16:56, 9 августа 2016

Архиерейское подворье бывшего Свято-Никольского Амвросиева Дудина мужского монастыря (с. Подъяблонное)

Свято-Никольский Амвросиев Дудин мужской монастырь расположен на правом высоком берегу Оки в Богородском районе Нижегородской области между селами Подьяблонное и Тетерюгино. Ранее правобережье Оки вблизи Нижнего Новгорода именовалось Березопольский стан, вошедший в состав средневековой Руси в XIII-XIV веках.

Первое письменное упоминание о Дудине монастыре относится к 1408 году. В дореволюционное время в ризнице нижегородского Спасо-Преображенского кафедрального собора хранилось древнее напрестольное Евангелие, принадлежавшее когда-то Дудину монастырю. На последнем листе книги была запись: «В лето 6916 (1408 год по Рождестве Христовом) написаны быша книги сия глаголемыя четвероблаговестник повелением смиренного игумена Сергия, а рукою многогрешнаго раба Божия Андрея святому Николе во Амбросиев монастырь при велицем князи Васильи Дмитриевиче самодержьци всея Руси…». Упоминание «смиренного игумена Сергия» некоторые исследователи связывают с именем преподобного Сергия Радонежского. Вполне вероятно, что он и дал свое благословение на рукописное Евангелие для Дудина монастыря в 1365 году, во время своего путешествия в Нижний Новгород.

Так или иначе, основание Дудина монастыря можно отнести ко второй половине XIVстолетия, когда на нижегородской земле возникали и развивались первые монашеские обители. По-видимому, первым строителем этого иноческого общежития был некий инок Амвросий, чье имя и сохранилось в названии монастыря.

Церковное предание гласит и о том, что основание Дудина монастыря было связано с явлением на этoм месте иконы святителя Николая Чудотворца. Расположенный на главном речном пути средневековой Руси Дудин монастырь за свою многовековую историю пережил неоднократные разорения и опустошения от проходивших по Нижегородчине отрядов татар и ногайцев. Однако сделанные в свое время великими московскими и нижегородскими князьями щедрые вклады позволяли инокам после разорения и пожаров довольно быстро восстанавливать святую обитель.

Уже к середине XVI столетия эта обитель, видимо, являлась традиционным русским монастырем с рубленными деревянными храмами, жилыми кельями и различными хозяйственными постройками, живописно расположенными по террасам на высоком берегу Оки.

Более чем за 300-летнюю историю Дудина монастыря им управляли около 40 настоятелей. Среди них большинство имело игуменский сан, но были и архимандриты. Из летописи нижегородского Вознесенского Печерского монастыря известно, что в 1596 гoдy, 21 июня, при обретении мощей преподобного Иоасафа Печерского присутствовал «Дудина монастыря игумен Евфимий с братией…», который управлял им в период с 1592 по 1606 год. Имя этого игумена становится известным в 1610 году, когда он yжe был настоятелем Московского Новоспасского монастыря и являлся участником посольства Филарета Никитича и Авраамия Палицына под Смоленск. В 1612 гoдy архимандрит Евфимий подписался под грамотой нижегородского князя Дмитрия Пожарского «отстоять Москву или положить за нее живот». С 1613 гoдa он вновь был настоятелем Дудина монастыря, но уже в сане архимандрита. Другой настоятель архимандрит Пафнутий 17 февраля 1620 года был хиротонисан в архиепископа Тверского, а бывший игумен Палладий (Юрьев) в 1758 гoдy стал епископом Рязанским и Муромским.

Как и большинство русских монашеских обителей, с начала XVI века Дудин монастырь вел разностороннюю хозяйственную деятельность. Это связанно с тем, что обычным явлением было крупное монастырское землевладение.

По описанию, сделанному архимандритом Макарием (Миролюбовым) в середине XIX столетия, среди древних хозяйственных актов в монастырской ризнице хранились многочисленные жалованные грамоты. Самым древним документом являлась грамота царя Иоанна Васильевича Грозного (1560 год). Существовали также гpaмоты Федора Иоанновича (1586 год), Михаила Федоровича (1614, 1626, 1630 годы), Фeдopa Алексеевича (1681 год), Петра Великого (1697 год) и другие. В общей сложности насчитывались 67 государственных актов, подтверждающих владение монастыря рыбными угодьями на Оке, сенными покосами, солеными варницами в Балахне, лесными угодьями и крепостными крестьянами. Наряду с царскими грамотами Дудин монастырь имел на свои владения и патриаршие грамоты: от Иова (1602 год), Филарета (1620 и 1626 годы) и Адриана (1691 год).

Большинство монастырских угодий находилось в Нижегородском yeзде, но были также вотчины в Ядринском и Алатырском уездах, на территории современной Чувашии. Как свидетельствуют хозяйственные акты XVI столетия, Дудину монастыpю на тот период времени принадлежали окрестные деревни Тетерюгино, Болотец, Польцо, Дубенки, Тредворцы, Ченцово и другие (всего 14 поселений), а также множество лесных заимок и бортных угодий. Расширял монастырь и свою промысловую деятельность, занимаясь ловлей рыбы на пожалованных ему речных угодьях на Оке и озерах.

При обители возникла торговая свобода, где монахи продавали излишки рыбы и других съестных припасов. Наряду с этим реализовывались различные товары и в Нижнем Новгороде, где у иноков в XVII веке имелись семь торговых лавок, один амбар и четыре постоялых двора. Тогда же монастырь приобрел в Балахне соляную варницу и начал торговать солью.

Кроме своих земельных вотчин, Дудин монастырь владел также и недвижимым имуществом в самом Нижнем Новгороде. По Сотной грамоте, составленной при гocyдape Михаиле Федоровиче в 1630 году, в нижегородском кремле находилось монастырское подворье. Количество же насельников в обители всегда было незначительным и колебалось от 15 до 30 человек.

К первой половине XVII века в Дудине монастыре в трех храмах были освящены, по меньшей мере, пять престолов. Подробное описание монастырской ризницы и церковной утвари того периода свидетельствует о большом богатстве и благолепии в храмах обители, ибо фактически все его иконы имели серебряные и золотые оклады, а царские врата обложены золотом. По сути, XVI-XVII века были временем расцвета этой древней обители.

Начиная с 1677 года, Амвросиев Дудин монастырь по грамоте царя Федора Алексеевича был причислен к Патриаршему Дому. Именно в это время значение этой обители достигает наивысшего предела. Строится каменный храм и ограда, деревянные постройки поновляются. Подробное описание монастырской ризницы и церковной утвари того периода свидетельствует о большом богатстве и благолепии в храмах обители. В период царствования Петра Великого, при учреждении Святейшего Синода, монастырь поступил в это ведомство и стал именоваться Синодальным Домовым.

Адрес: Нижегородская область, Богородский район, село Подъяблонное, улица Приокская, дом 1в