Дмитрий Боршняков: «Задача театральных занятий с детьми — говорить о том, что важно для русского человека: о вере, любви, Родине»

15:58, 27 марта 2005

27 марта – Международный день театра. В Семеновской православной гимназии к нему относятся, как к профессиональному празднику. Великий пост и театр — вещи практически не совместимые, но при всех «за» и «против» в данной теме есть одно «но» – детский театр. Детские театральные постановки на Рождество и Пасху стали традицией, а репетиции, стало быть, — дело поста.

О роли театра в православной педагогике мы беседуем с завучем по внеклассной работе и режиссером-постановщиком детского театрального кружка Классической гимназии г. Семенова Дмитрием Боршняковым.

Как рассказал нам Дмитрий Боршняков, уникальное учебное заведение, возрождающее опыт классического русского образования, за четыре года существования подготовило 11 спектаклей. В репертуаре гимназистов — спектакли, посвященные святому евангелисту Луке и памяти Бородинского сражения, пьеса Гоголя, спектакль по мотивам произведений Твардовского и даже поэтический спектакль «Все дело рук Твоих, Господь», в котором гимназисты в поэтической форме говорили о присутствии Божьем в окружающем мире.

«Задача наших театральных занятий — говорить о том, что важно для русского человека: о вере, любви, Родине. Последний пример – постановка спектакля по «Василию Теркину» к 60-летию Победы», — признается Дмитрий Викторович. Через театр, по словам собеседника, дети становятся более внимательными к окружающим и к себе. Чувство ритма, умение ощущать себя в окружающем пространстве, владение речью и координацией движений социализирует детей, готовит к жизни в обществе.

«Выпуская спектакли каждый год, мы замечаем, что ребятишки этим увлекаются. В отличие от учеников простой школы, где дети часто боятся показать себя, здесь, наоборот, дети с интересом выходят на сцену. Когда человек боится внимания, он либо слишком сосредоточен на себе, слишком сильно развито «эго», либо есть какие-то действительно скрытые моменты, может быть греховные, которые он боится обнажить. В гимназии все по-другому. Многие замечают, что дети действительно более открыты, добрее, и глаза-то совсем другие, и движения естественные, простые, не зажатые.

По замечанию Дмитрия Викторовича, театр – это постоянное развитие, постоянная смена и действий, и картин, поэтому каждый спектакль гимназистов неповторим. «К примеру, когда мы играли «Ревизора», — замечает режиссер-постановщик, — ребятишки, не сразу понимая о чем речь, постепенно вживались в роли и уже находили какие-то свои интересные моменты, не всегда удачные, но, тем не менее, это был уже акт творческого поиска».

«Есть, правда, и опасность, — признается режиссер. — Даже у нас тут девочка, которой мы давали главные роли уже два раза, немного зазналась, почувствовала себя солисткой, примой, и это мешало. Надо быть очень аккуратным. Это уже большое искусство: каких-то детей вывести на первую линию, дать раскрыться, других, так скажем, немного приструнить, чтобы почувствовали, что не они центр Вселенной».

Развитие театрального кружка, которое во многом обусловлено переездом в новое здание, напрямую связано с учебной программой. В будущем реестр гимназических дисциплин пополнится предметами театрального искусства. Впрочем, уже сейчас гимназисты постигают риторику и хореографию.

1112014183.jpgСеменовская православная гимназия в гостях у журнала «Фома». Отрывок из постановки «Василий Теркин».

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.