9 января в Нижегородском государственном медицинском колледже состоялось открытие выставки керамики нижегородских художников Татьяны, Валерия и Олега Гришиных — «Свет православия».
Вот уже три десятилетия радует нижегородцев искусство Татьяны и Валерия Гришиных, составляющих гармоничный творческий дуэт. Творчество Татьяны и Валерия Гришиных универсально. Их талант, фантазия и высокое мастерство проявились в различных жанрах керамики: в художественной посуде, напольных вазах, декоративных рельефах и панно, мелкой пластике и объемной скульптуре, декорации каминов, оформлении общественных интерьеров. Ими создано декоративное убранство Театра кукол, станции метро «Заречная», аптеки «Айболит», детской областной больницы и многих других детских учреждений нашего города.
В глубоко содержательном искусстве Гришиных отражены темы, связанные с произведениями Пушкина, нижегородскими преданиями и легендами, христианская тематика («Сретение», «Яблочный Спас», «Радость бытия»). Многое роднит творчество Гришиных с народным искусством: чувство красоты материала, своеобразие скульптурной пластики форм, яркость и многоцветность декоративной живописи и, конечно же, светлая вера в торжество добра. Мир керамики Гришиных — это царство гармонии, радостного единения человека и природы, мир, в котором душа словно парит над землей, а не земле обнаруживается присутствие благостных для человека божественных сил.
В последние годы Татьяна и Валерий Гришины много работают над философско-эстетическим осмыслением художественного наследия Древней Руси, возрождая старинное искусство керамической иконы, которая когда-то украшала христианские храмы. Идеалы целомудрия, высокой нравственности, самопожертвования во имя любви к людям воплощены ими в образах ангелов «Троицы», Богоматери Казанской, святой великомученицы Татьяны. Строги и благородны образы носителей божественной мудрости и подвижников христианской церкви Иоанна Богослова, Дионисия и Ефимия Суздальских, Макария Желтоводского, Иосаафа Печерского. Доброта и сострадание к людям подчеркнуты в облике святого Николая. Торжественно и радостно сияют краски «праздничных» икон — «Благовещения», «Преображения» и «Воскресения Христова».
За минувшее десятилетие Гришиными создано 25 керамических икон. Они выполнены по благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая. Эти иконы отличают строгое следование церковным канонам и высокие художественные достоинства — мастерство композиции, чистота и изящество рисунка, звучность цветовых гармоний, бережное отношение к религиозной традиции, выражающееся в сохранении всех необходимых атрибутов сюжета и символики цвета. Виртуозно владея техниками лепки, литья, создания рельефной и объемной формы из глины, различными приемами росписи — при помощи ангобов, люстров, многоцветных полив, позолоты, художники добиваются разнообразных декоративных эффектов и богатой фактурной разработки керамической иконы. Применяющаяся Гришиными система обжига и закалки керамических изделий придает им необыкновенную прочность, обеспечивая их устойчивость к любым погодным условиям.
23 иконы Гришиных украшают сегодня нижегородские храмы — в Печерском, и Благовещенском монастырях, Архангельский собор в Кремле, церковь Всех святых в Марьиной роще, церковь Св. Татьяны на Северном поселке Автозавода, храм-часовню «Баранов ключ» в Приокском районе, храм Вознесения в Ковернино. Все они несут людям духовный свет- свет православия.
Олег Валерьевич Гришин родился в 1968 году в подмосковном Абрамцеве, где его родители завершали художественное образование. С детских лет Олега окружала атмосфера творчества, он рано начал рисовать и лепить, а в 1983 году поступил в Абрамцевское художественно-промышленное училище на отделение художественной керамики. В годы учебы обнаружились широта творческих интересов и разносторонняя одаренность юноши. Он с энтузиазмом осваивал гончарное дело, обращался к мелкой пластике («Дама с кошкой», «Дед и внук», 1986), работал над декоративными композициями из шамота («Лето», 1985). А кроме того, много читал, редактировал газету, участвовал в любительских спектаклях, пел, играл на скрипке. Становлению способствовала специфическая среда Абрамцева с его музеем-заповедником самобытной русской культуры, и близость Загорска, Троице-Сергиевской лавры — выдающегося памятника архитектуры, сокровищницы древнерусского искусства, сохраняющей дух истории и национальные духовные традиции.
Так в творчестве Олега Гришина появляются образы, навеянные историческим прошлым России. Чаще всего они имеют легендарно-поэтический характер. Примером может служить скульптура «Всадник» (1986), которая представляет оригинальную интерпретацию любимого в древнерусском искусстве образа святого воина. Силуэт группы выразителен и динамичен: мощные объемы фигуры коня, стремительно рвущегося в пространство, подчеркивают гибкость стройного, показанного в энергичном повороте всадника. Короткий плащ, живописно полыхающий на ветру, сообщает образу «окрыленность», в то время как шероховатая поверхность шамота и его розовато-охристый тон вызывают в памяти согретые солнцем камни древних скульптур.
Подвигу иноков Троицкой обители, геройски сражавшихся против татарских захватчиков на Куликовом поле, посвящена скульптурная композиция «Бегущие» (1986). Она изображает монахов, спешащих к месту сражения. Широкие, волнообразные ритмы их развивающихся одежд рождают ощущение грозно гудящего, раскачивающегося колокола. Экспрессия пластических форм служит выражением духовного порыва защитников русской земли, а пламя красного плаща, освещая группу изнутри, воспринимается как принцип грядущей победы.
Увлечение духовной музыкой, глубоко пережитые впечатления древнерусского искусства побудили Олега Гришина к созданию ряда композиций на религиозные сюжеты. Высокие нравственные идеалы христианской Руси он пытается воплотить в скульптурах с портретами деятелей православной церкви и святых. Это изображения мудрого, кроткого, но твердого волей старца Сергия Радонежского («Сергий Радонежский», 1988, 2002), погруженного в печальное раздумье Иоанна Златоуста («Иоанн Златоуст», 1987) и одержимого идеей, словно заряженного духовной энергией молодого апостола («Апостол», 1987). А рельеф «Спас» (1987) привлекает метафоричностью художественного образа, слившего воедино христианские и более древние, языческие представления славян о сущности божества. Одухотворенный, излучающий свет и доброту лик Христа подобен восходящему солнцу, к которому тянутся люди и животные. Выразительность художественной формы в этих произведениях основывается на творческой переработке приемов древнерусской пластики: использование низкого рельефа, особом изяществе удлиненных силуэтов фигур и красоте очерчивающих их плавных контуров.
Окончив училище, Олег получил направление на казаковский ювелирный промысел в Горьковской области, где разрабатывал образцы сувениров из местного камня ангидрита, которые затем тиражировались резчиками Борнуковского отделения. Однако художник не забывал и керамику, и, продолжая тему русской истории, создал серию плакеток, с рельефными изображениями исторических событий, трактуя их в духе лубка.
Стремясь к знаниям, к профессиональному общению, Гришин в 1989 году переехал в Ленинград. Три года работал он в мастерской Б. А. Пленкина в Институте имени Репина, изучал скульптуру в музеях и на выставках, по-новому оценив достоинства русской классической и современной ленинградской школы. Начался новый этап его творческой жизни. Работы Олега, в которых ярче обозначился индивидуальный почерк скульптора, экспонировались на республиканской художественной выставке «Молодость России» (Москва, 1989) и VII зональной выставке «Большая Волга» (Казань, 1991). Среди них скульптуры «Рождество» (1989) и «Тишина» (1991) получившие высокую оценку критики.
Скульптура Гришина «Тишина» (1991) — это изображение спокойно сидящего молодого художника. Придерживая рукой иконную доску, он погрузился в глубокое раздумье. Это образ, очищенный от бытовых деталей, образ вне времени: таким мог быть Андрей Рублев, созерцавший иконы в уединении, но подобное состояние органично и для творческой личности любой эпохи. Скульптура выполнена из дерева в той лаконичной манере, которая подчеркивает значительность внутреннего содержания образа. Желание осмыслить «связь времен», ощутить дыхание вечности в потоке современной жизни, философский подход в трактовке темы все настойчивее обнаруживают себя в творчестве Олега Гришина и во многом определяют ценность его последних работ.