Великий пост в монастыре — время пострига

10:05, 2 марта 2004

В четверг утром, 26 февраля, Владыка совершал уставное богослужение, а вечером — читал Великий покаянный канон преп. Андрея Критского. По окончании службы состоялся иноческий постриг (фото 2).
В пятницу Владыкой была отслужена положенная по уставу литургия Преждеосвященных Даров (фото 3), после которой совершался молебный канон великомученику Феодору Тирону с освящением колива в воспоминание поданной им чудесной помощи православным христианам в IV веке (см. фото 1). Вечером служилась уставная служба в соединении с полиелеем в честь иконы Божией Матери «Иверская». В субботу совершалась праздничная литургия архиерейским служением.
Первая седмица отличается особенной строгостью поста и продолжительностью Богослужений. После сугубых подвигов воздержания и молитвы первой седмицы святой Четыредесятницы принято приступать ко Святым Христовым Тайнам, поэтому на литургии причащались почти все молившиеся в храме.
Поздравляя причастников Тела и Крови Христовых, Преосвященный Георгий сказал (фото 4): «Литургия является средоточием, вершиной церковного служения. Мы иногда не даем себе отчет, что же происходит на самом деле в этот момент… Преломляется хлеб и становится Телом Спасителя во оставление наших грехов. Проливается Кровь под видом вина — символ, знак Нового Завета с человеком во оставление грехов. И сказано: проливается Кровь и за вас, и за многих. Поэтому святые отцы с таким благоговением и трепетом уготовляли свою душу и тело к принятию Божества, преподаваемого нам под видом Хлеба и Вина.
Я сердечно поздравляю причастников с принятием Святых Христовых Таин. Через это Таинство освящается наша земля. Если бы не совершалась Божественная литургия, то вся наша земля покрылась бы струпьями мерзости и запустения. Поэтому храмы Божии являются местом сугубого присутствия Бога Живого.
Возлюбленные о Господе отцы, братия и сестры! Благословение Господне да пребывает со всеми вами по молитвам Царицы Небесной, по ходатайству преподобного Серафима, Саровского чудотворца, дабы во все дни нашей жизни мы приобщались Тела и Крови Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа не в суд или во осуждение, но во исцеление души и тела. Аминь».


ВЕЛИКИЙ ПОСТ В МОНАСТЫРЕ — ВРЕМЯ ПОСТРИГА

По давней традиции Великий пост в монастырях — время, когда пополняется армия воинов духовных: иноков и монахов. 26 февраля по окончании вечернего Богослужения состоялся первый в этом Посту иноческий постриг. 7 сестер получили новых Небесных покровителей: Дивеевских новомучеников преподобномученицы Пелагии, преподобноисповедницы Матроны, священномученика Михаила; свв. мучениц из села Суворово Евдокии и Дарии; святителя Иоасафа Белгородского и преподобного Нектария Киево-Печерского. Конечно, этот день будет для постриженниц незабываемым, и навсегда в их сердцах останутся слова, сказанные им как от Господа через Владыку Георгия.

НАПУТСТВЕННОЕ СЛОВО ПРЕОСВЯЩЕННОГО ГЕОРГИЯ, ЕПИСКОПА НИЖЕГОРОДСКОГО И АРЗАМАССКОГО, НОВОПОСТРИЖЕННЫМ ИНОКИНЯМ


Возлюбленные о Господе новоначальные постриженные инокини!
Монашество стало зарождаться тогда, когда вера Христова стала ослабевать. Одна из причин этого та, что христианство было объявлено в Римской империи государственной религией. Закончились внешние гонения и притеснения и, как это ни парадоксально, но это так — вера стала ослабевать. Еще свт. Иоанн Златоуст сказал, что самое страшное гонение на Церковь — это отсутствие гонений. Так человек устроен, что когда он идет по острию жизни, то все его существо, весь его дух предается служению Богу.
Со временем люди стали уходить в пустыни и там совершать свое делание Богу.
Как вы знаете, преп. Макарий является основателем отшельнического жития, преп. Антоний Великий — скитского жития, а Пахомий Великий основал общежительное монастырское житие. Преп. Пахомий был до монашества военачальником. Когда он ушел в пустыню и приобрел сугубые дары благодати Духа Святаго, вокруг него стали собираться люди, желающие иноческого и подвижнического жития. И тогда он устроил первую иноческую общину по типу военного гарнизона, где было беспрекословное послушание, где была общая пища, общее послушание, общая молитва. И таким образом все с удивлением увидели, что человек, находясь в такой монашеской общине, человек очень быстро достигает высоты духовной.
Сегодня, возлюбленные о Господе сестры, вы приобщены к воинству Христову, и ваша жизнь будет проходить в борьбе не против плоти и крови, но против духов злобы поднебесных. Вы знаете, что иноческий путь — это путь поста, молитвы, путь терпения. Я прежде всего хочу вас предостеречь от соблазнов мира. Враг рода человеческого, если не может искусить человека страданиями, болезнями, посеять в него уныние, то искушает его тщеславием, он соблазняет его богатством, имуществом и внушает человеку, что он святой, что он великий, что он подвижник, и внушает ему часто наставлять, просвещать в том, чего он сам еще не достиг. Идите по жизни так, чтобы смирение стало вашим оружием, терпение стало вашим мечом против соблазнов века сего, чтобы послушание служило тем щитом, через который вы обретете сугубые дары благодати под покровом Царицы Небесной и заступничеством Батюшки Серафима. Преп. Серафим нередко говорил: «Спасися сам, и возле тебя спасутся…». Это говорит о том, что предназначение христианина, а паче инока — прежде всего соделаться избранным сосудом Божественной благодати. Это достигается через молитву, пост, смирение, терпение, а паче всего через послушание. Внимайте себе и храните ваши чистые души, чтобы, когда Господь будет судить, услышать Его слова: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира». Аминь.

1078175232.jpg
Освящение колива в пятницу первой седмицы

1078175241.jpg
Игумения Сергия с новопостриженными инокинями у иконостаса Троицкого собора

1078175278.jpg
«Да исправится молитва моя яко кадило пред Тобою…»

1078175286.jpg
Приветственное слово после Божественной литургии в субботу.

Материал подготовлен Свято-Троицким Серафимо-Дивеевским монастырем.
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.