20 сентября — день памяти священномученика Евгения, митрополита Горьковского

12:10, 20 сентября 2011

Сайт Нижегородской епархии. Текст Дмитрия Романова.

20 сентября — день памяти священномученика Евгения, митрополита Горьковского († 1937). О нем рассказала директор церковно-археологического музея Нижегородской епархии Ольга Дегтева:

«Митрополит Евгений (Зернов) был назначен на Горьковскую кафедру 3 мая 1934 года.

Несмотря на годы, проведенные им в заключении и ссылке, Преосвященный был очень заметным человеком — высокого роста, с выразительными ярко-серыми глазами и седыми волосами. Когда он шел по городу, все невольно обращали на него внимание: люди останавливались и просили благословения.

Недовольство местных властей по поводу деятельности нового архиерея возникло фактически сразу же, как только владыка появился на Нижегородской земле.

5 мая 1935 года Преосвященному Евгению было предъявлено обвинение в том, что он, «будучи Митрополитом Горьковского края, в течение 1934–1935 годов использовал церковный амвон, произнося в ряде церквей города Горького и прилегающих районов проповеди антисоветского содержания в целях внедрения в массу контрреволюционных идей».

О том, какие именно проповеди митрополита расценивались как антисоветская агитация, можно судить из самого следственного дела. Так, 6 декабря 1934 года, на праздник в честь святого благоверного князя Александра Невского, в Похвалинской церкви города Горького владыка произнес примерно такие слова: «Кто из нас, возлюбленные, не отягчен или не обременен? Мы хотим добиться счастья своей силой, своими средствами, без Божией помощи, поэтому нам и тяжело». Это было расценено следствием как попытка доказать верующим, что в тяжелое для страны время они не должны подчиняться Советской власти.

В официальном обвинительном заключении, помимо незаконного проповедничества, митрополита Евгения обвиняли также в том, что «…в день 1 мая сего года (на Пасху) под руководством Зернова было организовано торжественное служение литургии в Крестовоздвиженской церкви города Горького, которое с целью отвлечения граждан от участия в первомайской демонстрации было сознательно начато позднее обычного времени и затянуто до 12 часов дня».

Более того, по свидетельству очевидцев, сам владыка, собираясь после службы домой, не стал ждать, пока рассеются демонстранты, а сел на поданную ему лошадь и поехал по улицам домой в клобуке. В ответ на советы доброжелателей обождать, чтобы не привлечь к себе внимания, митрополит Евгений заметил: «Что нам бояться… Надо Бога бояться». Наблюдая его выразительную фигуру на лошади, движущуюся сквозь толпу демонстрантов, пролетарское руководство восприняло это как вызов на свой счет, прокомментировав: «Пропустите, пропустите его. Мы его наградим».

«Награда» не заставила себя ждать: арест владыки последовал буквально через день, 3 мая 1935 года, а 5 ноября было подписано его направление в Карагандинский исправительно-трудовой лагерь.

Отбывая наказание, митрополит Евгений по-прежнему оставался проповедником Слова Божиего и духовным пастырем — уже для заключенных. Такое положение вещей отнюдь не устраивало лагерное начальство.

«За организованную антисоветскую деятельность в местах заключения постановлением тройки НКВД по Карагандинской области от 20 сентября» митрополит Евгений приговорен к расстрелу. Приговор привели в исполнение сразу же: 20 сентября 1937 года он был расстрелян.

На Юбилейном Архиерейском Соборе РПЦ в 2000 году Преосвященный Евгений был прославлен в лике святых».

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.