Престольный праздник храма отмечает сегодня приход Смоленской иконы Божией Матери. После праздничной литургии состоится молебен и крестный ход вокруг Смоленской и Владимирской церквей.
На праздничной трапезе будут присутствовать благотворители, участвующие в ремонте Смоленской церкви и реконструкции Владимирского храма.
Приход Смоленской церкви живет насыщенной жизнью: он духовно окормляет православный класс располагающейся через дорогу школы №51, в храме проходят беседы со взрослыми, при приходе имеется воскресная школа и военно-патриотическая дружина имени святого праведного воина Феодора Ушакова. В клубе дети изучают историю Отечества, Закон Божий, самооборону и автодело. Недавно дружинники провели свой первый палаточный лагерь в Высоковском Успенском монастыре, а 4 августа в заключение лагеря посетили Санаксарский монастыре, где покоятся мощи святого адмирала Федора и его дяди – преподобного Феодора (Ушакова).
Из истории храма:
Г. Д. Строганов в 1670 году купил сначала часть принадлежавшей Гордеевке земли, а в январе 1672 года за 1500 рублей приобрел и все сельцо со всеми угодьями. Обосновывался Г. Д. Строганов в Гордеевке обстоятельно и надолго, поэтому сразу же приступил к возведению вместо старых рубленых усадебных хором каменных просторных палат со всевозможными службами, где жили его многочисленные приказчики, слуги и дворовые мастера, в том числе известные на всю Россию певчие. 10 апреля 1689 года, еще при правлении царевны Софьи, молодой Петр I потребовал от Г. Д. Строганова прислать лучших его певцов в Москву, куда и были направлены «басистые» (басы) Дмитрий Трушенков и Лукьян Новоселецкой, «альтисто» (альты) Тихон Яковлев и Федор Казаченко. Так начиналась длившаяся за тем многие годы дружба между Петром I и именитым человеком, который вошел в ближайшее окружение царя, активно поддерживал его начинания и прежде всего азовские походы и войну со Швецией.
Можно полагать, что в Гордеевке находились и строгановские мастерицы-золотошвеи, изделия которых именитый человек Строганов практически ежегодно вкладывал в качестве даров на помин душ своих родственников в ризницы многих нижегородских храмов и монастырей, прежде всего в Макарьев-Желтоводскую, Печерскую и Благовещенскую обители.
В 1680-х годах в Гордеевке было начато строительство домовой каменной церкви. Г. Д. Строганов указал строить сразу два практически одинаковых в решении храма — в Нижнем Новгороде и в далекой Устюжне-Железопольской. Это был интересный пример «строительства по единому образцу», характерный для XVII века. Работы в Нижнем Новгороде велись быстро. 22 декабря 1693 года в отделанном уже храме был сначала освящен нижегородским митрополитом Павлом придел в честь Киевопечерских чудотворцев Антония и Феодосия, а спустя четыре года (25 июля 1697 года) — главный престол в честь Пресвятые Богородицы Смоленской Одигитрии. Помещение собственно церкви в Гордеевке невелико, так как прихожанами ее было лишь небольшое число людей, живших в усадьбе. Моленный зал был перекрыт сомкнутым сводом с треугольными угловыми лотками и световым центральным барабаном, что придало ему красивый рисунок и облегченный вид. Распорные усилия и давление свода погашались более чем полутораметровой толщины стенами и угловыми железными затяжками. Кладка южной стены, лишенной пристроев, была выполнена несколько толще других. В этом проявилась забота строителей о надежности конструкции.
При значительном количестве окон, расположенных на южной стороне в два ряда, и при световом двухъярусном центральном барабане диаметром в 3 метра освещенность бесстолпного помещения была прекрасной. В разработке силуэта и рисунка верха здания строители проявили удивительную изобретательность. Композиционно-организующим элементом служило стройное пятиглавие. Причем центральная глава луковичной формы доминирует над небольшими шлемовидными главами боковых глухих барабанов.
Колокольня поставлена строго по главной оси восток-запад на стену и два отдельно стоящих пилона. Она ниже высоко поднятого пятиглавия. Богатое белокаменное резное убранство Гордеевской церкви полностью подчинено архитектонике здания. Наиболее тщательно промоделированные детали хорошо просматриваются и акцентируют главные оси здания. Следует отметить и высокое качество кузнечных работ, отличающее детали храма, и прежде всего художественную ковку крестов, которые представляют собой просечные полосы с приваренными многочисленными «сияниями». Особое место среди них занимает крест главы придела, откованный в основном из единого куска металла с приваркой вспомогательных элементов его убранства.
Для выполения этих особо ответственных работ Г. Д. Строганов нанял известного балахнинского кузнеца Кондрата Прокофьева, который ковал металл по подписываемым ежегодно подрядам, а жил, приезжая на строительство храма лишь летом, в одном из пустующих дворов Гордеевки. По волжскому берегу близ села, а также на берегу Оки под Кунавинской слободой, располагались судовые верфи Строганова. О значительном
количестве строившихся им тогда в Нижнем Новгороде судов свидетельствует хотя бы сообщение Корнелия де Бруина, относящееся к 1702 году, в котором содержатся и важные сведения о делах и жизни самого именитого человека в Нижнем Новгороде: «На другом берегу этой реки лежит большое село, принадлежащее Григорию Дмитриевичу Строганову с прекрасною каменною церковью, и близ нея с каменным же господским домом, где живет по временам он сам. Сим вечером отсюда отплыло 48 больших десятивесельных барок, на которые в каждой было человек по сорок для нагрузки этих барок, замерзших во льду, леса. Все эти барки, находившиеся в сим городе, принадлежат этому купцу, которого считают, как сказано выше, самым богатым в России».
Г. Д. Строганов жил в Гордеевке до 1705 года, вплоть до указа Петра I, вводившего государственную монополию на продажу соли. После этого Нижний Новгород, где ежегодно именитый человек реализовывал значительные партии этого товара, потерял для него прежний интерес. Г. Д. Строганов съехал на постоянное жительство в Москву. Строения же заброшенной усадьбы в Гордеевке год от года без должного надзора приходили в упадок. Отменно содержалась отныне лишь церковь, ставшая с XVIII столетия приходской. Каменные же палаты пришлось разобрать на кирпич.
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.