Святая Евхаристия — вершина всего богослужения, а таинство причащения Тела и Крови Христовых — главнейшее из таинств и смысл всей церковной жизни. Разумеется, при подготовке к нему возникают вопросы и различные недоуменные ситуации, появляется необходимость спросить совета священника. Немало подобных вопросов приходит на православный телефон доверия. Ответить на некоторые из них мы предложили протоиерею Олегу Владимирову, настоятелю прихода церкви в честь Державной иконы Божией Матери города Нижнего Новгорода.
Как известно, перед таинством Евхаристии необходимо примириться с ближними. Один мой знакомый заявляет, что никогда меня не простит, а, узнав, что я пришел к вере и для меня это важно, упорствует и называет меня лицемером. Другой человек, которого я обидел, сейчас недоступен, и я не могу испросить у него прощения. Как быть?
— Действительно, приступать к причастию нужно примирившись с ближними, то есть простив обиды, нанесенные ими, а если сам обидел ближнего, то имея решимость и желание при первой же возможности испросить прощение. И, конечно, заглаживать нанесенные обиды соответствующими поступками. Если нет возможности встретить этого человека и примириться с ним, нужно дать самому себе обещание выполнить это при первой же возможности. Наша задача не добиться прощения любыми способами, а сделать для этого все возможное со своей стороны, ведь, судя по вашим словам, обиженный вами человек упорствует, и если он захочет, то никогда не простит. Главное — мы должны показать свое стремление к примирению, и этого будет достаточно для того, чтобы причаститься.
Вижу в храме людей, которые причащаются каждое воскресенье. Перед причащением надо неделю поститься — тогда получается, что они постоянно постятся?
— Наверное, не все постоянно постятся, некоторые пользуются как лазейкой существующим в Церкви позволением для людей болящих, немощных, находящихся в стесненных обстоятельствах в случае крайней необходимости сокращать пост перед причащением до трех дней. Наверное, большинство из тех, кто причащается каждую неделю, постится всего три дня, и это остается на их совести, потому что они сами знают, по праву ли пользуются такой снисходительностью Церкви или злоупотребляют. А церковные правила нам говорят, что поститься перед причащением надо семь дней.
Полезно ли часто причащаться?
— Однозначного правила о том, как часто надо причащаться, в Церкви нет.
Среди святых отцов существуют разные мнения. Некоторые говорят, что не следует причащаться слишком часто, потому что встреча с Богом становится будничной и человек привыкает к святыне. Главное не утратить остроту восприятия таинства, приступать с трепетом, как в первый раз. Если человек может сохранить это отношение к святыне, причащаясь чаще других, пусть приступает, но в любом случае это должно решаться с духовником. Единого правила для всех в этом вопросе нет.
Люди нецерковные удивляются: «Какой ужас! Вы едите и пьете Тело и Кровь своего Бога? Для чего?» Как им попроще объяснить?
— Любой образ, любая аналогия здесь не будет исчерпывающей, но могу предложить объяснять это так. Церковь — единое тело, Христос — Глава, а мы — клетки этого единого организма. Как в нашем теле все клетки омываются кровью, она доставляет им все необходимое для жизни и забирает отработанные вещества, так и Кровь Христова омывает нас, приносит нам благодать Божию, духовную энергию, силу, а от нас забирает и истребляет наши грехи, нашу духовную нечистоту. Словом, приносит нам всяческую пользу и удаляет от нас все вредное. Конечно, все простые ответы достаточно ущербны, но этот пример, хоть и прост, вполне доступен для понимания.
У меня грудной ребенок (4 месяца), ношу его причащать к концу службы. Сама причащалась только до родов, сейчас не получается, так как прийти к началу службы не могу, а причащаться вместе с ребенком, не отстояв всей литургии, не могу решиться. Как поступить?
— Очень хорошо, что вы не решаетесь, чувствуя свое недостоинство и неготовность к причащению. Это очень ценное качество, а ведь многие, не имея духовного рассуждения, так и причащаются вместе с ребенком, что совершенно недопустимо. Придя к концу службы, человек может причастить только ребенка, а для того, чтобы причаститься самому, нужно договориться с родителями, с бабушками, чтобы они побыли с ребенком, а самому прийти к началу литургии, исповедоваться и с чистой совестью причаститься.
Я еженедельно вожу внука причащаться. Скоро ему исполнится 7 лет. Насколько я понимаю, ему нельзя будет уже приступать без исповеди? Еще хочу спросить, надо ли ему будет соблюдать трехдневный пост перед причащением?
— Действительно, по общепринятому правилу, дети с семилетнего возраста должны исповедоваться, и задача родителей — объяснить им, как это делать, что такое исповедь и как бороться со своими грехами. Также дети с семи лет должны приучаться к духовной жизни, церковным правилам и иметь понятие о том, как правильно приступать к таинству, как жить, чтобы спастись. Пост для ребенка должен быть, но, естественно, детский, в соответствии с возможностями и возрастом, чтобы у маленького причастника не ослабло рвение, стремление к таинству. Однозначно, строгого поста наравне со взрослыми Церковь от детей не требует.
Поначалу при подготовке детей к таинству причащения необязательны даже ограничения в пище, пост ведь заключается не только в этом, а вот без лишних развлечений три дня ребенок вполне может обойтись. Это уже вопрос воспитания. Родители сами должны решать, насколько строго их дети могут поститься, должны следить за их возрастанием и помнить, что цель всех духовных упражнений не соблюсти формальный порядок, а принести ребенку духовную пользу.
Если уже после исповеди вдруг вспомнился нераскаянный грех, можно ли приступать к Чаше? Или следует перенести причащение?
— Здесь не может быть общего правила. Нужно различать, по какой причине это произошло. Если по нашей невнимательности, беспечности, это один вопрос. Приступая к Чаше, человек снова и снова испытывает свою совесть, и она подсказывает, как поступить. Но святые отцы указывают нам на одну тонкость в этом вопросе. То, что человек перед самой Чашей вспомнит нераскаянный грех, может произойти по действию врага рода человеческого с целью отвратить человека от причащения. Как учит преподобный Серафим Саровский, как бы мы ни старались, ни один человек по своей греховности не может так подготовиться, чтобы причаститься достойно. Но свое недостоинство мы можем восполнять сердечным сокрушением. Поэтому, если человек добросовестно, в меру своих сил подготовился к причащению, принес покаяние на исповеди, но перед самой Чашей вспомнил нераскаянный грех, нужно без сомнения причаститься, а потом при первой же возможности загладить этот грех покаянием.
Как вести себя после причастия? Можно ли в этот день пойти в гости, устроить праздник, сходить в ресторан, кино?
— Первая забота христианина после причащения — сохранить в себе полученную в таинстве благодать Духа Святого. Он должен пребывать в мире, тишине, спокойствии и молитве. Все, что нас рассеивает, отвлекает от Бога и от принятого нами Дара: хождение в гости, кино, развлечения, — конечно, в этот день неуместно.
Записал Дмитрий Романов
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.