В Нижегородской духовной семинарии состоялся круглый стол «Искусственный интеллект в образовании: плюсы и минусы, варианты применения»

16:08, 12 декабря 2024

Текст Ольги Солнышкиной. Фото Александра Чурбанова

12 декабря в Нижегородской духовной семинарии состоялся круглый стол «Искусственный интеллект в образовании: плюсы и минусы, варианты применения».

Перед собравшимися выступили секретарь Синодальной комиссии по биоэтике, настоятель храма в честь преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках города Москвы протоиерей Александр Абрамов и доцент Сретенской духовной академии, член Синодальной комиссии по биоэтике, кандидат социологических наук Евгения Жуковская. Они оба входят в состав комиссии Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации.

В обсуждении также участвовали первый проректор Нижегородской духовной семинарии протоиерей Василий Спирин, преподаватели и студенты НДС.

В начале своего выступления протоиерей Александр Абрамов коснулся вопросов этики в современном информационном мире: «Всюду говорят об этике искусственного интеллекта. Возникает встречный вопрос: как у машины может быть какая-либо этика? Совершенно ясно, что речь может идти об этике не систем искусственного интеллекта, а их разработчиков».

По его мнению, системы искусственного интеллекта развиваются очень быстрыми темпами, несмотря на такие сдерживающие факторы, как их дороговизна, энергозатратность и небезопасность. «Принято считать, что искусственный интеллект слабо способен к самообучению, однако к 2025 году машина освоит весь объем имеющихся открытых баз банных. Очевидно, что дальше будут осваиваться закрытые базы данных», — добавил священнослужитель.

Протоиерей Александр Абрамов также сказал, что системы искусственного интеллекта могут использоваться для фальсификации исторических данных, замены существующих событий на выдуманные и в дальнейшем принятии их за истины: «Мы можем дать задание искусственному интеллекту написать сочинение о том, что Советский Союз проиграл Великую Отечественную войну. Что сделает машина? Она изучит имеющийся объем газетных публикаций, фотографий, звукозаписей, и на основании полученных данных сфальсифицирует, например, выступление Сталина о поражении нашей страны».

По словам секретаря Синодальной комиссии по биоэтике, системы искусственного интеллекта могут серьезно использоваться для манипулирования сознанием человека, что является угрозой не только для определенной части общества, но и целом для существования человечества. «В настоящее время многие известные люди говорят, что нам есть чему поучиться у машин. На мой взгляд, это высказывание — прямая человеческая капитуляция. Человечеству нечему учиться у машин. Люди должны использовать искусственный интеллект, как и любую другую технику, в помощь себе в повседневной жизни», — подчеркнул он.

Говоря о преимуществах искусственного интеллекта, протоиерей Александр Абрамов сказал: «Есть ряд важнейших неуязвимых особенностей искусственного интеллекта: его объем памяти и скорость накопления информации не имеют ограничений, знания ему достаточно получить всего лишь один раз, быстрота обработки данных составляет доли секунды. Кроме того, искусственный интеллект не подвержен усталости и перепадам настроения».

В свою очередь, Евгения Жуковская отметила, что человек — это творение Божие, и робот никогда не сможет заменить ни общение между людьми, ни их самих. «Сегодня очень важно говорить о духовно-нравственном начале любого суверенитета, потому что в основе всего западного технического прогресса лежит протестантская идеология и этика. Именно здесь и есть корень всех зол: человека и человеческую жизнь можно заменить роботами. Мы, православные христиане, являемся носителями других морально-нравственных норм и понимаем, что наше развитие не может идти по такому пути. Мы воспитаны на других основах», — добавила она.

Гости семинарии обратили внимание участников круглого стола на то, что Русская Православная Церковь не выступает против новых информационных технологий, но ко всем новшествам надо относиться разумно и не позволять искусственному интеллекту управлять нашей жизнью.

Касаясь вопроса внедрения искусственного интеллекта в образовательные процессы, протоиерей Василий Спирин отметил, что, несомненно, использование информационных технологий дает большое преимущество студентам в поисках полезной и нужной информации, однако личное общение и проведение устных экзаменов и проверочных работ показывает уровень знаний учащихся и является хорошим стимулом к их развитию.

В ходе проведения встречи также были рассмотрены положительные стороны использования искусственного интеллекта в медицине и при проведении специальной военной операции. Студенты семинарии задавали вопросы, делились комментариями и приводили примеры использования искусственного интеллекта в церковной жизни.

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.