Сегодня в г. Семенов состоится торжественное открытие первой в Нижегородской области Классической гимназии. Для того, что бы посетители нашего сайта смогли более ясно оценить важность происходящего события, наш корреспондент встретился с директором Классической гимназии при Греко-латинском кабинете Еленой Федоровной Шичалиной. Московская гимназия, существующая уже одиннадцатый год, во многом способствовала развитию гимназии г. Семенова и потому в нижеизложенной беседе, возможно, увидеть перспективы развития классического образования в Нижегородской области.
Елена Федоровна, расскажите, пожалуйста, с чего началось сотрудничество возглавляемой Вами гимназии и гимназии г. Семенова?
В один прекрасный день в гимназии появился о. Игорь (иерей Игорь Пчелинцев, пресс-секретарь Нижегородской епархии н. р.) со своими коллегами, они пришли по адресу Новодевичий проезд, где располагалась до этого года наша гимназия и задали мне ряд вопросов по организации учебного процесса, по выработке концепции школы, о том, как мы работаем с детьми и в результате всех наших переговоров, по всей видимости, о. Игорь пришел к выводу, что некоторые моменты нашего опыта будут полезны в организации семеновской гимназии.
И тогда были заданы вопросы по учебному плану, по программам по специальным предметам, таким как латинский и древнегреческий язык, таким как курсы, которые мы разрабатывали на тот день такие как «Земля и люди». И мы поделились своими программами, которые у нас к этому времени отрабатывались и по моему впечатлению о гимназии, которое у меня было, когда мы навещали о. Игоря тогда еще когда гимназии не выделили новое здание, тогда было три начальных класса, я увидела, что программа действительно работает, и можно было увидеть определенное сходство трактовки многих вещей, даже хореографии. И тогда я, как и все коллеги, которые с нами были, очень высоко оценили тот уровень преподавания, который в Семеновской гимназии был задан сразу, т.е. исходно было решено, что дается добротное образование, что оно не узко, а достаточно широко представлено всеми основными предметами и всем предметам уделяется одинаково важное место с тем, что бы учащийся смог в дальнейшем совершить свободный сознательный выбор любой профессии. Если какая-то дифференция и существует в выборе предмета, в количестве часов, которое на них выделяется, то это касается старших классов.
Самое главное, что объединяет две наши гимназии, основной посыл заключался в том, что в основе классической гимназии должно лежать православное вероучение, как оно и было в свое время в России. В этом вопросе у нас с о. Игорем естественно было полное взаимопонимание. Поскольку есть разные формы классической гимназии в современном мире, потому что этот вопрос понимают не одинаково разные люди, например, очень сильная с точки зрения преподавания древних языков классическая гимназия в Санкт-Петербурге – это государственная школа, которая лишена вообще какого либо духовного обучения и воспитания. Тем не менее, школа является классической гимназией, она строит свою программу с ориентацией на изучение древних авторов и древних языков, и делают это великолепно. Но момент религиозного воспитания на наш взгляд очень важный там отсутствует. В Москве есть несколько классических гимназий, которые себя так называют где так же либо это не классические гимназии с усиленной программой гуманитарных предметов либо это православные школы, особо можно отметить православную гимназию в Ясенево, в которой тоже преподают древние языки.
При всех обстоятельствах наша идея изначально была том, что в гимназии должно быть сильное, добротное образование, по разным предметам включая химию, физику, биологию математику и при этом обязательно должно быть духовное воспитание результатом чего было создание в 2000 году при гимназии храма во имя трех святителей. В нашем случае гимназия возникла раньше чем храм, мы шли к созданию этого храма, в то время как Семеновская гимназия возникла уже при действующем храме, при очень сильном священнике и общине прихожан. В этом и есть существенная разница между двумя гимназиями с точки зрения истории образования, но, наверное, не столь существенная разница по существу.
В ближайшее будущее классическое образование получит развитие либо ныне существующие очаги останутся основой всего педагогики классического образования страны?
— Вопрос это очень сложный, потому что всякое добротное образование предполагает некий с точки зрения современного человека избыток знаний. Для того, что бы поступать, скажем, на курсы менеджмента, возможно, действительно нет глубокой необходимости знать древние языки с точки зрения их практического применения. Но существует понятие как культура, существует понятие формирования души и ума и все зависит от того насколько на самом деле в нашем государстве наше образовательное начальство, кого они хотят видеть среди наших лидеров. Если они хотят видеть широко образованного и духовно крепкого человека – это одна ситуация, если нужен ловкий практик, то это другая ситуация. Думаю, что здесь говорить о перспективах довольно сложно только в пределах собственных сил. В пределах собственных сил могу сказать, что наши выпускники, которые в этом году закончили высшие учебные заведения нас очень радуют своим умонастроением, своей работоспособностью, своими возможностями и тем оптимизмом, который присущ их взгляду на жизнь. Все ребята, которые кончили школу в прошлом году, поступили в высшие учебные заведения, в общем, практически все наши выпускники поступают, куда хотят за исключением тех случаев, когда меняются профессию, меняют факультет, но это другое дело это естественные искания. Я хотела бы сказать, что нам очень нравятся те дети, которые окончили нашу гимназию, они нам нравятся через некоторый перерыв времени и это кажется нам наивысшей нашей заслугой.
Моральные эталоны античного мира достаточно отличаются от христианских, как это несоответствие решается в воспитательном процессе? Как вы сочетаете одно с другим?
— Это сочетается путем правильного выбора материала, который на самом деле существовал в течение всех веков. Совершенно не случайно, что до нас дошли некоторые авторы почти в полном объеме, некоторые не дошли вовсе, некоторые дошли во фрагментах. Дело в том, что Греко-латинский кабинет издал несколько книг посвященных как раз античному воспитанию. Греки сами воспитанию уделяли огромное внимание воспитанию и образованию своих детей и сами они прекрасно понимали, что далеко не на каждом вторе, не на каждом пассаже можно воспитывать детей. Для этого существовали специальные выборки, специальные антологии, специальные подборки сочинений и текстов, на которых учили и воспитывали детей. Надо сказать, что это очень устойчивая вещь и смею вас уверить, что воспитание детей на таких сочинениях как «Воспоминания и Сократе» Ксенофонта или «Апология Сократа» Платона – это высоко нравственные сочинения, которые очень близки в некоторых положениях к христианскими заповедями. Другое дело, что неслучайно храм при нашей гимназии посвящен нашим учителям Церкви Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоустому. Это совершенно не случайно, потому что все они и писали и известно из фактов их биографии, что они все свое образование улучшали, совершенствовали в Афинах. Даже они понимали это и чувствовали что уровень науки, уровень мысли, который был в древней Греции, он был настолько высок, что нельзя было отказаться от этого опыта. Другое дело, что этот опыт применяется на другой почве. Это вещь абсолютно возможная и правильная и в довершении всего сочинения Василия Великого, которые читают у нас в старших классах – это вещи, написанные на древнегреческом языке, а некоторые удивительно жизненные, важные и уже принятые постулаты уже изложены у Гомера. Гомер, который доступен детям, который прозрачен, который прост и где уже высказаны очень правильные общечеловеческие мысли. Вся Европа всегда воспитывалась на Гомере.
С какого класса дети изучаю Гомера?
— Гомера мы с ними читаем по кусочкам в русском переводе, начиная с третьего класса. В рамках перевода текста у нас есть такой курс как риторика и в рамках этого курса мы изучаем некоторых античных авторов. Например, мы детям читаем «Элигии Фиогнида», которые в высшей степени дидактические и очень мудрые и, кроме того, легко запоминаются.
А священное Писание?
— У нас есть курс «Закона Божия», который идет с первого по одиннадцатый класс и естественно, что на этих занятиях читается, интерпретируются отрывки из Ветхого и Нового завета и деяний апостолов и другие священные тексты, а, кроме того, на уроках древнегреческого языка мы вместе один из первых текстов который изучаем – отрывки из Нового завета. Кроме того, на курсе история искусств приводятся те же сюжеты, т.е. у нас существует несколько предметов рассматривающих один и тот же текст параллельно. Как пример – притча о блудном сыне, она трактуется батюшкой на уроке «Закона Божия», она толкуется преподавателем древнегреческого языка с точки зрения языка, преподавателем искусства она трактуется с точки зрения. Православие идет сквозной нитью во всем педагогическом процессе и вот это и создает то образование, о котором идет речь.
Существует ли у вашей гимназии контакт с дошкольными учебными заведениями и с вузами?
— С дошкольными учебными заведениями мы не сотрудничаем, если не считать подготовительные курсы при нашей гимназии, на которых два раза в неделю проходят занятия для малышей от пяти до пяти с половиной лет готовящихся к поступлению именно в нашу гимназию. Что касается вузов, то у нас, безусловно, есть прямая, я бы сказала естественная связь с Московским университетом потому, что большинство наших педагогов выпускники Московского университета, очень много сотрудников этого вуза. Когда наша гимназия была еще только в стадии становления, то у нас был попечительский совет, в который входил и ректор Московского университета который очень нам помогал.
Семеновская гимназия в свою программу включает этнокультурный компонент, это во многом объясняется тем, что сам город Семенов одна из столиц народных промыслов. А как с вопросом русской этнокультуры обстоит в вашей гимназии?
— У нас нет этнического компонента, и я это подчеркиваю и более того это достаточно сознательная позиция. У нас учатся дети разных национальностей, при чем этих национальностей много у нас учатся и армяне, и грузины, и греки, и французы, и немцы, и англичане. В основном это дети, у которых русская мама или папа и вторая половина другой национальности, т. е. двойное подданство и иногда даже юридическое. Это дети, которые все на одинаковых основаниях объединены верой, объединены православным учением.
Как вас находят?
— Должна сказать без ложной скромности, что в Москве достаточно известной, нас находят в основном по рекомендациям родителей родителям. Далеко не для всех гимназия оказывается приемлемой главным образом в умонастроении в поведении в ориентации детей. Некоторым подчас кажется, слишком сложно, некоторым кажется это возможно не актуальным, кто-то более склонен к более доступным вещам, которые очевидны. Но есть родители, которые глубоко понимают суть нашей гимназии и очень ценят нас и претерпевают все те сложности, которые претерпеваем и мы.
О проблемах, можно поподробнее, какую бы вы из проблем назвали бы главной?
— Проблемы, у нас какие были такие, и есть и здесь никто, так как Семеновская гимназия нас никто не поймет. Дело в том, что тот детский сад, который мы получили на аренду, семь лет назад был продан Департаментом имущества, продан без предупреждения нас и нам было предъявлено требование освободить это помещение. Полтора года мы провели в поисках нового помещения и нам разрешили временно остаться. Но вопрос с нашим постоянным помещением до сих пор не решен, что создает определенные сложности и проблемы и отвлекает нас от учебного процесса, что очень горько и обидно. Дело в том, что дети ездят к нам из разных мест Москвы и по этой причине мы заинтересованы в том, что бы здание находилось в центре и проблема для Москвы именно в этом. К сожалению, то помещение, которое мы получили, мы получили на год и что будет в следующем году неизвестно. Вопрос не решен, но он решается, тем не менее, и департамент образования и правительство Москвы заняты этим вопросом. И мы надеемся, что мы прейдем к какому то решению вопроса, гимназия все-таки существует уже десять лет, сейчас уже идет одиннадцатый год работы.
Какие требования выставляются к учащимся, каков конкурс и за что могут выгнать из гимназии?
— Во-первых, то, что касается исключения из учебного заведения, то по закону учащегося практически нельзя выгнать если он не совершил каких либо противоправных действий в возрасте старше четырнадцати лет. Это уже как бы и не моя компетенция, поэтому речь идет не о том, что бы выгнать, а о том, что бы убедить родителей в том, что дальнейшая наша совместная работа не перспективна. Это бывает в том случае если: во-первых, ребенок не использует те возможности, которые ему предложены, т.е. он попросту очень плохо учится, ему это не по силам и у него еще вдобавок присутствует какой то узкий интерес который можно вдобавок вполне развить и воспитывать ребенка немного в другом направлении. В большинстве случаев мы находим с родителями некий консенсус и просто переводим в другую школу.
Что касается требований – это не столько требования, сколько, по-моему, естественная ситуация, поскольку школа развивается как православная, то соответственно желательно, что бы дети, которые приходят к нам учиться, были бы из православных семей. Это просто естественная ситуация иначе просто ребенок попадает в достаточно сложную жизненную коллизию, когда дома нет того образа жизни который нам предлагает Церковь, этот образ жизни не принят, а здесь они попадают в некую ситуацию когда это кажется естественным и им сложно. Поэтому мы даем родителям рекомендацию, что бы они подумали действительно ли они хотят что бы ребенок двигался в таком направлении.
Елена Федоровна Вы уже упомянули о гимназическом храме, скажите, пожалуйста, для учащихся гимназии посещение храма является обязательным?
— Посещение храма обязательно в очень ограниченном понимании, т. е. у нас есть общие молебны на которых присутствуют все дети: на начало учение, на его завершение. Когда же идут регулярные службы по субботам и воскресениям, по четвергам у нас так же читаются акафисты трем святителям, то это исключительно добрая воля детей, т.е. ни о каком обязательном посещении гимназического храма не может быть и речи, тем более что многие дети посещают, те храмы, те общины, из которых к нам пришли. Но нужно сказать, что многие дети полюбили наш храм, многие помогают батюшкам в качестве алтарников и по двунадесятым праздникам, когда у нас нет занятий, идут службы, очень много детей приходит и тоже по доброй воле. Все построено на абсолютной добровольности, я уже не говорю об участии в таинствах.
О таинствах. Были случаи, когда в гимназию поступал некрещеный ребенок, а после принимал таинство крещения?
— Да такие случаи были, более того у нас даже было одно очень торжественное крещение, оно было запоминающимся невероятно это происходило в Греции в храме на берегу моря, и мы крестили мальчика, которому исполнялось 13 лет, в день его рождения. В таинстве участвовали и греческие батюшки и наши, пели наши дети, и это было такое событие удивительное, удивительно радостное, удивительно красивое, что ребенок сказал, что это был самый светлый день в его жизни. Я думаю, что так оно и было на самом деле. И это был не единичный случай, были такие случаи и в среде педагогического состава гимназии. Необходимо сказать, что отбор преподавателей у нас происходит, прежде всего, по профессиональным признакам и поэтому не все из педагогов воцерковленные люди и среди них были даже некоторые некрещеные люди. Единственное условие, которое мы ставим – учитывать, что большинство детей православных и необходимо учитывать и уважать чувства детей, понимать, в чем заключается разница, т.е. проявлять определенную лояльность в этом вопросе.
Каков конкурс, является ли образование платным
Конкурс есть, в начальную школу на одно место претендует два три человека, но мы предпочитаем брать тех, кто у нас занимается, т.е. мы стараемся этого конкурса максимально не создавать, что бы ни создавать никому стрессов. Примерно к марту мы уже говорим кого из детей мы возьмем. Но заявок много в начальную школу, безусловно. Что же касается платности, то школа, безусловно, платная, это наш основной источник существования, мы аккредитованы, поэтому государство выделяет нам, некие средства которых как раз хватает только на то что бы оплатить аренду помещения. Но оплата тоже бывает с некоторыми скидками кому они необходимы. Если кто, ребенок, безусловно, соответствует нашим требованиям, справляется с нашей программой и при этом оказывается из многодетной семьи, или родители испытывают какие то трудности в оплате, то мы идем навстречу.
Беседовал собственный корреспондент официального сайта Нижегородской епархии Федор Кривцов
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.