Многие ли женщины испытывают чувство радости, счастья, узнав, что они беременны? Наверное, в основном те, чья беременность — результат многолетних лечений, бессонных ночей, горьких слез… Они не рассуждают о том, что негде поставить кроватку, не на что кормить и не во что одеть — они просто счастливы.
А что другие — те, кто «идет по жизни шутя» и кому беременность далась бездумно? Они начинают рассуждать о превратностях судьбы и искать причины, по которым ребенок не должен придти в земную жизнь.
Но есть ли причины, по которым можно убивать своих детей?!
— Отец Михаил, светские врачи-гинекологи часто рекомендут делать так называемый микроаборт в первые дни беременности,объясняя это тем, что эмбриончик слишком мал, там еще ничего человеческого нет, а потому и плохого в таком аборте ничего нет. Так ли это? Когда у зародыша появляется душа?
— По православному вероучению, душа в человеке возникает с момента появления в нем жизни, т.е. с момента слияния двух ядер мужской и женской половых клеток. Так что и микроаборт — это убийство.
— Но почему аборт оценивается так сурово — убийство?
— Даже с точки зрения современной биологии (генетики и эмбриологии), жизнь человека как биологического индивидуума начинается с образования из отцовской и материнской половых клеток единого ядра (зачатия), содер-жащего уникальный и неповторимый генетический материал.
На всем протяжении внутриутробного развития новый человеческий организм не может считаться частью тела матери. Его нельзя уподобить органу или части органа материнского организма. Поэтому очевидно, что аборт на любом сроке беременности является преднамеренным прекращением жизни человеческого индивидуума.
Церковь же указывает, что это не просто убийство, так как при аборте не просто отнимается жизнь у крошечного существа до того, как оно увидит свет, главное, что это происходит до того, как ребеночек примет Таинство Святого Крещения.
Таким образом, аборт — это:
1) Убийство тела собственного ребенка, что уже является более тяжким грехом, чем убийство чужого человека;
2) Убийство души ребенка;
3) Богоборчество, т.к. аборт — это восстание против Закона и Промысла Божьего.
— А вот то, что женщины испытывают боль при родах — это как раз по Промыслу Божию. Но объясните, пожалуйста, для чего это?
— Боль при родах естественна, т.к. она заканчиваются великой радостью. Чем тяжелее что-то дается человеку, тем больше он это ценит. Мы ценим золото, т.к. это весьма редкий металл, который трудно добыть. Так и при рождении ребенка женщина претерпевает временные скорби для того, чтобы впоследствие больше была ее радость от ребенка — дара Божия. Христос говорил об этом: «Женщина, когда рождает, терпит скорбь великую, но когда явится человек на свет Божий, от радости забывает муки».
Из Ветхого Завета мы помним, что Господь, изгнав наших прародителей из Рая, дал им обетование о Спасителе мира, Который искупит их грехи, и одновременно повелел Адаму «в поте лица есть хлеб свой», а Еве — «в муках рождать детей» для того, чтобы люди не забыли Божьего обетования, Его Закона и того, что им уготовано.
— А что уготовано девушке, если она забеременела, а парень ее бросил? Может ли она в такой критической ситуации сделать аборт?
— Ребенок не виноват в том, что один из его родителей оказался не очень положительным человеком. Хочется пожелать такой маме, чтобы она просила у Бога такого мужа, который бы любил и ее, и ребенка. Но не в коем случае нельзя пытаться «исправить» свою жизнь путем убийства невинного младенца.
Во-первых, абортом никаких своих ошибок не исправишь, а только навредишь себе и своим близким. Во-вторых, это аморально и противно природе человеческой. В-третьих, аборт — это смертный грех, воздаяние за который не заставит себя ждать.
Вот некоторые последствия аборта:
— велика вероятность того, что после аборта женщина не сможет зачать и выносить ребенка;
— в 70% случаев у женщины, перенесшей аборт, при последующем рождении дети будут иметь тяжелые заболевания;
— в 100% случаев в организме женщины после аборта возникают воспалительные процессы;
— в 30-40% случаев аборт приводит к возникновению онкологических заболеваний;
— информация о факте аборта фиксируется в организме женщины и предается ее последующим детям на генетическом уровне, что может привести к проблемам с деторождением у потомков данной семьи.
— Но что делать, если у будущих родителей нет жилья и денег — скажем, 7 кв.м коммуналки и никакой перспективы с жильем?
— Во все времена люди рождали детей из любви к ним. Это естественно для молодых семей. И решающим фактором было не материальное благополучие, а здоровье матери.
Наши родители жили в «коммуналках» в стесненных условиях и рождали далеко не по одному малышу.
Конечно, «памперсы» может покупать не всякая молодая семья, но они и не всем нужны. Телевизионная реклама поддерживает миф о том, что без «памперсов» — никуда, но на самом деле проблем от них больше, чем пользы.
Если продолжить рассуждения с точки зрения семейной экономики, то ребенок много не ест, вся его еда — в груди матери. Много места ему тоже не нужно — хватит того, что есть у родителей (ведь они сами где-то живут). Вообще, по большей части, ссылки на материальные проблемы — это отговорки людей незрелых, не готовых к жизни и страшащихся неизвестности. Но где же надежда на помощь Божью?
— Но бывают такие ситуации, когда у будущих родителей уже есть дети, но нет денег обеспечивать еще одного ребенка?
— Даже в одной маленькой комнатке можно поселить нескольких детей (при условии, что они все здоровы), так как дети — это такие существа, что чем их больше, тем им интереснее жить.
При этом решается проблема нянек, т.к. старшие дети могут присматривать за младшими. В многодетных семьях дети быстрее развиваются и чувствуют себя гораздо счастливее детей-«одиночек».
Иметь много детей экономически выгоднее, т.к. младшим детям часто достаются одежда, книги и игрушки старших.
— Батюшка, представьте: вот родители, несмотря на все матриальные и жилищные проблемы все-таки хотят иметь еще одного ребенка — раз уж Бог послал. Но тут врачи сообщают, что у ребенка либо проблемы с сердцем, либо опасность родить дауна… Что делать этим родителям?
— Во-первых, необходимо усиленно помолиться и пойти к более квалифицированному специалисту, (желательно, на кафедру акушерства и гинекологии), который настроен больше на рождение ребенка, чем на его убийство.
Как показывает практика, большинство спорных и неясных случаев впоследствие разрешается благополучно, тем более, что метод УЗИ-диагностики не является абсолютно достоверным.
Необходимо помнить, что даже у ВИЧ-инфицированной женщины есть шансы родить здорового ребенка. В любом случае, больные дети тоже имеют право на жизнь. Они нужны обществу и, как и прочие, тоже бывают счастливы. Это нам часто кажется, что они непременно будут несчастны. Главное в ребенке — душа. Пусть он увидит солнце…
— Промысел Божий для нас тайна, его знает лишь Бог. Но в любом случае, в истории человечества всегда были роды с трагическим исходом и это для людей благо, потому что:
— дети страдают за наши грехи, т.к. мы с ними связаны невидимой нитью, в них — наша кровь, наш дух. Грех потому и есть великое зло, что от него страдают невинные, и по тому же закону невинные могут искупить грехи виноватых. Судьбы младенцев, умерших при родах? раскроются в вечности;
— такие моменты вразумляют других.
Когда я приезжаю в роддом крестить тяжелобольного или умирающего младенца, я спрашиваю, как вели себя родители во время беременности и задолго до нее. Всегда выясняется, что у женщины или ее матери были аборты, не было молитв и т.д. Очень часто после подобных несчастий люди становятся активными христианами, чем спасают свои души. Вот в этом-то и заключалась миссия умершего ребенка, через него просветились его родители. Подобных случаев много.
— А можно ли сделать аборт, если для женщины есть риск умереть родами? И вообще, есть ли условия, при которых РПЦ допускает аборты?
— Во-первых, нужно семь раз проверить у разных врачей, какой процент этого риска. Сейчас об этом говорят каждой третьей матери.
Во-вторых, роды – это всегда риск.
Беременность – это миссия, подобная военной службе. Каждый знает, чем это может закончиться. Но эти жертвы ради других, и Церковь говорит, таковых есть Царствие Небесное. «Кто душу свою положит за други своя».
По социальной концепции РПЦ, женщина может прервать беременность, если явно она погибнет во время родов. Но этот вопрос пусть решает мать, врач, духовник, хотя священники знают, сколько сейчас живут счастливо матери со своими чадами, которые, уповая на помощь Божию, все же решились дать младенцу новую жизнь.
— А кесарево сечение и применение стимуляторов при родах – это возможно или тоже неблагословляется Церковью?
— Конечно, это негативно сказывается на здоровье малыша и матери, но если нельзя поступить иначе, то куда же деваться.
— Сейчас стало модным присутствие папы во время родов, мол, он увидит, как трудно рожать и больше будет ценить жену и ребенка. Как вы считаете, батюшка, должен ли папа присутствовать при родах?
— Мое личное мнение – не должен. На подсознательном уровне мы имеем природные инстинкты. Мужчина редко имеет выраженные отцовские инстинкты, чаще всего он не понимает в полной мере, что у него рождается дитя до тех пор, пока оно не появится на свет. Видя, что его «любовь» кричит, страдает, истекает кровью, он подсоз-нательно возненавидит то, что причиняет такую боль. Может на подсознании возникнуть в будущем негативное отношение к ребенку.
Очень часто мужья теряют естественное влечение к женам. Все эти современные методики заканчиваются обычно падением молодого папаши в обморок, а бедный врач разрывается между папой, роженицей и новорожденным.
— А как вы относитесь к тому, что некоторые сейчас рожают дома с приглашенными врачами, в воде и в прочих модных условиях?
— Можно рожать хоть на Луне, если только соблюдены условия:
— стерильное помещение,
— квалифицированные специалисты,
— возможность неотложной терапии для матери и ребенка.
Но это возможно пока лишь в специализированных учреждениях. Всю жизнь будут каяться родственники, если вдруг возникнет ситуация, которую в домашних условиях исправить нельзя.
— Но вот женщина выбрала традиционный способ родов — в роддоме, готова ко всем трудностям… Как ей готовится к чуду рождения ребенка — как часто нужно во время беременности исповедоваться и причащаться?
— Как можно чаще, так как таинства Церкви исправляют человека от греха личного и родового, а это самое главное для будущего поколения.
— А поститься нужно ли также строго, как и без беременности?
— Беременным не нужно ни поститься, ни усиленно молиться (в физическом смысле), так как это может негативно сказаться на ребенке. Женщина должна сама решить этот вопрос с духовником.
— Как подготовиться непосредственно перед сроком родов?
— Исповедоваться, причаститься и взять благословение на роды у священника.
— И вдруг у женщины случаются преждевременные роды. Почему так бывает, для чего?
— Преждевременные роды схожи по проблемам, с духовной точки зрения, с больными и мертворожденными детьми, так как это может быть промыслительно для будущей семьи или окружающих, а также встает вопрос греха, так как часто такие явления бывают после абортов матери или бабушки.
Вопросы задавала Елена САГИЕВА.
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.