелю землю их» (2 Пар. 7, 14). Наученная горьким опытом, ныне Россия вновь обращает свой взор к нашему Отцу Небесному, в смиренной и бесконечной благодарности за Его неизреченное милосердие к нам недостойным.

Только шествуя по этому спасительному пути, которым шли наши благочестивые предки, мы сможем создать Святую Русь и изменить к лучшему самих себя, преобразить окружающий мир и, самое главное, достигнуть нетленного Божьего Царства. Путь сей труден, но тем, кто идет по нему, споспешествует Сам Господь, помогают Его святые угодники. Наша Отчизна, избравшая этот путь более тысячи лет назад, да возвратится на него и да шествует по нему твердо, неукоснительно, с верой, правдой, мужеством и любовью. Ибо, как наставляет нас преподобный Серафим: «хотя прискорбия, несчастья и разнообразные нужды и неразлучны с нашей жизнью на земле, однако же Господь Бог не хотел и не хочет, чтобы мы были только в одних скорбях и напастях, почему и заповедует нам через апостолов носить тяготы друг друга и тем исполнять закон Христов».

Взирая ныне на пути Отечества нашего в минувшем столетии, начало которого ознаменовалось прославлением и первым обретением святых мощей преподобного Серафима Саровского, а конец освящен вторым обретением этой дорогой нам святыни, мы должны ясно понять и всегда помнить, что именно состояние человеческих душ призывает на народ благословение Божие или проклятие, процветание или нестроения, мир или брань, радость или скорбь.

Пусть этот Крестный ход и последующее пребывание раки преподобного Серафима и образа с частицей его святых мощей в Храме-памятнике во имя Всех Святых, в Земле Российской просиявших, возведенном в Екатеринбурге на месте убиения Святых Царственных Страстотерпцев, послужит тому, чтобы та особая любовь, которая была присуща преподобному Серафиму Саровскому, коснулась бы многих и многих сердец, чтобы молитвы преподобного Серафима Саровского и Святых Царственных Страстотерпцев укрепляли бы всех вас, давали силы и мужество, давали бы внутренний духовный мир каждому из нас на нашем жизненном пути.

Пусть с этого места, где пролилась кровь Святых Царственных Страстотерпцев, начнется на веки вечные возрождение славных многополезных традиций, когда и предержащие власти, и рядовые граждане будут стремиться каждодневно сверять дела свои с заповедями Божиими, рассматривать себя как продолжателей деяний многих и многих поколений своих предков, строить Отечество таким, чтобы соответствовать идеалу Святой Руси. Если мы будем следовать этим спасительным путем, заповедованным нам многими поколениями благочестивых предков наших, то сбудется пророчество преподобного Серафима Саровского: «Господь помилует Россию и приведет ее путем страданий к великой славе!».

Да способствует благое начинание Крестного хода к созданию нерукотворных храмов в душах самых разных людей — от государственного деятеля до простого крестьянина. «Господь, — говорил преподобный Серафим, — ищет сердца, преисполненные любовью к Богу и ближнему, — вот престол, на котором Он любит восседать и на котором Он является в полноте Своей пренебесной славы».

+АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ