Дмитрий Кривцов: «Есть в судьбе Максима Грека то, что оказывается созвучным духовным исканиям нашего времени».

09:13, 3 февраля 2011

Сайт Нижегородской епархии. Текст Марины Дружковой.

В последние годы возрастает неподдельный интерес к личности и духовному наследию преподобного Максима Грека. Есть в его судьбе и духовном строе личности что-то такое, что оказывается созвучным культурным запросам и духовным исканиям нашего времени. Максим Грек, в миру — Михаил Триволис, родился в городе Арта, греческой провинции Эпир на границе с современной Албанией во второй половине XV века. Молодой Михаил Триволис, с головой окунувшись в классическую литературу, философию и богословие, решил стать ученым. Он овладел искусством каллиграфии, и вскоре его забрал в Италию известный греческий ученый Иоанн Ласкарис. В Италии Михаил провел 14 лет, побывал в Болонье, Падуе, Милане, где познакомился с выдающимися деятелями итальянского Возрождения. Во время своего пребывания в Венеции он помогал известному первопечатнику Альду Мануцию издавать греческие книги.

В 1506 году Михаил покинул Италию, пришел на святую гору Афон и принял постриг в монастыре Ватопед с именем Максим. 10 лет провел в этой обители инок Максим. В 1516 году его жизнь вновь совершила крутой поворот.

В 1515 году великий князь Василий III попросил игумена монастыря послать ему монаха Савву для перевода книг. Однако последний был настолько стар, что монахи решили послать вместо него искусного в книжном писании Максима Грека. Максим не говорил по-русски, но, поскольку монахи ручались за него, отправился в Москву и был оставлен там для перевода Толковой Псалтири, Толкового Апостола и других святоотеческих и богослужебных книг для нужд Русской Православной Церкви. Максим довольно быстро овладел русским языком и стал выступать не только в качестве переводчика, но и в качестве самостоятельного автора — русского писателя и публициста. Ранние самостоятельные его произведения касались разнообразных тем, но самой важной из них была тема сохранения чистоты православной веры.

В начале 20‑х годов XVI века, когда Максим Грек закончил переводы книг, он стал просить русские власти отпустить его обратно на Афон, но вскоре в феврале 1525 года был арестован и предстал перед светским и церковным судом по множеству самых разных обвинений. Доказательств всем этим обвинениям не было, но приговор был предрешен заранее — слишком сильно Максим Грек погрузился в русскую действительность начала XVI века, слишком многое видел и знал, чтобы быть отпущенным на земли, подконтрольные враждебной Турции.

Власти заточили Максима Грека в Иосифо-Волоцкий монастырь, в строгой изоляции от внешнего мира. Спустя шесть лет преподобного Максима отправили в Тверь и дали возможность читать и писать, что было для него великим утешением. Испытания не сломили духа святого Максима и не ожесточили его сердце. Лишь в 1547 году Максим Грек получил относительную свободу — на Афон его так и не отпустили, но перевели в Троице-Сергиев монастырь, где он прожил остаток своих дней в покое и почете. Скончался Преподобный в 1555 году, а в 1988 году был причислен к лику святых Русской Православной Церкви как монах, аскет и учитель иноческого жития, узник и страдалец многолетнего заточения, духовный учитель, углубивший святоотеческую традицию.

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.