Преосвященнейший епископ Георгий совершит Божественную литургию в Спасском (Староярмарочном) кафедральном соборе в день Престольного праздника
Своим возникновением Нижегородский Спасский (старый) собор обязан переносом Макарьевской ярмарки в Нижний Новгород, осуществленный в 1817 году.
Храм называется Спасским по находящемуся в нем главному престолу, во имя Всемилостивого Спаса. «Старым» же он именуется в отличие от «нового» Александра Невского собора, возведенного на Нижегородской ярмарке в 1864-1881 годах.
Как уже говорилось, храм построен в связи со строительством ярмарки. Высочайше учрежденный 8 мая 1817 г. Комитет для переноса Всероссийского торжища из Макарьева в Нижний Новгород облюбовал мыс («стрелку») между слияниями рек Волги и Оки. Это место в начале прошлого столетия было пустынным, лесистым и болотистым. Главное же было то, на что обратили внимание строители, очень удобное для подвозки на судах товаров.
Дело быстро спорилось, и уже к июню 1817 года на «Стрелке» появились первые деревянные торговые ряды, Встал вопрос и о возведении храма; какая же крупная ярмарка без Дома Божьего, в котором торговый люд испрашивал благословение Господа на предпринимательство и благодарил впоследствии за удачный торг.
Первоначально была построена временная тесовая покрытая лубком церковь во имя покровителя ярмарки Преподобного Макария. На время торговли (с 15 июля по 15 августа, потом было продлено до 10 сентября) в ней устанавливали передвижной иконостас и святой Престол, хранившийся потом в Нижегородском Кафедральном соборе в Кремле, и справляло службу также кафедральное духовенство.
Первый камень будущего Спасского собора был заложен и освящен нижегородским епископом Моисеем 1 августа 1818 года. Преосвященный произнес приличествующую в такой торжественный день речь с восхвалением императора Александра I, с благословения которого освящены были «сии водные бездны, несшие на хребтах своих богатство России, богатства от конец земли» и создается храм, «яко краеугольный камень, в основание сея великолепия, водружаемыя на зыбях сих, твердыни во славу Бога, дивного во Святых своих, в пользу отечества, ко благу подданных своих и всех купледателей, вязующих народ между собою союзом любви христианской, взаимностью житейских потребностей».
Проект собора был выполнен Огюстом Монферраном, автором знаменитого Исаакиевского собора в Петербурге. Четыре года шло строительство Спасского храма и 25 июля 1822 года, в день памяти покровителя ярмарки преподобного Макария, он был, при ликовании собравшихся и пушечном салюте, освящен. Тогда же были освящены и придельные алтарные святые престолы: в северной стороне во имя святого благоверного великого князя Александра Невского (тезоименитого святого Александра I), в южной стороне — во имя преподобного Макария.
1 августа 1822 года был учрежден крестный ход из Спасского собора с освящением окских вод.
Спасский собор – единственная дошедшая до нас постройка от первых ярмарочных сооружений. Храм возведен из кирпича и белого мячковского камня. Последний в 1888 г. при ремонте собора был заменен кирпичем-железняком.
Основание собора крестообразное, с пятиглавым завершением. Купол венчают небольшие главки с яблоками и крестами. Большой и четыре малые купола обрамлены полуколоннами с капителями ионического стиля.
Изяществом отличалось внутренность храма; в особенности его центральный свод. Все своды собора украшены великолепными розетками. Арки и карнизы также орнаментированы прекрасной лепниной, что придает храму благолепный вид. Лепные модели для интерьера были выполнены известным скульптором того времени Ф. Торичелли, работы которого украшают, к примеру, Адмиралтейство в Петербурге.
Живописные работы (до нас не дошли) исполнены были выдающимся нашим земляком, основателем первой провинциальной школы живописи в Арзамасе, академиком А. С. Ступином и его учениками.
Внутренность собора была величественна и изящна. Знаменитый французский писатель и путешественник Т. Готье, посетивший Нижний Новгород в 1861 году, так описывает Спасский собор: «Внутри церковь имела вид золотой печи. Леса свечей, созвездия люстр разжигали золото иконостасов, внезапные молнии металлических отблесков смешивались с лучами света, создавая ослепительное свечение».
Историк же Спасского собора в начале нашего столетия отмечал, что он — одно из красивейших зданий на торжище: «Вид на него особенно хорош из Нижнего Новгорода, с Дятловых гор. Высясь господственно над пагодами ярмарочных торговых китайских рядов, представляясь плавающим весною в волжских и окских водах, а летом ютясь в тени окружающих его дерев и виднеющихся за ним лугов, собор представляет порабощающийся в ярмарочное время неустанным трудом и головоломной торговой расчетливостью».
Упоминание о речных водах здесь не случайно. Весной они вплотную подступали к ярмарочным строениям, зачастую затапливая их. Так, например, в 1849 году ярмарка была затоплена настолько, что в собор можно было свободно въезжать на лодке.
Так как Спасский собор был построен казною, то он и управлялся нижегородским губернатором и ярмарочной конторою. Директор последней являлся одновременно и старостой храма, а помощником его был выборный от купечества.
На первых порах богослужение исполняли священники нижегородского Кафедрального собора и потому Спасский храм был приписан к нему, именуясь соборной церковью.
Спасский собор являлся холодным и действовал исключительно в летнее время, поэтому в 1826 году по проекту архитектора А. Л. Леера была построена теплая каменная Казанско-Богородичная церковь с колокольней над нею, в память и уважение к канцлеру графу Н. А. Румянцеву. Именно по его ходатайству была перенесена ярмарка из Макарьева в Нижний Новгород. Он же сделал вклад в упомянутую церковь — копию древней священной иконы Казанской Боже Матери.
Образ которой был написан на кипарисовой доске и покрытый серебряной с позолотой окладом, венцом и коронах. Последние были украшены драгоценными камнями; убрус же на Богоматери богато усыпан жемчугом. Вес ризы был свыше трех килограммов. Образ был списан в 1731 году с чудотворной иконы Казанской Боже Матери изографом Симеоном Полоцким.
В Казанском храме первоначально иконостаса не имелось. Его брали на время из кафедрального собора. Золоченый на полимент иконостас здесь был поставлен старанием казанского купечества только в 1836 г.
Высота колокольни со шпилем над церковью была более 53 метров. В 1880 году, сгоревший от молнии шпиль был обновлен.
Одновременно с теплой церковью был построен дом для причта, с покоями для архиерея, духовенства и певчих.
2 октября 1827 года зимняя церковь была освящена.
В 1847-49 годах на ярмарке случилось большое несчастье — вспыхнула холера. Епископ Иаков «в годину искушения… целые ночи проводил без сна в бдении и молитве: так, во время холеры с 1847 года молился в соборной часовне перед Нерукотворным и чудотворным образом Спасителя об избавлении града от моровой язвы», писал современник. В память избавления по Промыслу Божиему от этой злой беды, Священный Синод установил ежегодно 25 июля совершать из Спасского собора вокруг всех главных зданий ярмарки крестный ход.
10 мая 1852 года Спасский собор был переведен из ведения губернатора в подчинение Епархии. Храм от весенних разливов ветшал, покрывался многочисленными от сырости трещинами. Особенно вызывал опасение фундамент здания. У Епархии денег на фундаментальный ремонт не было, поэтому она обратилась за помощью к гражданским властям, которые в свою очередь не спешили спасать храм. В 1873 году церковный причт с тревогой сообщал Нижегородскому епископу Поликарпу: «стены ярмарочного собора, на которых утверждены малые главы, по углам дали трещины; особенно много из них пострадала стена западная, которая дала трещину не менее как в два пальца и сильно выпятилась наружу. Такие повреждения в соборе, — указывали авторы донесения, — произошли оттого, что сваи, на которых утвержден собор, стали гнить.»
Началась продолжительная переписка по вопросу ремонта собора. В сентябре 1882 года Ярмарочный биржевой комитет наконец-то учреждает особую комиссию «по изысканию способов к исправлению ярмарочного Спасского собора». Купечество деятельно включилось в благотворительную работу, собирая необходимые для ремонта средства. Оно же не согласилось, ввиду прогрессировавшего разрушения здания, его полностью разобрать и построить новый. Дело стало за архитектором, который бы взялся за трудное дело восстановления храма. Наконец, таковой нашелся. Им стал нижегородский гражданский архитектор Р.Я.Килевейн, который благодаря осуществлению уникальных и сложных инженерных расчетов сумел укрепить почти разрушенный фундамент. Работы проводились в течение двух лет, основание храма по частям выбиралось до самого грунта и заменялось кирпичем-железняком, скрепляемого влагостойким порландским цементом. Собор в это время несколько изменил свой первоначальный вид: в мае 1887 года началась закладка новых придельных алтарей, а на следующий год были окончены северный портик с ризницей и западное каменное крыльцо. Чтобы избавить на будущее от затопления вешними водами собор, его пол был приподнят.
20 июля 1888 года состоялось торжественное открытие и освящение вновь отремонтированного храма, а чуть позже и его приделов. Архиепископ Модест в своей речи похвалил усердие купечества и «мудрого архитектора, искусно возобновившего храм и укрепившего фундамент его».
Тревоги благочестивого купечества и духовенства по спасению собора усугублялись произошедшим 26 февраля 1882 года в Казанско-Богородичной церкви пожаром. Шпиль с колоннами и колокола обрушились; в самой церкви сгорели: иконостас, хоры и библиотечная палатка со шкафами. С ярмарочным архитектором Ивановым был заключен договор о восстановлении храма. К марту 1884 года все было сделано. Вместо шпиля на колокольне появился крест с полушарием.
Однако через 15 лет специальная комиссия признала, что здание дома, церкви и колокольни до того подмылись вешними водами, что стали опасными для богослужения. Архитектором П. П. Малиновским и Е. М. Мичуриным были исследованы эти постройки. Было признано рациональным не ремонтировать колокольню, а построить ее заново на другом месте. 1 октября 1901 года состоялась торжественная закладка новой колокольни.
В Казанской церкви был сделан из дуба новый трехъярусный иконостас. Иконы в основном остались от старого. Некоторые были написаны вновь в мастерской иконописца Салабанова.
Из примечательных икон, кроме упомянутой иконы Казанской Божией Матери, в этой церкви находились еще две: образ Господа Вседержителя, в богатом серебряном окладе и икона Благовещения Пресвятой Богородицы.
Что же касается достопримечательных икон Спасского собора, то их было четыре: образ Христа Спасителя, сидящего на Престоле, (золоченая серебряная риза Спасителя была унизана драгоценными камнями и жемчугом), образ сидящей на Престоле Божией Матери с младенцем (риза также серебряная, позолоченная, венец и корона на главе Богоматери усыпаны жемчугом и драгоценными камнями); Преображение Господне (серебряная риза весом 9, 8 кг со стразами и мелкой бирюзой); Успение Пресвятой Богородицы (вес серебряной ризы такой же как у предыдущей иконы).
Во вновь выстроенных двух приделах собора, усердием товарища церковного старосты А.В.Долгова, в 1897 году были поставлены одинаковые иконостасы. Сделаны они из сосны по чертежам архитектора А.С.Плотникова, резаны же в мастерских нижегородского Кулибинского ремесленного училища.
Иконы для иконостасов писаны художником-фотографом А.О.Карелиным и палеховским мастером Д.С.Салабановым.
Трудные времена для Дома Божиего наступили в советское время. Сразу же после закрытия Нижегородской ярмарки, местные власти решили уничтожить здание собора.
6 июня 1927 года ВЦИК РСФСР постановил: Спасский Староярмарочный собор снести. Подчиняясь этому решению, Главнаука Наркомпроса направила в Нижегородский губернский музей депешу, в которой давались некоторые практические советы по сносу храма. В частности, перед разборкой здания советовалось произвести его обмеры и «детально зафотографировать». Отдельные же характерные фрагменты предлагалось сохранить, с целью последующей их передачи музею.
Давалось указание и в отношении церковного имущества (иконостаса и вообще всего «внутреннего убранства»), не имеющего музейного значения. Они могли быть переданы другим общинам верующих, или реализованы, т. е. проданы. Что же касается колоколов, то они передавались Рудметалторгу бесплатно.
Однако до уничтожения дело не дошло. По всей видимости, как свидетельствуют архивные документы, здание храма понадобилось военному ведомству под склад овса, ржи, муки и крупы. «В виду освобождения от религиозной рухляди» собора, нижегородский военно-продовольственный склад в октябре 1928 года обратился в местный музей с просьбой сдать храм под складное помещение. Договор вступил в силу 1 ноября того же года. Согласно ему, музей получал 62 рубля 50 копеек арендной платы в месяц. Тем не менее, в январе 1930 года вопрос о разборке собора вновь был поднят на этот раз президиумом Нижгорсовета. Слом храма был поручен местному Комстрою с использованием материалов «на культурное строительство рабочих районов, крайне нуждающихся в расширении культурного обслуживания и не обеспеченного строительством». Полученные же в результате разборки средства «обратить на укрепление уставного капитала Нижкомстроя».
Постановлением Президиума, в то же время, отклонялось предложение Автостроя о передаче последнему разборки храма. Вероятно, эта солидная организация планировала кирпич собора пустить на возведение зданий автозавода.
В это дело вновь вмешался музей, который заявил, что собор относится к 1-ой категории охраняемых в республике памятников и состоит на учете музейных органов. Потому вопрос о разборке должен быть согласован с Главнаукой Наркомпроса.
Противились сносу храма и военные, продолжая его эксплуатировать в качестве складского помещения. По всей видимости, из-за этого собор, за исключением колокольни, дожил до нашего времени. Совсем еще недавно в соборе хранились детали трибуны для проводимых ежегодно на площади Ленина революционных праздников.
Тем не менее (и слава Богу!), Спасский Староярмарочный собор был возвращен Православной церкви и стал кафедральным собором Нижегородской епархии. После необходимого ремонта, в храме начались богослужения, сначала еженедельные, а затем и ежедневные.
Летом 1991 года в этом соборе, по пути в Дивеевский монастырь, находились святые и многоцелебные мощи преподобного Серафима Саровского.
© Юрий Галай