Участники круглого стола в Нижегородской академии МВД обсудили проблемы преподавания истории студентам вузов

11:48, 23 декабря 2016

Текст Татьяны Фалиной, отделения информации и общественных связей Нижегородской академии МВД России

22 декабря в зале ученого совета Нижегородской академии МВД РФ состоялся круглый стол «Формирование исторического сознания курсантов и студентов образовательных организаций высшего образования Нижегородской области», который был организован в рамках региональных Рождественских образовательных чтений.

«Сегодняшняя тема актуальна и в свете информационных вызовов, которые стоят перед нашим обществом, и ввиду информационного противостояния, которое мы наблюдаем в мире. Сегодня никого не надо убеждать, что разрушение исторического самосознания может вызывать самые губительные последствия для общества», – сказал, открывая встречу, заведующий кафедрой церковной истории Нижегородской духовной семинарии кандидат философских наук Даниил Семикопов.

Приветствуя собравшихся, начальник Нижегородской академии МВД России, полковник полиции, кандидат юридических наук доцент Дмитрий Архипов отметил, что сегодняшнее мероприятие – продолжение встречи с митрополитом Нижегородским и Арзамасским Георгием в рамках работы по духовно-нравственному воспитанию курсантов. Затем Дмитрий Архипов вручил доценту кафедры теории и истории государства и права, кандидату юридических наук, доценту, почетному сотруднику МВД России Александру Лушину награду за победу в литературном конкурсе МВД России «Доброе слово».

«В этом году Международные образовательные Рождественские чтения, под эгидой которых проходит наше мероприятие, посвящены теме: «1917–2017: уроки столетия». Высокий организационный уровень чтений предполагает и высокий содержательный статус нашей встречи, одна из целей которой – обсудить прошлое и наметить пути адекватного восприятия нашей Отечественной истории и культуры слушателями высших учебных заведений», – сказал секретарь организационного комитета региональных Рождественских чтений протоиерей Евгений Худин.

В работе круглого стола участвовали нижегородские педагоги, специалисты крупнейших вузов города – Института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХ и ГС) при президенте Российской Федерации, Нижегородского государственного лингвистического университета (НГЛУ) имени Н.А. Добролюбова, Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета (ННГАСУ), Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского, Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина, Нижегородской государственной медицинской академии (НижГМА), Нижегородской государственной сельскохозяйственной академии (НГСХА), Нижегородского государственного технического университета имени Р.Е. Алексеева, а также Нижегородской духовной семинарии. Преподаватели поделились опытом ведения курса истории в своих учебных заведениях и воспитательной работы со студентами.

О формах работы, которые помогают молодым людям почувствовать свою причастность к истории Отечества, рассказала заведующая кафедрой истории, регионоведения и журналистики НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, кандидат исторических наук, доцент Мария Самойлова. В качестве примера она привела исследования студентами собственной семейной истории, например, конкурс «Моя семья в Великой Отечественной войне». Такая работа способствует актуализации интереса к истории и формированию исторического самосознания. «Наши ребята приходят в наш вуз изучать язык, а не историю, поэтому именно через язык мы стараемся давать им историческую информацию. Например, исследуем, как подается история России на страницах иностранных учебников по истории», – пояснила Мария Самойлова, отметив, что такой научный проект является хорошей профилактикой фальсификации истории.

Об особенности преподавания истории в техническом вузе рассказал заведующий кафедрой истории, философии, педагогики и психологии ННГАСУ, доктор исторических наук, доцент Алексей Гордин, который отметил, что сокращение часов контактной работы студентов с преподавателями плохо сказывается на педагогическом процессе. «Однако у студентов даже технических специальностей сохраняется устойчивый интерес к отечественной истории», – подчеркнул он.

«Проблема в изучении истории начинается не в вузе, а в школе, когда старшеклассники, готовясь к ЕГЭ, не получают много важной информации по этому предмету», – сказал в своем выступлении доцент кафедры социально-гуманитарных наук НижГМА, кандидат философских наук Александр Мордвинов. Он также поднял тему коньюктурности исторического исследования, отметив, что сейчас в науке существует методологический кризис.

О том, что не зная героев прошлого, мы не получим героев будущего, напомнил профессор кафедры теории и истории государства и права Нижегородской академии МВД России, кандидат юридических наук, доцент, Почетный сотрудник МВД РФ Александр Лушин в докладе «Ценность исторического сознания и историческая память».

Незаинтересованность вчерашних школьников в изучении истории подтвердила и заведующая кафедрой истории и культуры НГСХА, кандидат педагогических наук, доцент Лолита Биктеева, рассказывая о формировании исторического сознания у студентов сельхозакадемии.

Нравственный облик российских юристов на примере проведения судебной реформы 1864 года проанализировала в докладе доцент кафедры истории государства и права Нижегородского института управления РАНХ и ГС, кандидат исторических наук Анна Киселева.

Подводя итоги встречи, ведущий Даниил Семикопов отметил, что в ходе круглого стола было обращено внимание на важные проблемы образования. Это отсутствие надлежащего уровня подготовки у абитуриентов, приходящих из современных школ: к сожалению, тестовый метод аттестации, подготовка к ЕГЭ мешают получению знаний, необходимых для формирования общей эрудиции в области истории и других гуманитарных дисциплин. Целью образования должно быть формирование целостной личности, а не умение проходить тесты, что сейчас забывается. Другой проблемой являются недостатки современного стандарта образования (ФГОС 3+), который не позволяет индивидуально подходить к каждому студенту, сокращая до минимума время контактной аудиторной работы. В непрофильных вузах гуманитарным дисциплинам вообще не уделяется достаточное внимание. К сожалению, в преподавании исторических наук отсутствует единый методологический подход. Это распространяется как на школы, так и на вузы.

По материалам заседания предполагается разработать документ, содержащий конкретные предложения по улучшению ситуации, который будет представлен на суд организационного комитета Международных Рождественских чтений, поскольку, как отметил протоиерей Евгений Худин, опыт соработничества Нижегородской епархии с учебными заведениями очень востребован на международном уровне.

Мероприятие было организовано в режиме онлайн-трансляции, в процессе которой к работе присоединился Псковский филиал Академии ФСИН России. Благодаря инновационному техническому оснащению курсанты академии, находящиеся в аудиториях вуза, приняли активное участие в работе круглого стола.

После завершения работы круглого стола для его участников состоялась экскурсия в Музей Нижегородской академии МВД.

Проведенный тематический круглый стол стал первым мероприятием в рамках подписанного 6 декабря 2016 года соглашения о сотрудничестве между Нижегородской академией МВД России и Нижегородской митрополией.

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.