Нижегородская земля знает немало подвижников, прославивших Русскую Православную Церковь своими подвигами. Среди них святой преподобный Макарий Желтоводский и Унженский, чей жизненный подвиг приходится на смутное время XIV–XV столетий, когда Россия стонала от урагана татарских набегов.
Великий пустынножитель и чудотворец родился в 1349 году в Нижнем Новгороде в семье посадских родителей Иоанна и Марии.
Жили они в приходе нижегородской церкви святых Жен Мироносиц и среди сограждан были примером в семейной жизни. Дом их находился близ самого храма, с благоговением ими посещаемого. Питая взаимную друг к другу любовь, они хранили в сердце своем твердую веру, заботились о чистоте душевной и телесной, во всех нуждах обращались с молитвою к единственному Подателю всех благ – Богу. Такие качества родителям преподобного Макария приписываются во всех рукописных житиях.
Какое имя дано было Макарию при крещении, – неизвестно, но крещен он был в приходской Мироносицкой церкви. Ещё в младенчестве Макарий явил на себе особенное знамением Божие. Как только раздавался звон колокола, зовущий к богослужению, обычной тихий и спокойный младенец проявлял сильное беспокойство, слезы текли из глаз, а из груди вырывались рыдания, и никакие материнские ласки не могли утешить плачущее дитя.
Заметив, что плач и беспокойство повторяются в одно время – время богослужения, родители принесли ребенка в церковь. Едва только переступили порог, на лице младенца отразилась необыкновенная радость, умиление и улыбка не сходили с него и во время церковного чтения и пения. После этого младенца стали носить в церковь постоянно, не пропуская ни одного богослужения. Родители видели на сыне своем благословение Божие и почившую силу Духа, готовившую его на святое служение.
В отрочестве преподобный быстро научился чтению и разумению Священного Писания. Примеры подвижников благочестия, о которых он читал, вдохновляли его и увлекали за собою. Макарий удалялся от игр сверстников, не произносил пустых слов. Посещая постоянно храм Божий и избегая суеты мирской, он возбуждал в других к себе благоговение. Добрые дела его, кротость, смирение и другие добродетели располагали к нему жителей Нижнего Новгорода, и многие из них удивлялись благочестию в таком юном отроке, каким был Макарий.
Кроме своей приходской церкви, Макарий посещал Печерский монастырь во имя Вознесения Господня, основанный в 1330 г. киево-печерским пострижеником св. Дионисием. Своей строгой жизнью св. Дионисий привлек к себе в монастырь многих учеников и был над ними сперва игуменом, а потом архимандритом. Среди 12 избранных учеников его наиболее известны близкий к прп. Макарию прп. Евфимий (впоследствии архимандрит основанного им Спасо-Евфимьевского Суздальского монастыря) и Павел Высокий, «старец книжный и чудный». Умер в 1383 году, оплакиваемый самим Дионисием за великие подвиги.
Иноческий образ жизни весьма нравился Макарию. Он возненавидел суету мирскую и возлюбил жизнь отшельническую. Когда он наблюдал подвиги печерского настоятеля с учениками, слышал о чудных подвигах свв. Антония и Феодосия и других пустынников, то испытал сильное желание остаться в монастыре. В иноческом житии видел Макарий прямой путь ко спасению, но любовь к родителям не позволяла ему оставить родной дом. Долго рассуждал он о том, нельзя ли примирить обыкновенную любовь к родителям со всецелой любовью к Богу. И решился по слову евангельскому (Лк. 14:26) для спасения души оставить дом, родителей и сродников.
Тайно от родителей, обменявшись одеждой с нищим, 12-летний отрок явился к архимандриту Дионисию и с поклонами просил настоятеля принять его в число братства. Строгий в правилах настоятель пытался разубедить Макария, указывая ему на юные лета.
«Поверь мне, чадо, – говорил он с любовью, – что трудно и прискорбно носить иго монашеского жития. Ты ещё весьма молод. Невозможно тебе переносить постнические труды и терпеть напасти от бесовских козней. Заботясь о тебе, страшусь, дабы вместо спасения души, не возлюбил ты чего-нибудь мирского, тобою теперь оставляемого, и не почел бы правый путь спасения тяжким и строптивым. Тогда благое начинание твое не поможет тебе, а обратится в пагубу, как написано: никто же возложь руку свою на рало, и зря вспять управлен есть в Царствии Божии» (Лк. 9:62).
Однако Макарий смиренно, но настойчиво просил настоятеля об исполнении данного им обета. «Отче святый! Не о мне ли сам Господь сказал в Евангелии: грядущего ко мне не изжену вон (Ин. 6:37)? Не бойся совершить надо мной богоугодное дело и исполнить мое прошение». Удивленный его разумением, настоятель увидел в нем не 12-летнего отрока, а совершенного мужа, осененного благодатью Божией. И во храме Вознесения Господа постриг его в монашество с наречением имени Макарий.
В первые три года своего подвижничества Макарий успел превзойти всех прочих иноков. Его постнические и молитвенные подвиги были необыкновенны. Пищу принимал он только для того, чтобы не умереть от голода, в течение недели вкушал хлеба «не более одной просфоры», с малым количеством воды. Молитва, совершаемая им днем и ночью, была самая благоговейная. Смирение, целомудрие и безмолвие украшали его высокую душу. Люди заметили его подвиги и обращали на преподобного особое внимание. Избегая мирской славы, смиренный инок просил в молитвах своих Бога, чтобы Он Своею Силою избавил его от окружающего смятения и водворил в пустыни, которой жаждала душа его.
Макарий ушел из Печерской обители, как прежде ушел из родительского дома, и отправился вверх по Волге. У реки Луха, по преданию, он познакомился с преподобным Тихоном, Луховским чудотворцем, устроителем Луховской Николаевской пустыни. Оба они избегали мирской славы и искали уединения.
Расставшись с Тихоном, преподобный Макарий пошел по реке Добрице и остановился вблизи слободы Решмы. На этом месте Макарий построил малую келию и довольно долго жил пустынником. Бдение, пост и молитва были постоянными спутниками его жития. Своими великими подвигами пустынник мало по малу сделался известным в окрестностях. Смирение вознесло его над всеми, снискав ему славу и уважение. К нему приходили многие за благими советами и ради спасения своей души. Увлекаемые его высоким примером, многие оставляли свои мирские занятия и давали обет проводить с ним пустынническую жизнь. Для собравшейся братии Макарий основал обитель во имя Богоявления Господа нашего Иисуса Христа.
Устроив Макарьевскую пустынь при слободе Решме и избрав для братии игумена, преподобный Макарий снова отправился в путь. Мирская слава, увлекавшая других, не могла увлечь истинного пустынножителя, искавшего похвалы от единого Бога. По любви к безмолвному уединению тайно ушел он из устроенной им обители и поселился вблизи Желтоводского озера на левой стороне Волги. Своими руками ископал убогую пещеру, где неустанно молился, подобно другим великим пустынникам. Но уединенная жизнь его продолжалась недолго. Божественный Промысл давно уже определил, чтобы великий светильник благочестия светил бы всем, кто ищет безмолвного служения Господу. Слава подвигов преподобного распространялась повсюду, от царских чертогов до иноверческих хижин. Одни искали его благословения, другие хотели подражать ему. Для собравшихся иноков преподобный решился, около 1435 г., основать обитель во имя Пресвятой и Живоначальной Троицы. Значительное пособие в строительстве Желтоводского монастыря оказал великий князь Василий Темный, нашедший прибежище в Нижнем Новгороде от преследований князя Димитрия Шемяки.
В обители Макарий был одновременно и наставником и слугою для всей братии. Из учеников Макария известен преподобный Григорий Пельшемский, родом из галичских бояр Лопотовых. В обители Макария он пострижен в монашество и за великие иноческие подвиги удостоен сана священника. Впоследствии достойно трудился в Галичской, Ростовской и Вологодской землях, невдалеке от Вологды основал Богородицкую обитель, где и скончался в 1479 г.
Строгая жизнь преподобного Макария привлекала к нему не только христиан, но и иноверцев. Они приносили ему в дар пшеницу и мед, подолгу беседовали с подвижником, который просвещал их христианской верой. Многие из татар, черемисов, чувашей, мордвы, обитавшие вокруг обители, соглашались на принятие истинной веры. Крещение над ними преподобный Макарий совершал в Желтоводском озере, названном по этому поводу святым.
Желтоводская обитель сделалась многолюдной, но процветала не более четырех лет. В 1439 г. монастырь был выжжен одним из отрядов Улу-Мухаммеда. Спасавшаяся в нем братия погибла под мечами ордынцев, а сам основатель разоренного монастыря, уже известный татарам с доброй стороны, отведен в плен с другими, оставшимися в живых. Когда изможденный в иноческих подвигах, но благообразный 90-летний старец предстал перед Улу-Мухаммедом, грозный хан разгневался на своих военачальников: «Для чего оскорбили вы столько доброго и святого мужа, не спорившего с вами и разорили его жительство? Или вы не знаете, что за таких кротких людей может прогневаться сам Бог, Который есть един над всеми?»
С этими словами Улу-Мухаммед приказал отпустить благочестивого старца и 400 пленных христиан, разрешив им ненадолго вернуться на место прежней обители для захоронения погибших братий. Пятилетняя история жизни Желтоводской обители закончилась, и до 1620 г. она оставалась в совершенном запустении.
Удаляясь от Желтоводской обители, Макарий вместе с подвижниками, его сопровождавшими, решил держаться подальше от пределов Казанского царства и поселиться на Галичской земле. Путь лежал вверх по течению Волги, по непроходимым лесам и болотам. Недостаток съестных припасов, июньская жара, жажда делали путь крайне трудным. Усердный к Богу молитвенник увещевал спутников, чтобы они не скорбели и не роптали, а надеялись на Господа Спасителя, Который уже избавил их от напрасной смерти и пленения варварского. И милосердный Бог не оставлял их в полном изнеможении. После Петрова поста, на праздник апостолов Петра и Павла по молитвам преподобного Макария увидели они лося, отпущенного по требованию старца тремя днями ранее. Преподобный возрадовался вместе со спутниками и благословил употребить дикого зверя в снедь. Путешественники насытились и воздали хвалу Богу за его великое милосердие. В этом дивном событии Макарий, как воспевает Св. Церковь, явился вторым Моисеем, «сотворив молитвами велие чудо и прекормив гладныя люди до изобилия» (Кондак преподобному).
Когда освобожденные из плена странники достигли пределов Галичской земли, их с радостью встретили благочестивые жители города Унжи, узнавшие о приближении великого подвижника. Но Макарий, с малых лет избегая мирской славы, не остался в городе, а выбрал возвышенное пустынное место в 15 верстах от него, вниз по течению реки Унжи. Он водрузил здесь Честный Крест, устроил себе из леса малую келию и поселился в ней. Подвизаясь в благочестивых трудах, в молитве, бдении и пощении, пустынник скоро привлек к себе ищущих душевного спасения. Для собравшихся иноков трудами Макария в 1439 г. основана деревянная обитель, известная прежде как Макариева новая пустынь, а позднее – Макарьевский Унженский монастырь. Здесь на юго-западной стороне от монастырских зданий ископал он своими руками колодец, вода которого исцеляла от многих недугов. За святую жизнь на этом месте преподобный удостоился особенной благодати Божией в чудотворениях. Известно, что Честным Крестом и молитвой к милосердному Богу ему случалось исцелять страждущих слепотою и бесовским наваждением.
Последние дни многотрудной жизни своей Макарий проводил в тех же подвигах, что и в начале иночества. Редко оставлял он Унженскую обитель. Уже 95-летним старцем посетил великий подвижник благочестия город Унжу для спасительного наставления живущих в нем. Здесь он почувствовал слабость. Кончина ему была известна. Отходя ко Господу, он приобщился Св. Тайн и заповедал, чтобы тело его было отнесено в устроенную и возлюбленную им Унженскую обитель. Помолившись последний раз Господу, он с одра смертной болезни прощался со всеми, завещав радость, мир и благословение. 25 июля 1444 (6782) года кончил свою земную жизнь преподобный Макарий, названный по двум знаменитым его обителям Желтоводским и Унженским Чудотворцем.
По преставлении угодника Божия чудное благоухание распространилось не только в городе, но и во всех окрестностях. Множество народа сопровождало честное тело из города в пустынь со свечами и духовным пением. На местах остановок вскоре были поставлены четыре часовни в память прикосновения к ним св. мощей. Как при перенесении, так и при погребении преподобного Макария, совершались различные исцеления над подходившими к нему с верою.
Над целебными мощами преподобного Макария была поставлена деревянная церковь, а самой обители дано имя Макариева новая пустыня – Унженский монастырь.
Монастырь становится более известным с 1596 г., когда царь Феодор Иоаннович, наслышанный о чудесах преподобного Макария, послал строителем в неустроенный ещё монастырь благочестивого инока Давида Хвостова, основавшего соборную Троицкую деревянную церковь (1601 г.) Затем монастырю были пожалованы на устроение и содержание несколько деревень с разными угодьями. С 1663 г., по случаю частых пожаров деревянные строения заменяются каменными, сначала Троицкая церковь, а в 1670 г. при игумене Никите заложена другая каменная церковь по имя преподобного Макария над его мощами. В 1671 г., 12 октября в церкви начали рыть землю для погребения мощей инока, одного из учеников преподобного Макария, и по Божественному Промыслу обнаружили под каменной плитой мощи преподобного старца, остававшиеся в неизвестности 226 лет. Осмотрев их, игумен Никита и братия нашли в целости весь состав телесный, с седыми волосами. Он казался таким, каким изображался на иконах преподобный Макарий. Схима, мантия, и пеленание с покровами остались нетленны. Игумен Никита с братией возрадовались великой радостью. Найденные мощи были положены в другой новый гроб, но в прежних нетленных ризах. Над гробницей св. угодника положены древняя чудотворная икона, сохранившаяся после многих пожаров. Поскольку в Унженском пустынном месте собраться архиерейскому собору для освидетельствования святости и чудодейственности мощей преподобного было весьма затруднительно, то Патриарх, с ведома царя Феодора Алексеевича, уверенный в нетлении чудотворных мощей преподобного Макария, приказал над ними устроить гробницу и воздавать им надлежащее почитание. При Патриархе Иоакиме (1674-1690) святые мощи вновь были погребены под спудом.
Сведения о жизни и чудесах преподобного Макария сохранились в Четьих-Минеях, а также в двух рукописях. Одна, хранившаяся в Макарьевском Унженском монастыре, была напечатана впервые в 1835 г. Другая находится в Желтоводском монастыре, а список с неё – в Нижегородском Печерском монастыре.
Бережно сохраняет Церковь память о преподобном Макании, который явил образец любви к Богу и ближним, твердости в страданиях, преданности Православной вере и Отечеству.
Текст печатается по «Православному церковную календарю», изданному Макарьевским Свято-Троицким Желтоводским женским монастырем в 1996 году.