Татьяна Маркова: «Акафист Пресвятой Богородице отличается непревзойденным изяществом слога»

10:27, 9 апреля 2011

Сайт Нижегородской епархии.

Сегодня празднуется Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Об этом празднике рассказала кандидат филологических наук, доцент кафедры русской филологии и общего языкознания Нижегородского государственного лингвистического университета имени Н. А. Добролюбова Татьяна Маркова:

«Взбранной Воеводе победительная…» — кому не известны эти удивительные строки, преисполненные благодарения и упования! Именно так начинается Акафист Пресвятой Богородице, называвшийся когда-то просто Акафистом, а позднее — Великим Акафистом. Датируется он VI–VII веком. С той давней поры воспевает христианский мир Заступницу Небесную рода христианского нежными и поэтическими славословиями. Она — и Древо, укрывающее нас, грешных, под сенью своей листвы от палящего зноя страстей; и Лествица, по которой сошел в этот мир сам Господь; и Дева, родившая Свет неизреченный; и огненный Столп, просвещающий тьму; и Источник Жизни, омывающий нашу совесть; и Чаша, которой черпаем мы радость сердечную… Действительно, Акафист Пресвятой Богородице — это лучший акафист Божией Матери, настоящий шедевр православной гимнографии.

Слово «акафист» переводится с греческого как «гимн, при пении которого не сидят». Сейчас это название особого жанра церковной поэзии, но так было не всегда. Первый акафист — тот самый, который мы сейчас знаем как Акафист Пресвятой Богородице. Лишь спустя десятилетия стали появляться молитвословия, написанные по его образцу, в результате чего сформировался новый особый жанр, столь любимый сейчас нами.

В начале X века Акафист был переведен на славянский язык, а в конце того же века пришел на Русь в составе Постной Триоди. К XIV веку, ко времени преподобного Сергия, акафисты на Руси стали настолько популярны, что вошли в монашеское молитвенное правило. Радость от близости Неба, от возможности называть Бога Отцом, а Матерь Божию — своей Матушкой пропитала души и сердца, изливалась неумолкаемыми колокольными звонами, умилительными молитвами, воплощалась в красках, застывала в облике соборов и церквей. «Радуйся, Невесто Неневестная!» — таким приветствием, наполняющим наши сердца необыкновенной, детской радостью, завершается каждый икос Акафиста Пресвятой Богородице. Именно так приветствовал Пресвятую Деву Архангел: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!»

Акафист Пресвятой Богородице отличается непревзойденным изяществом слога. Его строфы имеют особый ритмический рисунок, при дающий тексту ни с чем не сравнимую напевность. Каждый икос построен на противопоставлениях и параллелях (как структурных, так и смысловых), на повторах и перифразах: «Радуйся, Еюже радость воссияет, Радуйся, Еюже клятва исчезнет»; «Радуйся, Высото, неудобовосходимая человеческими помыслы, Радуйся, Глубино, неудобозримая и ангельски ма очима»; «Радуйся, Ниво, растящая гобзование щедрот, Радуйся, Трапезо, носящая обилие очищения…»

Счастливы были наши предки, возраставшие на таких текстах, воспитывавших и душу, и вкус к прекрасному, настоящему слову. И как всего этого не хватает порой нам и нашим детям! Но надежда на возрождение остается, пока звучат в православных храмах и домах чудесные строки Акафиста: «О, Всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово! Нынешнее приемши приношение, от всякия избави напасти всех и будущия изми муки, о Тебе вопиющих: «Аллилуиа!»

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.