В Сарове состоялся показ авторского фильма о разрушенных храмах Шатковского района Нижегородской области

11:50, 30 октября 2024

Текст и фото Саровского благочиния Нижегородской епархии

27 октября в саровской Центральной городской библиотеке имени В. Маяковского прошел показ документального фильма творческого объединения «МИР» «Заброшенные церкви Шатковского района». В него вошли сюжеты об урочищах Тоузаково, Алферьево, о селах Кирманы, Измайлово, Паново, Луканово и Силино.

Авторы фильма – Роман Сванидзе и Александр Гусихин. Идея снимать видеосюжеты о полуразрушенных храмах привела их к полномасштабному проекту «Урочища Нижегородской области», получившему Президентский грант. Два года назад они выпустили фильм «Время собирать камни», куда вошли сюжеты о десяти разрушающихся храмах, расположенных в урочищах (то есть полностью обезлюдевших местах) на территории Первомайского, Шатковского, Сосновского, Городецкого, Арзамасского и Дивеевского районов Нижегородской области. В новом фильме повторились сюжеты о храмах в Алферьево и Тоузаково, но добавились сюжеты о других руинированных храмах Шатковского района, причем расположенных не в урочищах, а в селах (хотя в некоторых селах уже никто не живет). Цель авторов фильма – фиксация облика храмов, сохранение исторической памяти и побуждение людей к возрождению жизни в тех местах, где это возможно. Они глубоко погрузились в эту тему и находят все новые храмы, облик и историю которых хочется запечатлеть.

В фильме показаны каменные храмы в разной степени разрушения, стоящие порой в чистом поле на месте некогда многолюдных сел, где все постройки давно сровнялись с землей, а дороги заросли травой. Только храмы устояли. Видео сопровождает рассказ о богатой истории этих мест, разнообразии храмовой архитектуры и об известных жителях края. Среди них были помещики и государственные деятели, художники и благотворители Саровской пустыни, расстрелянные в 1930-е годы священники и Герои Советского Союза.

В истории храмов много общих черт. Вся эта местность начала обживаться русскими поселенцами в XVI веке после похода Ивана Грозного на Казань. В XVII веке в населенных пунктах появляются деревянные церкви. Например, в Тоузакове было две церкви на 500 жителей. В XIX веке деревянные церкви заменяют на каменные, которые дошли до нашего времени. В середине 1930-х годов церкви закрывают, чаще всего их используют под склады или зернохранилища. Какие-то села становятся жертвой укрупнения колхозов, а другие, наоборот, вбирают в себя население окрестных деревень и все равно со временем приходят в упадок, потому что без храма село умирает.

Роману Сванидзе удалось собрать и интересно подать большой краеведческий материал, чередуя факты размышлениями, воспоминаниями и лирическими зарисовками. «Этот храм, просвечивающий насквозь, напоминает призрак. Он гость из иного времени. Был возведен, чтобы соединить человека с вечностью, а сейчас служит порталом в прошлое и одновременно маяком на пути духовного возрождения», – сказал Роман Сванидзе. По словам авторов, вскоре после съемки одного из храмов обрушился купол над алтарной частью здания. Они выразили надежду, что в скором времени все руинированные храмы будут законсервированы, что остановит процесс разрушения. А в будущем, возможно, начнут совершать богослужения и восстанавливать хотя бы некоторые из них. За время работы над фильмами авторы стали свидетелями чуда возрождения отдельных храмов в заброшенных местах. «Чудеса возможны. Они посылаются Богом тем, кто продолжает любить и делать добро», – подчеркнул Роман Сванидзе.

После просмотра зрители смогли пообщаться с авторами фильма и задать им вопросы.

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.