Игумен Варнава (Баранов): «Пост духовный тесно соединяется с постом телесным»

11:00, 14 августа 2011

Сайт Нижегородской епархии. Текст Светланы Высоцкой.

Об истории установления и духовном смысле Успенского поста рассказал наместник Свято-Успенского мужского монастыря — Флорищевой пустыни игумен Варнава (Баранов):

«Успенский пост установлен Православной Церковью перед великими праздниками Преображения Господня и Успения Божией Матери и продолжается две недели — с 14 по 27 августа. Он дошел до нас с древних времен христианства.

В беседе святителя Льва Великого (около 450 года) мы находим указание на Успенский пост: „Церковные посты расположены в году так, что для каждого времени предписан свой особый закон воздержания. Так, для весны весенний пост — в Четыредесятницу, для лета летний — в Пятидесятницу (Петров пост), для осени осенний — в восьмом месяце (Успенский), для зимы — зимний (Рождественский)“.

Святой Симеон Солунский пишет, что „пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнав о Своем преставлении, как всегда, подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи Святой и Непорочной, и не имела нужды в посте. Так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного Духа соединиться с Ее Сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас.

Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания этих двух праздников: одного — как подающего нам освящение, а другого — как умилостивление и ходатайство за нас“.

Успенский пост не такой строгий, как Великий, но более строгий, чем Петров и Рождественский посты. В понедельник, среду и пятницу Успенского поста Устав Церкви предписывает питаться сухоядением, то есть соблюдать самый строгий пост, без отваривания пищи; во вторник и четверг — „с варением пищи, но без елея“, то есть без масла; по субботним и воскресным дням разрешается вино и елей.

В праздник Преображения Господня по церковному Уставу разрешается на трапезе рыба. С этого дня по понедельникам, средам и пятницам в питание обязательно входили плоды нового урожая.

Пост духовный тесно соединяется с постом телесным наподобие того, как душа наша соединяется с телом, проникает в него, оживляет и составляет с ним одно целое, как душа и тело составляют одного живого человека.

И потому, постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно: „Постящеся, братие, телесно, постимся и духовно, разрешим всяк союз неправды“,— заповедует Святая Церковь. В посте телесном на первом плане — воздержание от обильной, вкусной и сладкой пищи; в посте духовном — воздержание от страстных греховных движений, услаждающих наши чувственные наклонности и пороки.

Сущность поста выражена в следующем церковном песнопении: „Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, напрасно утешаешься неядением: ибо если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будешь от Бога как фальшивая и уподобишься злым демонам, никогда не ядущим“.

И Великий, и Успенский посты особенно строги к развлечениям — в дореволюционной России даже гражданские законы запрещали во время Великого и Успенского постов публичные маскарады, зрелища, спектакли».

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.