Владимирская икона Пресвятой Богородицы – одна из самых почитаемых в России.
По преданию, Владимирская икона Божией Матери написана Евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет».
В 1131 году икона была прислана на Русь из Константинополя святому князю Мстиславу († 1132, память 15 апреля/28 апреля) и была поставлена в Девичьем монастыре Вышгорода — древнего удельного города святой равноапостольной великой княгини Ольги.
Сын Юрия Долгорукого святой Андрей Боголюбский в 1155 году против воли отца, тайно от него ушел из Вышгорода во Владимир, взяв с собою оттуда высокочтимую святыню, икону Божьей Матери. Во Владимире икона прославилась многими чудесами.
Князь Андрей, как гласит летопись, был преданным почитателем Богородицы. При нем же и свершилось великое чудо: однажды икона оказалась повисшей в воздухе посреди храма, именно в то время, когда князь собирался ехать на север, в землю Суздальскую, где хотел независимо от Киева основать новые свои владения. Чудо с иконою он растолковал как ниспосланное свыше одобрение плана и знак обязательного участия в нем святого образа. По дороге князь постоянно служил пред иконою молебны.
Во Владимире свершилось еще одно чудо: когда отряд князя собрался ехать в Ростов, взяв с собой икону, отъехав верст десять, то лошади, запряженные в повозку с иконой, встали. Не помогали ни понукания, ни кнут. Лошадей заменили. Но и новая упряжка стояла, будто вкопанная в землю. Князь Андрей молился перед иконой и получил повеление от Богоматери оставить икону во Владимире. Князь Андрей заложил во Владимире собор для святыни в честь Успения Богородицы. Великолепный храм был сооружен всего лишь за два года, в 1160 году его освятили, а на икону Богородицы возложили великолепную ризу с драгоценностями.
А на том месте, где кони встали – в 11 верстах от Владимира – князь Андрей построил две каменные церкви и основал село Боголюбово, которое сделалось любимым его местопребыванием и дало ему в истории прозвание Боголюбского. Отсюда он распоряжался Русской землей; сюда приходили к нему союзные и подвластные ему князья со своими полками, которые он направлял по своему усмотрению.
Икону Богородицы князь поместил в Успенский собор г. Владимира. С того времени икона получила именование Владимирской. Икона помогла русским воинам одолеть волжских болгар. В сражение повел воинов князь Андрей Боголюбский (1164 г.) со словами: «Всяк уповаяй на Тя, Владычице, не погибнет.» И русские победили. Свершилось знамение: сошедший с иконы и Креста Господня чудный свет озарил всю местность. Это божественное озарение видел греческий император Мануил, воевавший с сарацинами в совершенно ином месте — за тысячу верст. И он разбил врага. После чего Андрей Боголюбский и греческий император договорились праздновать 1 августа, утвердив празднику название: «Происхождение Древ Животворящего Креста Господня».
Летопись вещает нам о том, что по Владимирской земле прокатилась большая смута. Бояре убили князя Андрея Боголюбского, во Владимире начались грабежи и разбой. Преступные корыстолюбцы — племянники князя — Ярополк и Мстислав, присвоившие власть и богатства, решили отдать великую святыню рязанскому князю Глебу. Тогда владимирцы в ярости прогнали новоявленных властителей со своей земли, те побросали оружие и позорно бежали. Икона вернулась в свой храм, с которым случилась вскоре страшная беда — в 1185 году Владимирский собор сгорел. Но икона уцелела.
В 1237 году городу Владимиру учинил страшное разорение хан Батый. Летопись повествует об убийствах стариков, детей и женщин, святотатстве орды: степные басурманы въезжали в храмы на лошадях и крушили иконы. И после такого разбоя икона Богоматери уцелела.
Наступил 1380 год. Дмитрий Донской собрал войско и одержал знаменательную победу над Мамаем, а Владимирская икона Богоматери была божественной вдохновительницей победы. С этого события начинается как бы новый период в жизни святыни — она становится оплотом русской столицы, спасая Москву от многочисленных бед.
В 1395 году икону впервые принесли в Москву. Так благословением Божией Матери скрепились духовные узы Византии и Руси — через Киев, Владимир и Москву.
Владимирской иконе Пресвятой Богородицы празднование бывает несколько раз в году (21 мая/3 июня, 23 июня/6 июля, 26 августа/8 сентября). Наиболее торжественное празднование совершается 26 августа, установленное в честь сретения Владимирской иконы при перенесении ее из Владимира в Москву. В 1395 году страшный завоеватель хан Тамерлан (Темир-Аксак) достиг пределов рязанских, взял город Елец и, направляясь к Москве, приблизился к берегам Дона. Великий князь Василий Димитриевич вышел с войском к Коломне и остановился на берегу Оки. Он молился святителям Московским и преподобному Сергию об избавлении Отечества и написал митрополиту Московскому, святителю Киприану (память 16 сентября/29 сентября), чтобы наступивший Успенский пост был посвящен усердным молитвам о помиловании и покаянию. Во Владимир, где находилась прославленная чудотворная икона, было послано духовенство. После литургии и молебна в праздник Успения Пресвятой Богородицы духовенство приняло икону и с крестным ходом понесло ее к Москве. Бесчисленное множество народа по обеим сторонам дороги, стоя на коленях, молило: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!»
В тот самый час, когда жители Москвы встречали икону на Кучковом поле, Тамерлан дремал в своем шатре. Вдруг он увидел во сне великую гору, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Она повелела ему оставить пределы России. Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Знающие ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. Тогда Тамерлан дал приказ полкам идти обратно.
В память чудесного избавления Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле, где была встречена икона, построили Сретенский монастырь, а на 26 августа/8 сентября было установлено всероссийское празднование в честь сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.
Духовной спасительницей столицы проявляла себя Владимирская икона в 1408 г. при набеге ордынского правителя Едигея, а в 1451 г. в битве с ногайским предводителем Мазовшей.
Иоанн III Васильевич разорвал ханскую басму и отказался платить дань ордынскому хану Ахмету. На это Ахмет ответил грозным походом, на Москву пошли его несметные полчища. Дойдя до реки Угры (между Тульской и Калужской областями), войско хана встало в ожидании благоприятного момента для атаки. На противоположном берегу Угры стояли русские войска. В истории это уникальное военное событие называется Великим стоянием на Угре. Обе стороны долго и напряженно ждали нападения и не хотели нападать первыми. Русские чуть отошли от реки, давая татарам возможность начать переправу, но и татары стали отходить. Если русское войско остановилось, то вражеская орда стала отходить. Всадники летели без оглядки, паникуя и трепеща от страха, хотя на них никто не нападал, никто их не преследовал.
Это событие описано в летописи и причислено к явному выражению покровительства Владычицы Небесной земле русской. Благодарные соотечественники после великого стояния на Угре назвали это место «Поясом Богоматери».
Но набеги татар все же продолжались. Ахмет Гирей в 1521 году подошел к Москве вплотную и тоже не сподобился на штурм, ибо русское войско показалось ему несметным. И этот хан бежал. Была одержана победа над татарами при царе Феодоре Иоанновиче, тогда враг дошел до Воробьевых гор и был там разбит. Богородица всегда оставалась первой заступницей русской столицы.
Пожалуй, самым трудным временем для России оказалось время великой смуты. Дмитрий Самозванец, провозглашенный предателями отечества своего русским царем, перво-наперво дал возможность своим разбойникам войти в Успенский собор. Но даже при таком святотатстве выжила икона, устояла и не дала врагам погубить православную веру.
При нашествии французов в 1812 году, в период отступления русской армии и сожжения Москвы, Владимирская икона была увезена во Владимир — 2 сентября, а 20 октября уже вернулась в русскую столицу, враг был вынужден покинуть Москву и отступить, обрекая себя на погибель. Русские люди на протяжении всей своей истории обращались к Владимирской иконе в трудные минуты и почти всегда были услышаны Богородицей.
Икона жива по сей день. В 1514 году она обновлялась, а ныне за ее «самочувствием» следят лучшие специалисты-реставраторы Третьяковский галереи, где она пока находится в специально оборудованном месте с идеальным режимом хранения.
В великие престольные праздники святыня появляется перед православными, участвует в самых торжественных молебнах. Восемь веков подряд Владимирская икона, написанная с Богородицы во время е е земной жизни, не покидает русскую землю. Празднуется 21 мая, 23 июня, 26 августа (по старому стилю).
При поспешестве Владимирской иконы доходят до Матери Божией слова молитвы:
«Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево, молений наших не презри во обстояниях, но от бед избави нас, едина Чистая и Благословенная, Пресвятая Богородице, спаси нас.»
Пред Владимирской иконой Матери Божией свершились важнейшие события русской церковной истории: избрание и поставление святителя Ионы — Предстоятеля Автокефальной Русской Церкви (1448 г.), святителя Иова — первого Патриарха Московского и всея Руси (1589 г.), Святейшего Патриарха Тихона (1917 г.). В день празднования в честь Владимирской иконы Божией Матери совершена интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена — 21 мая/3 июня 1971 г.
Молитва перед иконой Владимирской Божией Матери:
О Всемилостивая Госпоже Богородице, Небесная Царице, всемощная Заступнице, непостыдное наше упование! Благодарим Тя о всех благодеяниях, в роды родов российским людем от Тебе бывших, отдревле и доднесь от чудотворныя иконы Твоея явленных. И ныне, Преблагая Владычице, призри на ны грешныя и недостойныя рабы Твоя, яви нам милость Твою и моли Сына Твоего, Христа Бога нашего, о еже избавитися нам от всякаго зла, и сохранитися всякому граду и веси и всей стране нашей от глада, губительства, труса, потопа, огня и меча, нашествия иноплеменних и междуусобныя брани. Сохрани и умудри пастырей Церкви, еже достойно пасти стадо Христово и право правити слово истины; укрепи христолюбивое всероссийское воинство, подаждь дух совета и разума военачальником, градоначальником и всем, иже во власти суть; ниспосли святое Твое благословение и всем православным христианом, покланяющимся Ти и молящимся пред цельбоносною Твоею иконою. Буди нам Заступница и Ходатаица пред престолом Всевышняго, идеже прдстоиши. К кому убо прибегнем, аще не к Тебе, Владычице? Кому принесем слезы и воздыхания, аще не к Тебе, Пресвятая Богородице? Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Небесная Царице. Под Твой кров притекаем; молитвами Твоими ниспосли нам мир, здравие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, избави от всяких бед и скорбей, от всяких недугов и болезней, от внезапныя смерти и от всех озлоблений врагов видимых и невидимых. Вразуми и научи ны, о, Всемилостивая Заступнице, путь земнаго сего жития безгрешно пройти. Ты веси немощи наша, веси и согрешения наша, но и веру веси и упование видиши; темже даруй нам исправление греховныя жизни и умягчи злая сердца наша. Укрепи в нас правую веру, вложи и сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух смирения, терпения и любве, в добрых делех преуспеяние; избави нас от искушений, от пагубных душевредных учений, от неверия, развращения и погибели вечныя. Тебе убо просим, Пречистыя Владычице, и препадающе пред святою Твоею иконою молимся: умилосердися на ны и помилуй ны, в Страшный же день Суда ходатайством и заступлением Твоим сподоби ны стати одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцем и пресвятым и Благим и Единосущным Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.