В нижегородском Благовещенском мужском монастыре почтили память священномученика Лаврентия (Князева)

15:29, 6 ноября 2024

Текст и фото Благовещенского мужского монастыря

5 ноября, накануне дня памяти священномучеников Лаврентия (Князева), епископа Балахнинского, Алексия Порфирьева пресвитера и мученика Алексия Нейдгардта (1918), в Успенском храме Благовещенского мужского монастыря в городе Нижнем Новгороде была совершена полиелейная служба.

Богослужение возглавил насельник обители игумен Мстислав (Меньшиков) в сослужении иерея Сергия Казанцева и иеромонаха Антония (Перова).

На следующий день, 6 ноября, в этом же храме была совершена Божественная литургия. Богослужение возглавил игумен Мстислав (Меньшиков) в сослужении игумена Леонида (Грошева), иерея Сергия Казанцева и иеромонаха Антония (Перова). Проповедь перед причастием произнес игумен Леонид (Грошев). По окончании богослужения было совершено славление священномученику Лаврентию, епископу Балахнинскому.

Справка:

Епископ Лаврентий (в миру Евгений Князев) родился в 1877 году в городе Кашире. Происходил из духовного звания. Был единственным сыном у матери-вдовы. Начальное образование получил в Веневском духовном училище, среднее – в Тульской семинарии. В 1902 году окончил Санкт-Петербургскую Духовную академию со степенью кандидата богословия. 28 января 1902 года пострижен в монашество на Валааме архиепископом Сергием (Страгородским), а 5 февраля рукоположен в иеромонаха.

28 февраля 1912 года назначен ректором Литовской духовной семинарии и настоятелем Виленского Свято-Троицкого монастыря, в то время, когда там был архиепископ Тихон, будущий патриарх. В 1917 году митрополит Тихон представил его к хиротонии, и в феврале 1917 года архимандрит Лаврентий был хиротонисан во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии. В Нижнем Новгороде епископ Лаврентий благословил создание Спасо-Преображенского братства по возрождению церковно-общественной жизни. Тогда же было организовано религиозно-философское общество, просуществовавшее до января 1918 года. Собрания проходили по средам, епископ Лаврентий был непременным их участником. В Нижнем Новгороде епископ жил и служил в Печерском монастыре. Служил часто, любил читать акафисты перед афонским образом Скоропослушницы. За каждой службой говорил проповеди и после литургии благословлял весь народ.

Три последние свои проповеди заканчивал одними и теми же словами: «Возлюбленные братья и сестры, мы переживаем совсем особое время – всем нам предстоит исповедничество, а некоторым и мученичество». В конце августа 1918 года епископ Лаврентий был арестован. В тюрьме ему предложили занять отдельную камеру, но он предпочел остаться в общей и первую ночь провел на голом полу. На следующий день его духовная дочь Е. И. Шмелинг передала епископу постель. Об этой постели возникло поверье, что того, кто полежит на ней, отпустят домой. И это исполнялось. Многие просились отдохнуть на его койке.

Покидал епископ камеру только тогда, когда его требовали к допросу или для выполнения принудительных общественных работ: чистки тюремного двора, метания сена, поездки с бочками за водой. В свободное время, находясь в камере, епископ непрестанно молился, не обращая внимания на сыпавшиеся в первое время замечания и насмешки сокамерников, молился с таким усердием, что насмешки скоро прекратились, и находившиеся здесь, умилившись молитвенному подвигу архипастыря, невольно сами стали подражать его примеру. Немалым утешением для епископа послужило полученное им от властей разрешение священнодействовать в тюремном храме, и он не пропускал ни одного праздника и воскресного дня, чтобы не принести Господу бескровную жертву о себе и о людях.

В 1918 году государство постановило отобрать у Церкви земли и церковное имущество. Поместный собор единодушно это отверг; отобрание у Церкви храмов и церковного имущества было ничем иным, как открытым гонением на Церковь.

7 июня 1918 года состоялся съезд духовенства Нижегородской епархии. Съезд принял постановление протестовать против отобрания храмов, монастырей и церковного имущества. Было составлено соответствующее воззвание к пастве, которое подписали епископ Лаврентий как председатель съезда, настоятель собора протоиерей Алексий Порфирьев как секретарь собрания и бывший губернский предводитель Нижегородского дворянства Алексий Нейдгардт. В воззвании были приведены слова апостола «облецитесь во всеоружие Божие». Властями они были истолкованы как призыв к вооруженному восстанию. Все подписавшие документ были арестованы: 3 сентября – владыка Лаврентий, 22 сентября – Алексей Нейдгардт и его сын Борис, 16 октября – протоиерей Алексий Порфирьев.

До казни епископа Лаврентия содержали в нижегородском остроге. Он отказался занять отдельную камеру и остался в общей, ночуя на голом полу. Вместе со всеми выполнял принудительные общественные работы – чистил тюремный двор, метал сено, ездил с бочками за водой. В свободное время, находясь в камере, он непрестанно молился, не обращая внимания на сыпавшиеся в первое время замечания и насмешки сокамерников, молился с таким усердием, что насмешки скоро прекратились, а насмешники невольно сами стали подражать его примеру.

Протоиерей Алексий Порфирьев служил в Никольской Верхне-Посадской церкви Нижнего Новгорода, а с 1905 года был переведен на должность настоятеля Нижегородского Спасо-Преображенского кафедрального собора (именно в этом храме он и прослужил до конца своих дней). Как священник и церковный педагог он был весьма заметной общественной личностью в нижегородской губернии. Его имя постоянно встречалось на страницах нижегородских газет и различных епархиальных изданий. Священнослужитель вел уроки русского языка и словесности в епархиальном женском училище и в Мариинском институте благородных девиц. В Нижегородской семинарии протоиерей Алексий Порфирьев читал лекции по русскому расколу, обличительному богословию, а также по церковной истории. На протяжении ряда лет выдвигался председателем съездов духовенства Нижегородской епархии.

Алексей Нейдгардт, арестованный вместе с епископом Лаврентием и отцом Алексием, с 1896 по 1906 годы занимал должность предводителя нижегородского дворянства. Щедро жертвовал на нужды и постройку православных церквей не только в Нижегородской епархии, но и в столице. На личные средства и вклады горожан Алексей Нейдгардт выстроил в Нижнем Новгороде Народный дом (сейчас это театр оперы и балета). В 1904 году был избран пожизненным почетным членом миссионерского братства во имя святого благоверного великого князя Георгия Всеволодовича — основателя Нижнего Новгорода, был попечителем целого ряда приютов и учебных заведений города.

6 ноября епископу Лаврентию и протоиерею Алексию объявили о предстоящем расстреле, предложив взамен этого публичный отказ от священного сана, на что те ответили категорическим отказом. У владыки Лаврентия были с собой Святые Дары. Он причастился сам и причастил отца Алексия. Владыка был спокоен и радостен. Отец Алексий плакал. Владыка спросил его: «Почему вы плачете? Нам надо радоваться!» Священник ответил: «Я плачу о моей семье». «А я готов», — сказал епископ. Вскоре к ним привели Алексея Нейдгарта.

В 2000 году трое мучеников были прославлены в лике святых Архиерейским собором Русской Православной Церкви.

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.