Иерей Андрей Логинов: «Для того чтобы соприкоснуться с Богом в своем сердце, нужны чистота и мир души»

12:52, 28 ноября 2010

Сайт Нижегородской епархии.

О том, как сложилась традиция готовиться постом к встрече праздника Рождества Христова в день начала поста рассказал клирик церкви в честь святых Жен Мироносиц города Нижнего Новгорода, преподаватель НДС иерей Андрей Логинов.

«Для того чтобы соприкоснуться с Богом в своем сердце, на глубине духовной жизни, чтобы почувствовать свет Его крестной любви, отдающей себя ради жизни мира, понять таинство Его воплощения, Креста и Вос­кре­се­ния, чтобы прикоснуться к тайне вечной жизни с Богом, — нужны чистота и мир души, чуткость и смиренная любовь. В суете или праздности жизни, в том крупном или мелочном зле, в котором мы пребываем почти постоянно, сделать это практически невозможно. Нужно выделить для Бога особое время, остановиться в беге и суете, нужно заглянуть в свою душу и сверить ее с евангельской глубиной и чистотой.

Праздник Рождества Христова напоминает нам о явлении в мир и вочеловечении Бога — это день особого торжества, в который мы можем почувствовать особую близость Божию. И чтобы встретить Хрис­та с чистым сердцем и просветленной душой, нужно очистить себя покаянием, упорядочением духовной жизни, особой собранностью. Ограничение себя в пище, отказ от жизни \»по всей своей воле\» и телесным страстям — это большая помощь на пути покаяния, освобождения от греха, духовного преображения жизни. Понимание этого всегда жило в Церк­ви, именно поэтому она устанавливала дни поста, благое покаянное время перед своими важнейшими праздниками.

Очевидно, что форма и продолжительность поста в различных Церк­вах отличаются. Это касается и поста Рождественского. Но на­ча­ло поста связано с появлением самого праздника.

День Рождества с IV века начал выделяться из праздника Бо­го­яв­ле­ния, в котором сочетались смыслы Рождения и Крещения Гос­по­да, явления Его в мир и выхода на общественное служение. На Вос­то­ке уже к концу этого века он стал почти повсеместным.

Когда святитель Иоанн Зла­то­уст был пресвитером и проповедником в Антиохии, в одной из своих проповедей (ок. 388 г.) он говорил, что в грядущее 25 декабря здесь впервые будет праздноваться Рож­дест­во Христово как самостоятельный праздник и что на Западе он издавна известен, а в Ан­ти­охию сведения о нем проникли лет 10 на­зад, что сам он давно желал и даже втайне молился, чтобы этот праздник совершался и в Ан­ти­охии.

Спустя некоторое время стали появляться различные практики поста перед этим праздником. В VI ве­ке в Западной Церк­ви миряне постились три дня в неделю (монахи – все семь дней) на протяжении декабря и таким образом духовно готовились к этому дню; затем продолжительность поста варьировалась от четырех до шести недель. На Вос­то­ке она составляла до 19 дней. Наконец с XI века повсеместно установилось правило 40-дневного поста.

Установление 40-дневного поста, одинаково продолжительного и для монахов, и для мирян, было связано не только с желанием соответствовать духовной и аскетической высоте монашества, но и с другим важным обстоятельством. Дело в том, что к Бо­го­яв­ле­нию (а потом к Рож­дест­ву), как и к Пасхе, приурочивалось Крещение людей, проходивших 40-дневное оглашение. Этот период был для них временем поста, посещения храма и огласительных бесед. Вся Церковь сопереживала вхождению новых членов, рождению новых братьев и сестер в Духе и Истине. Поэтому вошло в практику поститься и усердно посещать богослужения в этот период вместе с оглашаемыми для их поддержки и ради собственного духовного обогащения. Так вся церковная община принимала на себя 40-дневный пост как время ожидания праздника, внутренней подготовки к нему, покаянного очищения сердца и души, время слушания и слышания Слова Божиего. Так пришло осознание необходимости большого духовного пути к торжеству Церкви — к встрече Ро­див­ше­го­ся в мир Бога».

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.