Международная конференция «Социальное учение православия в современном обществе» состоялась 15-16 марта в столичной гостинице «Балчуг «. Ее участники проанализировали эффективность принятой в 2000 году Социальной концепции Русской Православной Церкви в условиях современного общества, проблемы применения христианской этики в сфере экономики и бизнеса. Программа конференции включала также дискуссии на тему «Демократия и иные формы государственной власти: христианская оценка».
Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, единогласно одобренные Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 года — документ впервые в истории не только Московского Патриархата, но и какой-либо иной Поместной Православной Церкви кодифицировавший православный взгляд на множество аспектов церковно-государственных и церковно-общественных отношений, а также на насущные проблемы современности. Документ привлек внимание общества, в том числе и европейского. Организатор конференции Фонд имени Конрада Аденауэра (Германия) первый из общественных организаций Европы перевел документ на немецкий язык и по сей день большое внимание уделяет развитию сотрудничества Церкви и общества.
Патриарший Экзарх всея Белоруссии митрополит Минский и Слуцкий Филарет так прокомментировал работу конференции: «Мы очень благодарны фонду Аденауэра за то, что фонд включает в свою дискуссию и социальное учение Русской Православной Церкви. Очень важно, что фонд первый перевел документ социальной концепции Русской Православной Церкви на немецкий язык, опубликовал, дал свои комментарии и привлек общественное внимание на это явление в истории нашей Церкви и Ее миссии в современном мире.
Наблюдая дискуссию, отмечу, что это интересная и открытая дискуссия, в ходе работы участники старались не говорить красивых слов, все говорили то, что чувствовали и по видимому с большой заинтересованностью следят за творчеством в нашей Церкви, результатом которого и стала концепция по социальному учению Русской Православной Церкви. У нас никогда этот вопрос не поднимался на такой уровень, а жизнь вызвала, заставила говорить, потому что жизнь заставила нас участвовать в этих процессах. Нужно было сформулировать социальное учение Церкви. С одной стороны нужно было подвести итог уже практической работе Церкви в обществе, с другой стороны мы должны были выработать свою программу по определенным проблемам современного времени. Поэтому могу сказать, что за время работы с фондом подчеркнул для себя много полезного. Эта конференция проводится по инициативе фонда, учреждения представляющего инициативу христианской общественности Германии. Обсуждение Социальной концепции Русской Православной Церкви уже был предметом дискуссии между Евангелической Церковью Германии и Русской Православной Церкви, тогда прозвучало много критических замечаний в адрес документа, но критика эта была от недопонимания некоторых аспектов нашей деятельности. Такие встречи необходимы для того что бы уяснить и проверить свое кредо, свою веру, свое практическое кредо и более правильно объяснить нашим оппонентам, нашим коллегам по диалогу нашу позицию».
Участники конференции рассматривая пути взаимодействия Церкви, государства и бизнеса в сфере социальной жизни общества обсуждали приемлемые формы взаимоотношений Государства и Церкви, выработку нравственных кодексов в сфере бизнеса, проблему секуляризации современного европейского общества. Участники встречи единодушно высказались в пользу выработки Россией собственного пути, учитывая в этом процессе всю совокупность положительного и отрицательного опыта Европы. Диалог сторон оказался весьма насыщенным, так что ряд проблем были лишь затронуты, но не подвергались обсуждению, что еще раз подтвердило общий интерес в продолжении подобных встреч.
Представитель Московского Патриархата при Европейских международных организациях епископ Венский и Австрийский Илларион так охарактеризовал значимость конференции:
«Я думаю, интерес к этой конференции заключается в том, что она дает возможность обсудить основы социального учения Православной Церкви в контексте принятого в 2000 году документа «Основы социальной концепции» и в сравнении этого документа с теми социальными доктринами, которые существуют в Римской Католической Церкви и в других христианских Церквах. Такие конференции и консультации проводятся в разных странах, подобная конференция имела место в сентябре 2003 года в Вене, где принимали участие кардинал Шонберн и митрополит Кирилл. Я думаю, что все это свидетельствует о том большом интересе, который вызвала «Социальная концепция Русской Православной Церкви» как документ отражающий позицию нашей Церкви по ключевым вопросам современности».
Материалы международной конференции «Социальное учение православия в современном обществе» читайте на сайте повященному этому событию.
В форуме приняли участие:
Патриарший Экзарх всея Белоруссии митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев), представитель Московского Патриархата при Европейских международных организациях епископ Венский и Австрийский Илларион, зампредседателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП) протоиерей Всеволод Чаплин, руководитель Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» Сергей Кравец, светские и церковные ученые из России, Германии и Австрии.
Организатором конференции выступил Фонд имени Конрада Аденауэра (Германия), при содействии ОВЦС МП, ЦНЦ «Православная энциклопедия» и Синодальной богословской комиссией Русской Православной Церкви.
Корреспондент Нижегородской епархии Кривцов Ф.
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.