Епископ Варнава совершил Божественную литургию в Свято-Успенском монастыре — Флорищевой пустыни

11:46, 13 июля 2019

Текст Алексея Еремина

12 июля, в день памяти славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла, епископ Выксунский и Павловский Варнава совершил Божественную литургию в Троицком храме Свято-Успенского мужского монастыря — Флорищевой пустыни. Этот великий праздник является престольным для монастыря, надвратный храм в котором освящен в честь преподобного Ефрема Сирина и апостолов Петра и Павла. Накануне вечером владыка совершил там всенощное бдение.

Его Преосвященству сослужили братия монастыря в священном сане. На богослужении молились многочисленные паломники и прихожане, многие из которых исповедались и причастились Святых Христовых Таин.

Правящий архиерей поблагодарил всех паломников и прихожан, прибывших в обитель в ее престольный праздник, чтобы разделить с братией радость молитвенного общения. Он поздравил паству с праздником и рассказал о его духовном значении:

«Первоначально надвратный храм нашей обители был освящен в честь преподобного Ефрема Сирина, отца и учителя покаяния. По древней традиции люди, приходящие в монастырь, исповедовали у врат свои грехи и только потом входили в святую обитель. В память об этом надвратный храм был освящен в честь учителя покаяния преподобного Ефрема Сирина. В конце XVIII века, во время правления императрицы Екатерины II, в монастыре произошел страшный пожар. Большая часть монастыря выгорела, в том числе и надвратный храм преподобного Ефрема Сирина. Когда его восстановили, то освятили уже в честь апостолов Петра и Павла. Когда монастырь возрождался уже в наше время, то было принято решение освятить этот храм в память апостолов Петра и Павла и преподобного Ефрема Сирина. Такое бывает, но нечасто.

Память этих апостолов празднуется одновременно, хотя они были очень разными людьми. Апостол Петр был женатым, апостол Павел – безбрачным. В то же время всегда подчеркивается их единство. Оба они были первоверховные, оба сыграли огромную роль в развитии Церкви, оба имели ревность о Господе и проповедовали Воскресение Христово. Они говорили с силой и властью, которую им дала благодать Святого Духа. Люди это чувствовали и покорялись их слову. После первой проповеди апостола Петра крестились три тысячи человек (Деян 2:41), после второй проповеди – пять тысяч человек (Деян 4:4). Кто сейчас может так проповедовать?

Здесь необходимо отметить, в чем апостолы похожи – это в осознании своего смирения. Апостол Петр потерпел крушение своей веры – он отрекся от Христа во время опасности, а потом плакал всю жизнь, вспоминая свое отречение. Господь смирил Петра, чтобы он не думал о себе много. И только после этого апостол Петр стал тем камнем, который утверждал Церковь Божию, так что даже тень его исцеляла больных.

Апостол Павел тоже был смирён Богом. Ему дано было «жало в плоть» (2Кор 12:7), какая-то серьезная болезнь, которая не давала ему превозноситься. Скорби и болезни смиряют человека, а смирение помогает удержать благодать. Без смирения можно иметь все – и милосердие, и сострадание к людям, и мужество, и все самые добрые качества, но без него невозможно спастись. Только через смирение человек достигает в Боге всех добродетелей. Без смирения человек неизбежно будет возноситься. Многие и в храм поэтому не идут, потому что довольны собой, считают себя очень хорошими людьми, лучше чем мы все вместе взятые. Зачем такому человеку идти на исповедь? Ему не в чем каяться. И этим он себя успокаивает. Избави нас от этого Господь. Как говорил святитель Игнатий (Брянчанинов) – «лучше немощная совесть, чем тщеславная добродетель». Вот чему учит нас жизнь первоверховных апостолов. Они не только потрудились в слове и всю вселенную осолили благовестием Христовым, но были и смиреннейшими людьми».

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.