О выносе креста посреди Великого поста

14:04, 27 марта 2025
И о святыне из Печерской обители

Особое поклонение Честному и Животворящему Кресту Господню совершается на четвертой седмице Великого поста. Потому называется она Крестопоклонной. И начинается с недели (то есть воскресенья) Крестопоклонной. Такое поклонение Кресту происходит только три раза в год: кроме указанной седмицы также 14 августа и 27 сентября — на Происхождение (изнесение) честных древ и Воздвижение Животворящего Креста Господня.

Специальный воздвизальный крест, который в течение года хранится в алтаре или ризнице, украшается цветами. В определенный момент богослужения он выносится из алтаря и возлагается на аналое посреди храма. Священник совершает вокруг него троекратное каждение и затем трижды поет: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим». И каждый раз все молящиеся в храме совершают земной поклон…

Предвкушение радости

Среда четвертой седмицы называется в «Типиконе» Средопостной, а также Преполовением поста: это середина Великого поста.

Весеннее празднование в честь Креста Господня появилось почти 14 веков назад, когда предположительно в марте 631 года закончилась 26-летняя война Византии с персами и византийский император Ираклий I вернул в Константинополь древо Животворящего Креста, найденное когда-то равноапостольной Еленой и захваченное во время войны персидским царем Хосроем II.

С тех пор в Иерусалиме стали праздновать годовщину возвращения Животворящего Креста. Постепенно этот иерусалимский праздник стал отмечаться всем христианским миром, приобретя другое значение: Крест выносится верующим в напоминание о страданиях и смерти Господа, чтобы воодушевить и укрепить постящихся. Но это символ не только искупительной смерти Христа, но и Его Воскресения, открывшего путь в рай тем, кто готов следовать за Христом. Вот почему неделя Крестопоклонная — предвкушение посреди Великого поста светлой пасхальной радости.

Сокровищница обители

В № 18 (288) за сентябрь 2024 года наша газета подробно рассказывала о чудом уцелевшем воздвизальном кресте 1710 года из бывшего нижегородского кафедрального Спасо-Преображенского собора, взорванного в кремле в первые годы советской власти. Не менее ценным дошедшим до наших дней является напрестольный крест-мощевик 1750 года из Вознесенского Печерского мужского монастыря. Сегодня он хранится в Нижегородском государственном историко-архитектурном музее-заповеднике (НГИАМЗ). В собрание музея он поступил в 1925 году из ризницы одного из храмов обители после ее закрытия.

В каждом православном храме напрестольный крест хранится в алтаре на престоле, вместе с антиминсом и напрестольным Евангелием — это обязательная принадлежность алтаря. Он используется в конце Божественной литургии для благословения священником верующих, которые целуют его, как и в конце исповеди, венчания, крещения, соборования. Им освящают воду на Богоявление и других водосвятных молебнах. Его выносят на подносе с покровцом, встречая епископа в храме.

В «Историко-статистическом описании нижегородского Печерского Вознесенского мужского монастыря» преподаватель Нижегородской духовной семинарии Иван Четыркин в XIX веке указывал, что монастырская  ризница была богатым собранием драгоценных древностей. Она помещалась в трех отделениях, устроенных за капитальной стеной запасной части Успенской соборной церкви, и там «в приличных шкафах сохраняются: в среднем отделении — святые иконы, Евангелия, напрестольные кресты, священные сосуды и прочая  утварь».

Воспел и классик

Печерский монастырь — одна из древнейших обителей нижегородской земли. Он был основан на рубеже 20–30-х годов XIV века монахом Киево-Печерского монастыря Дионисием, впоследствии епископом Суздальским и Нижегородским.

Насельниками обители были такие знаменитые русские святые, как Евфимий Суздальский и Макарий Желтоводский. Первый основал позже два монастыря в Суздале: Спасский (ныне Спасо-Евфимиев) и Покровский. Трудами преподобного Макария были заложены монастырь в честь Богоявления Господа нашего Иисуса Христа (Макарьевская пустынь), Троицкая обитель на озере Желтые Воды (ныне Свято-Троицкий Макарьево-Желтоводский) и Макарьевский Унженский монастырь. В молодых летах в Вознесенском Печерском монастыре проходил послушание и Никита Минов — будущий Патриарх Московский и всея Руси Никон.

В XVII веке в монастыре был возведен великолепный ансамбль каменных храмов, существующий по сей день и признанный памятником архитектуры федерального значения. Обитель упоминается в русской литературе.

«Если когда-нибудь придется вам быть в Нижнем Новгороде, сходите поклониться Печерскому монастырю. Вы его от души полюбите, — писал в 1840 году в повести «Тарантас» прозаик, драматург, поэт граф Владимир Соллогуб. — Он все видел на своем веку: и междоусобия, и татарские набеги, и польские сабли, и боярскую спесь, и царское величие. Он видел древнюю Русь; он видит Русь настоящую, и по-прежнему тихо сзывает он православных к молитве, по-прежнему мерно и заунывно звонит в свои колокола. Поверьте мне: если вы будете в Нижнем Новгороде, сходите помолиться в Печерский монастырь»…

Владимир Александрович служил в министерстве внутренних дел чиновником по особым поручениям. В его задачи входило описание губерний, и он часто бывал в командировках в провинции. Так, надо полагать, однажды заехал и на нижегородскую землю.

С 20 святынями внутри

Ризница Печерского монастыря считалась сокровищницей церковных произведений искусства с древнейших времен. В ней хранилось большое количество книг, до тысячи царских и патриарших грамот, семь рукописных синодиков XVI–XVII веков, богато украшенных икон, облачений, разнообразных предметов церковной утвари. К началу ХХ века в ней находилось немало древних святынь: Евангелия XVII и XVIII столетий, плащаницы, евхаристические сосуды и напрестольные кресты.

После Октябрьской революции обитель была закрыта, 6 ноября 1918 года расстрелян ее настоятель епископ Балахнинский Лаврентий (на Архиерейском соборе в 2000 году Русская Православная Церковь прославила его в лике новомучеников Российских). В 1925 году монастырь передали в ведение Губернского музея, в который монастырские ценности и поступили. Среди них был напрестольный крест-мощевик, созданный московским мастером в 1750 году.

Четырехконечный крест выполнен из медного сплава с серебрением, золочением, чеканными изображениями и гравированными надписями. На его лицевой стороне изображено Распятие Христово (1), на концах — медальоны, обрамленные растительным орнаментом: вверху — Господь Саваоф (2), слева — Богородица (3), справа — Иоанн Богослов (4), внизу — апостол Петр (5). На рукояти — медальон с именами трех святых, увенчанный изображением херувима (6).

На оборотной стороне креста изображены Страсти Христовы — орудия пыток Спасителя. В центре — пропевший трижды при отречении апостола Петра петух (7), сидящий на столбе, к которому был привязан Иисус во время бичевания; веревка, копие, которое римский солдат вонзил в подреберье Господа, и губка, смоченная в уксусе и поданная Ему якобы для утоления жажды. В верхнем медальоне (8) — кувшин, водой из которого умыл руки Понтий Пилат, молоток и гвозди, которыми прибили тело Иисуса к Кресту; клещи, которыми гвозди вынимали.

В левом медальоне (9) на оборотной стороне креста можно увидеть меч, которым святой Петр отсек ухо рабу первосвященника, и само  ухо, лестницу для снятия тела с креста, пучок розог. В правом медальоне (10) — руку, бичевавшую Иисуса или давшую деньги Иуде, бич, трость, 30 сребреников с кошельком. В нижнем — терновый венец Иисуса, Его одежду — и игральные кости, которыми солдаты ее разыгрывали, миску для уксуса и чашу, в которую была собрана кровь Спасителя.

В медальонах (11) на лицевой и оборотной сторонах креста имеются клейма: именное мастера «ПФ» в восьмиугольном щитке, пробирного мастера Ивана Шангина «I Ш» в прямоугольном щитке, городское — герб Москвы с датой «1750» в овально-усеченном щитке.

На остальной поверхности (12) выгравированы имена 20 святых, чьи мощи были изначально вложены в крест. Так, святыня хранила части мощей святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста, первомученика архидиакона Стефана, святого праведного Лазаря Четверодневного, великомучеников Георгия Победоносца и Феодора Тирона, великомученицы Варвары, преподобных Александра Свирского, Матфея Прозорливого, Захария Печерского и еще нескольких Киево-Печерских святых.

 Светлана Медведева

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.