В Дивеевском монастыре совершены молебен с акафистом преподобному Серафиму Саровскому и Божественная литургия

11:28, 29 августа 2024

Текст Ольги Солнышкиной. Фото Александра Чурбанова

29 августа, в праздник перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа (944), в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил молебен с акафистом преподобному Серафиму Саровскому и Божественную литургию. Богослужение состоялось в Троицком соборе обители, где постоянно пребывает рака с мощами этого святого.

Правящему архиерею сослужили благочинный Дивеевского округа, старший священник этого монастыря иерей Владимир Каргин, руководитель административного секретариата Нижегородской епархии иерей Александр Тенькаев и другие клирики епархии.

На Божественной литургии молились настоятельница монастыря игумения Сергия (Конкова) с сестрами обители, прихожане и многочисленные паломники.

По окончании богослужения игумения Сергия поблагодарила нижегородского архипастыря за молитвы, пожелала помощи Царицы Небесной, подарила заздравную просфору и Феодоровскую икону Божией Матери.

Затем правящей архиерей обратился к собравшимся с архипастырским словом, поздравив всех с праздничным днем: «Милостью Божией завершился Успенский пост. Накануне мы отмечали великий двунадесятый праздник Успения Пресвятой Богородицы, по традиции вечером будем совершать чин погребения плащаницы Божией Матери. Сегодня же мы вместе с Церковью Небесной восклицаем: «Не имамы иныя помощи, не имамы иные надежды, разве Тебе, Владычице, заступнице Рода христианского!» Пресвятая Богородица, помогай нам! Матерь Божия, исправляй нас! Царица Небесная, спасай нас! С праздником!»

Справка:

Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа было в 944 году. Предание свидетельствует, что во времена проповеди Спасителя в сирийском городе Едессе правил Авгарь. Он был поражен по всему телу проказой. Слух о великих чудесах, творимых Господом, распространился по Сирии (Мф 4:24) и дошел до Авгаря. Не видя Спасителя, Авгарь уверовал в Него как в Сына Божия и написал письмо с просьбой прийти и исцелить его. С этим письмом он послал в Палестину своего живописца Ананию, поручив ему написать изображение Божественного Учителя. Анания пришел в Иерусалим и увидел Господа, окруженного народом. Он не мог подойти к Нему из-за большого стечения людей, слушавших проповедь Спасителя. Тогда он стал на высоком камне и попытался издали написать образ Господа Иисуса Христа, но это ему никак не удавалось.

Спаситель Сам подозвал его, назвал по имени и передал для Авгаря краткое письмо, в котором, ублажив веру правителя, обещал прислать Своего ученика для исцеления от проказы и наставления ко спасению. Потом Господь попросил принести воду и убрус (холст, полотенце). Он умыл лицо, отер его убрусом, и на нем отпечатлелся Его Божественный Лик. Убрус и письмо Спасителя Анания принес в Едессу.

С благоговением принял Авгарь святыню и получил исцеление; лишь малая часть следов страшной болезни оставалась на его лице до прихода обещанного Господом ученика. Им был апостол от 70-ти святой Фаддей (память 21 августа), который проповедал Евангелие и крестил уверовавшего Авгаря и всех жителей Едессы. Написав на Нерукотворном Образе слова «Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится», Авгарь украсил его и установил в нише над городскими воротами. Много лет жители хранили благочестивый обычай поклоняться Нерукотворному Образу, когда проходили через ворота. Но один из правнуков Авгаря, правивший Едессой, впал в идолопоклонство. Он решил снять Образ с городской стены. Господь повелел в видении Едесскому епископу скрыть Его изображение. Епископ, придя ночью со своим клиром, зажег перед ним лампаду и заложил глиняной доской и кирпичами. Прошло много лет, и жители забыли о святыне.

Но вот, когда в 545 году персидский царь Хозрой I осадил Едессу и положение города казалось безнадежным, епископу Евлавию явилась Пресвятая Богородица и повелела достать из замурованной ниши Образ, который спасет город от неприятеля. Разобрав нишу, епископ обрел Нерукотворный Образ: перед ним горела лампада, а на глиняной доске, закрывавшей нишу, было подобное же изображение. После совершения крестного хода с Нерукотворным Образом по стенам города персидское войско отступило.

В 630 году Едессой овладели арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворному Образу, слава о котором распространилась по всему Востоку.

В 944 году император Константин Багрянородный (912-959) пожелал перенести Образ в тогдашнюю столицу православия и выкупил его у эмира – правителя города. С великими почестями Нерукотворный Образ Спасителя и то письмо, которое Он написал Авгарю, были перенесены духовенством в Константинополь.

16 августа Образ Спасителя был поставлен в Фаросской церкви Пресвятой Богородицы.

О последующей судьбе Нерукотворного Образа существует несколько преданий. По одному – его похитили крестоносцы во времена их владычества в Константинополе (1204–1261 годы), но корабль, на который была взята святыня, потонул в Мраморном море. По другим преданиям, Нерукотворный Образ был передан около 1362 года в Геную, где хранится в монастыре в честь апостола Варфоломея. Известно, что Нерукотворный Образ неоднократно давал с себя точные отпечатки. Один из них, так называемый «на керамии», отпечатался, когда Анания прятал образ у стены по пути в Едессу; другой, отпечатавшись на плаще, попал в Грузию. Возможно, что разность преданий о первоначальном Нерукотворном Образе основывается на существовании нескольких точных отпечатков.

Во времена иконоборческой ереси защитники иконопочитания, проливая кровь за святые иконы, пели тропарь Нерукотворному Образу. В доказательство истинности иконопочитания папа Григорий II (715–731 годы) прислал письмо к восточному императору, в котором указывал на исцеление царя Авгаря и пребывание Нерукотворного Образа в Едессе как на общеизвестный факт.

Нерукотворный Образ помещался на знаменах русских войск, ограждая их от врагов.

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.