30 августа в 21.00 Епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил молебен в еще не достроенной церкви Успения Пресвятой Богородицы во Флорищевой пустыни.
Монастырь Фрола и Лавра, или Фролищева (а в некоторых книгах пишут Флорищева) пустынь, был основан в XVII веке. К этому времени относятся почти все постройки. Тогда монастырь был весьма значительным… Основание его связано с именем Иллариона Суздальского.
Святитель Иларион, митрополит Суздальский и Юрьевский (в миру Иоанн), родился 13 ноября 1631 г. в семье нижегородского священника Анании. Отец его, славившийся благочестием и большой начитанностью, был одним из трех кандидатов на патриарший престол, избиравшихся вместе с будущим Патриархом Никоном (1652 — 1658).
Детство Иоанна прошло в Нижегородском Зачатиевском монастыре, где он жил вместе с отцом, овдовевшим и принявшим монашество священником. Наблюдая за суровыми иноческими подвигами, Иоанн рано воспитал в себе кротость, послушание, добрый нрав и усердие к исполнению иноческих правил. Но не сразу Иоанн выбрал иноческий путь; повзрослев, он женился, но скорая смерть жены послужила ему указанием посвятить себя Господу.
Не сразу Иоанн выбрал место для иноческой жизни. При посещении Флорищевой пустыни, где жили всего четыре человека, он дал обет поселиться в ней. Основатель пустыни — схимонах Мефодий — предсказал, что Иоанн создаст здесь обитель. Место это находилось в девственном лесу на Флорищевой горе, недалеко от местечка Гороховца.
Родные, узнав о намерении Иоанна, стали отговаривать его от иночества. Тот сначала колебался и почти согласился вступить вторично в брак, но неожиданно ослеп. Так повторялось трижды: как только Иоанн хотел нарушить свой обет, Господь наказывал его слепотой. В удрученном состоянии он отправился в Троице-Сергиеву обитель, где со слезами молился у мощей преподобного Сергия о своем исцелении. Преподобный Сергий явился ему в видении, приказал идти во Флорищеву пустынь и обещал свою помощь.
К Иоанну вернулось зрение. Он был пострижен в монашество с именем Илларион в 1653 году.
В 1654 году патриарх икон по просьбе братии посвятил Иллариона в сан иеромонаха. В обители игумен Иларион ввел строгий устав: все было общее, трапеза совместная, кроме больных и немощных, все трудились в монастырских послушаниях. Во время Богослужения иноки стояли так тихо, что, казалось, в церкви никого нет. За праведную жизнь, кротость и смирение Господь прославил преподобного Илариона даром прозорливости и дал власть над нечистыми духами.
Монастырь святого Илариона привлекал многочисленных бого-мольцев. Его посещал царь Федор Алексеевич, полюбивший душеспасительные беседы с игуменом Иларионом. Он подарил обители несколько икон письма Симона Ушакова, родственника святого Илариона.
Однажды, когда Иларион совершал вместе с иеродиаконом вечернее пение, в церковь вошли разбойники. Они убили иеродиакона и стали жечь святого Илариона на огне, выпытывая у него, где монастырские сокровища. Они не верили, что в обители не было золота. Превозмогая боль, святой Иларион обратился к чудотворной иконе и сказал:
«О, Пречистая Дева Мария, Матерь Господа нашего Иисуса Христа! Если они повредят меня огнем, у меня недостанет уже сил всегда прославлять Сына Твоего и Тебя». Вдруг разбойникам послышались крики людей, искавших их, и они в страхе разбежались.
Когда святой начал воздвигать в обители каменную церковь, он сильно скорбел, что заботы о постройке и неприятности между рабочими отвлекают его от молитвы. Совершая с братией правило в церкви, он предался этим мыслям и стал раскаиваться в начатом деле. Он со слезами просил Божию Матерь не оставить его и избавить от хлопот. По окончании молитвы святой Иларион остался один в церкви и стал опять размышлять о строительстве. Так он заснул. Во сне ему явилась Божия Матерь и сказала:
«Перенеси Мой образ, называемый Владимирским, из теплой церкви и поставь его в новосозидаемой каменной, и Я буду тебе там Помощницей». Святой Иларион проснулся и приказал звонить в большой колокол. Тотчас собрались иноки. Все отправились в теплую церковь и, помолившись перед иконой, торжественно перенесли ее из притвора в храм. После совершения всенощной, Божественной литургии и молебна, святой рассказал братии о своем видении. Тогда с крестным ходом икону перенесли в строившуюся церковь, где поставили среди лесов. С тех пор строительство пошло успешно и вскоре окончилось. Святой хотел сделать икону местной и освятить в ее честь храм. Но ему было видение, по которому он понял, что храм должен быть освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы.
В пустыни он утверждал строжайший общежительный устав. В 1694 году святитель отправил во Флорищеву пустынь наказную грамоту о монастырском управлении, в которой вспоминал о своем управлении этой пустынью: «При мне, грешном, никто своего не имел, но всё полагали общим. И сейчас у вас многое осталось на память о том прежнем общежительстве. Помнят же и то, что я предавал огню имущество тех, которые при мне, грешном, хотели то общежительство разрушать».
11 декабря 1681 г. святой был посвящен в сан архиепископа Суздальского и Юрьевского, а в 1682 возведен в сан митрополита и правил на Суздальской кафедре до февраля 1705 года. Скончался святитель на покое 14 декабря 1707 г. и был погребен в Суздальском соборе в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Святитель прославился неусыпными заботами о бедных. После смерти у него нашли всего три полушки денег.
Чудотворная икона Божией Матери Владимирская-Флорищевская (празднование 26 августа) была написана знаменитым изографом Иваном Андреевичем Чировым в 1464 г. в Нижнем Новгороде по обету Ивана Яковлевича Ветошникова.
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.