Святая Церковь 1/14 сентября совершает праздник, именуемый в Уставе «началом индикта», т.е. нового лета.

15:27, 14 сентября 2004

Святая Церковь 1/14 сентября совершает праздник, именуемый в Уставе «началом индикта», т.е. нового лета. Святые отцы I Вселенского Собора определили начинать новое лето с 1/14 сентября, — в честь славной победы, которую в 312 г. одержал император Константин над язычником Максентием и, став единодержавным правителем Византийской империи, утвердил христианство.

Первый день годичного богослужебного круга занимает в этом круге особое и знаменательное место, служба его более торжественна, на утрени поётся великое славословие, а песнопения дня раскрывают смысл праздника и его значение для нашей духовной жизни. Вершиной новолетнего богослужения, его венцом считается чтение Евангелия. Оно повествует о начале открытого служения Христа Спасителя после Его крещения и искушения от диавола (Лк. 4, 16-22). По церковному преданию, это произошло в первый день иудейского праздника жатвы, который праздновали с 1/14 по 8/21 сентября. Поэтому становится понятным и намерение Церкви, которая сделала этот день началом годичных праздников.

Прообразом той церковной церемонии, с какой проходило на Руси празднование сентябрьского новолетия, служило празднование его в Византии, установленное Константином Великим.

Последний раз Новый год отпразднован был 1 сентября 1698 года, проведен был весело и в пиршестве.

В седьмой месяц («сентябрь» с латинского означает седьмой) в Иудее и «по всей вселенной» праздновалось Новолетие, Господь наш Иисус Христос пришел в Назарет и по Своему обыкновению вошел в молитвенное собрание и стал «среди учителей» (об этом говорит четвертая глава Евангелия от Луки, начиная с шестнадцатого стиха); то есть предложил слушать Себя как толкователя пророческих книг (Ему «подали книгу пророка Исайи»). И Он раскрыл книгу (глава шестьдесят первая), нашел место, где сказано было о Нем: «… посла Меня проповедати… лето Господне приятно».

Это место из Евангелия всегда читается первого сентября по церковному календарю (четырнадцатого по новому стилю), когда празднуется церковное Новолетие. Слова «лето Господне» для иудеев, слушателей Господа в синагоге, было конкретным священным хорошо знакомым понятием. «Лето Господне» – так назывался в священной традиции Седьмой и Юбилейный, Пятидесятый год, о котором говорят Моисеевы книги (например, книга Левит 25 (10–17), книга Исход 23 (11)). В такой год полагалось прощать долги всем должникам, не сеять и не жать, не собирать плодов (чтобы все это доставалось в пищу бедным, а также зверям и птицам); рабы должны были отпускаться на свободу, и каждый человек должен был особенно следить за собою – как бы не прогневать Бога своего каким-либо грехом, как бы не опечалить своего ближнего. То был год всепрощения и очищения от грехов.

Традиция начинать год 1 сентября происходит от древних церковных обычаев. Три круга богослужения – суточный, недельный и годовой – составляют суть праздников. Внутри каждого круга вспоминается вся история мироздания, от сотворения мира до Второго пришествия Спасителя.

Весь круг великих Господских и Богородичных праздников начинается с Рождества Пресвятой Богородицы (8/21 сентября) и кончается Ее Успением (15/28 августа).

В этот день Господь начал проповедь Царствия Божия и засвидетельствовал исполнение ветхозаветных пророчеств о пришествии Миссии-Спасителя и тем самым о конце Ветхого и начале Нового Завета. И потому он является наиболее благоприятным временем для начала пути нашего спасения, для вступления в духовный завет с Господом.