Ребенок, пришедший в образовательное учреждение, является носителем национальных, религиозных, социальных, психологических, педагогических и других особенностей семьи.
В ряде школ области сейчас уже проводятся уроки (факультативы) по основам православной культуры. Это первые попытки вернуть наших детей к врожденной потребности — познанию Истины, традиционной православной культуры.
Все проходит, но ценности духовно-нравственной ответственности каждого отдельно взятого человека за свои поступки остаются неизменными.
В общеобразовательной школе еще отсутствует единодушное отношение к православной культуре как в самих педагогических коллективах, так и среди родителей. Это результат нашего долголетнего атеистического воспитания.
Но поражает другое: беседуя с ребенком в школе на духовно-нравственную тему, видишь, что для маленького человека этот мир понятен и близок. Почему? Задавшись этой мыслью, можно сделать многие выводы. Наверное, потому, что нынешним детям нужна защита. Наверное, потому, что и у них еще генетически заложено стремление к источнику жизни, честному и справедливому богопознанию. Мир спасет доброта.
Наше неправильное поведение, нечестные поступки, гордость, тщеславие, зависть, сребролюбие и др. приводят к болезням духовным, душевным, к телесным заболеваниям.
Ребенок с радостью несет в семью знания, полученные на уроках православной культуры. Для него эти уроки — мир открытий, откровений. И вовсе не нужно при этом вести его за руку в храм или хором повторять слова молитвы. Что ему делать, он выберет когда-нибудь сам. Ребенок принесет свои открытия в мир семьи, попытается рассказать о них родителям. На множестве примеров я проследила это сама.
Так отнесемся со вниманием к первому духовно-нравственному опыту ребенка, умножим этот опыт в своей семье. Другой вопрос — где лучше получать знания. Сравнивая проведение уроков по основам православной культуры и опыт обучения детей и родителей через систему воскресной школы при храме, можно только порадоваться в пользу последних.
Здесь вся семья находится в едином духовном пространстве. Ребенок не только юридически, но и духовно неотделим от семьи. Поэтому субъектом образовательного процесса является не только ребенок, но и вся его семья.
Нельзя не привести высказывание А.С.Макаренко: «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего — люди!»
Воспитывать — это значит быть рядом с воспитуемым и принимать участие в его жизни — и внешней, и опосредованно во внутренней.
В воскресной школе родитель и ребенок вместе приобретают православное образование, накапливают тот ценнейший духовный опыт, вместе проживают установившуюся в семье систему ценностей, которая ложится в основу всей жизни.
Часто дети сами приходят в воскресную православную школу за духовной пищей и приводят за собой своих родителей. Такие родители постепенно меняют свои негативные привычки, радуются за своего ребенка, помогают ему.
Другая отличительная сторона обучения в воскресной школе — это союз единомышленников, большая православная семья, которая объединилась по собственному желанию. Вот этот дух любви, помощи, терпения объединяет взрослых, детей, педагогов.
Дети, отвечая на вопрос: «За что ты любишь свою воскресную школу?», говорят: «За то, что здесь меня все понимают».
Так не будем же «иностранцами» в своем собственном православном мире, храме. Дадим семье, ребенку ту духовную пищу, которой питался весь православный мир во здравие своей души и тела. Начало тому положено: уроки православной культуры в школах, воскресные школы при храмах города.
Наталья Капитанова, преподаватель основ
православной культуры,
директор православной
воскресной школы при Благовещенском мужском монастыре.
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.