Одушевленный Кивот

14:26, 4 декабря 2008

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы — знамение начала Нового Завета

„Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое, и забуди люди Твоя и дом отца Твоего, и возжелает Царь доброты Твоея“ (Пс. 44, 11–12)

Первый русский митрополит Иларион писал в своем „Слове о Законе и Благодати“: „Писание прошло, и Закон оскудел как тень, и лучи Благодати воссияли, когда Ты вошла в храм Божий, Дева Матерь Чистая…“ Таинственный смысл праздника в том, что уходящий Ветхий Завет приветственно склоняется перед грядущим Новым.

Введение — это как бы „введение“ в Новый Завет, с упразднением, в основных чертах,Ветхого, как выполнившего свою задачу. Историки-библеисты давно отметили, насколько события праздника не „соответствуют“, не могут соответствовать ветхозаветным реалиям.

Действительно, повеяло дыханием чего-то нового, когда не кто-нибудь, а сам первосвященник дерзнул ввести девочку (то есть существо женского рода) во Святая Святых…

„Днесь Боговместимый Храм Богородица в храм Господень приводится, и Захария Сию приемлет, — поется на службе праздника, — днесь Святая Святых радуются, и лик (хор) ангельский таинственно торжествует. С ними же и мы, празднующе днесь, с Гавриилом возопиим: „Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, Имеющий велию милость!“

Что мы празднуем?

Событие Введения не упоминается в канонических Евангелиях и известно из Священного Предания, но существуют дополнительные подробности в библейских книгах, имеющих прообразовательное значение (1 Пар. 15 и Пс. 44), а также из евангельской истории Сретения (Лк 2. 22–38).
Благочестивые и праведные родители Пресвятой Богородицы Иоаким и Анна, когда их дочь достигла 3-летнего возраста, решили исполнить данный ими ранее обет — посвятить ее Богу, и направились в Иерусалимский храм. Около входа во храм стояли призванные Иоакимом юные девы с зажженными светильниками, для того чтобы юная Мария возлюбила храм всем сердцем. Пресвятая Дева, несмотря на свой возраст, легко преодолела крутые ступени храма и была встречена и благословлена первосвященником, по преданию — Захарией, отцом Иоанна Крестителя. По особому откровению Она как одушевленный Кивот (Ковчег) Божий была введена им во Святая Святых, куда имел право входить только первосвященник один раз в год — этим была явлена Ее особая роль в судьбе человечества.

Событие Введения стало началом нового этапа в жизни Пренепорочной Девы — пребывание при Иерусалимском храме, продолжавшееся до тех пор, пока Ей не исполнилось 12 лет. Живя при храме, Мария посвящала себя молитве, изучению Священного Писания и рукоделию. По прошествии времени она, решившая сохранять девство и уневеститься Богу, была, дабы не нарушать отеческих преданий, поручена заботам Иосифа Обручника.

Трехлетняя Юница

Всего лишь до трех лет воспитывалась Отроковица в родительском доме. Предание не сохранило подробностей ее домашнего воспитания, но некоторые факты говорят сами за себя: когда Мария достигла трехлетнего возраста, родители приняли решение исполнить обещание, данное ими Богу относительно своей дочери.

Закон не требовал такого скорого выполнения обета и в столь раннем возрасте ребенка, однако, надо полагать, воспитание в доме родителей заложило в душу юной Марии столько святого горения и любви к Богу, что она сама почувствовала неудержимое желание как можно скорее посвятить себя всецело Господу. Можно представить, насколько родителям было нелегко расставаться со своей дочерью, ставшей великим утешением в их глубокой старости.

Но не в скорби провожают свою дочь праведные Богоотцы: духовная радость побеждает печаль, ибо они видят, что их дочь, их чистая Голубица, стремится в храм Господень как в свою отчизну.
„Веселится Иоаким,— говорит святитель Герман, Патриарх Константинопольский,— торжествует Анна… Воззри, Господи, воззри, возьми Ту, Которую дал, приими данную нам для разрешения неплодства“.

Ступени

„Отроковицы, радующеся, и свечи держаще, Свече Мысленной ныне предшествуют, и вводят Сию во Святая Святых священно…“

Блаженный Иероним, который долго жил в Палестине, лично изучал места священных событий и скончался в Вифлееме, рядом с пещерой Рождества, указывает, что ступеней, ведущих к храму, было пятнадцать, по числу „степенных“ псалмов („степень“ — по-славянски „ступень“).Эти псалмы исполнялись хорами священников и левитов следующим образом: певцы и музыканты с различными инструментами (в основном, с трубами) становились все на первую ступень и пели первый „степенный“ псалом, потом переходили на одну ступень выше и пели второй, и так, постепенно („поступенно“) восходили на самый верх. Можно представить, какими внушительными были эти ступени.

Насколько же удивительно было видеть окружающим, когда трехлетняя девочка, оторвавшись от руки матери, легко и весело, в благочестивом порыве, взбежала по крутым ступеням до самой верхней, где ждал ее Захария.

Что могли видеть все присутствующие? Престарелый седовласый архиерей ласково встречает крохотную малютку. А каков глубинный смысл этой встречи? Ветхий Завет, в лице своего первосвященника, склоняется перед девочкой, готовой стать Матерью Бога, стать началоположницей Нового Завета.

Святое Святых

Самая великая ветхозаветная святыня, Ковчег Завета, который хранился в Скинии и первом Храме, Соломоновом, была утрачена еврейским народом. Вот что сказал Сам Господь Саваоф в то время, когда первый ветхозаветный храм еще только строился и освящался: „Если же вы и сыновья ваши отступите от Меня и не будете соблюдать заповедей Моих и уставов Моих, которые Я дал вам, и пойдете и станете служить иным богам и поклоняться им, то Я истреблю Израиля с лица земли, которую Я дал ему, и храм, который Я освятил имени Моему, отвергну от лица Моего… И о храме сем высоком всякий, проходящий мимо его, ужаснется и скажет: „за что Господь поступил так с сею землею и с сим храмом?“ И скажут: „за то, что они оставили Господа Бога своего… и приняли других богов, и поклонились им, и служили им,— за это навел на них Господь все сие бедствие“ (3 Цар. 9, 6–9).

Евреи отступили от Бога, и пал храм Соломонов, и утрачен Ковчег Завета. И семидесятилетнее Вавилонское пленение стало уделом согрешившего Израиля.

Второй Храм, отстроенный после плена, хоть и был меньше размером и беднее украшен, но он превзошел славой первый: он, лишенный златокованного Ковчега, принял в себя священный ковчег Нового Завета, „одушевленный храм Спасов, многоценный чертог и Деву — священное сокровище славы Божией“.

„С вхождением в храм Богоизбранной Отроковицы,— говорит в своей проповеди старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин),— пришло время, когда благоволение Божие возвращается людям, и они приблизятся к Богу, как к своему Небесному Отцу… С вхождением в храм Пресвятой Богородицы свершилось чудо. Небо соединилось с землею, и вечность вошла во время, освящая его для вечности“.

Отец Иоанн обращает наше внимание на то, что именно под праздник Введения Пресвятой Богородицы Церковь начинает за богослужением петь слова приближающейся Рождественской радости и надежды: „Христос раждается, славите; Христос с небес, срящите!“

Захария не просто однократно ввел Пречистую Деву во Святое Святых: ей было позволено беспрепятственно находиться там когда угодно и столько, сколько сочтет нужным она сама. „Первосвященник, объятый Духом Божиим, понял, что эта Отроковица — вместилище Божественной благодати и что Она более его достойна всегда предстоять пред Лицом Божиим“, — говорит святитель Феофилакт Болгарский.

Стамна всезлатая

Ветхий Завет исполнен прообразов, предзнаменовавших Божию Матерь. Эти прообразы, показывая неземную славу Приснодевы, одновременно открываютдля всех людей спасительный пример духовного совершенствования.
„Преславно прообразовал Тебя, Чистая, Ветхий Закон, как Скинию Божию, где вселился Бог с человеками, — поет Святая Православная Церковь в день праздника Введения, — как божественную стамну, которая носит в себе божественную манну, как чудный кивот, заключающий в себе божественные скрижали, на которых перстом Отца Небесного начертано Божие Слово, как завесу, открывающую нам, грешным, вход в небесный чертог, как жезл Ааронов, усеченный и чудесно произрастивший нам цвет и плод жизни вечной“.

Во Святом Святых первого храма находился Кивот, в котором хранились великие святыни, а в пустое (Кивота уже нет) Святое Святых второго храма вошла Та, Кого пророки называют Одушевленным Кивотом, Та, Которая приуготовлялась Духом вместить не святыни, а Самого Бога, Та, Которая стала Кивотом Нового Завета.

„День ото дня возрастала телесными и духовными силами Пресвятая Дева в храме Божием, — пишет архимандрит Иоанн (Крестьянкин),— Силы духа у Пресвятой Девы образовывались, возрастали и укреплялись ангельскою беседою и молитвой, устремленной к Богу, и трудами ради Бога.
Телесные же силы Ее поддерживались небесной пищей, приносимой Ей Архангелом. И первосвященник Захария, не могущий сам ежедневно входить во Святая Святых, с удивлением, недоумением и ужасом слышал беседы Девы с Архангелом во Святилище. И, не находя ничего подобного в явлении Ангелов другим людям, первосвященник укреплялся в мысли, что пришло время исполнения всеобщего ожидания, и от Благословенной придет спасение, от Жены — Обещанный, от Девы — Бог“,— пишет отец Иоанн.
„Наступило время свершения древних прообразов. Отходит ветхозаветная скиния. В храм вступает Приснодева, „соестественная нам Дщерь Адама“, — говорит в слове на праздник Введения архиепископ Димитрий Херсонский. — Она становится новой скинией. Херувимы славы, которые распростирали крылья свои над очистилищем, где Господь открывался Моисею, теперь осенили Ее как Престол Божий, как Матерь Господа Вышняго. В этом, прежде всего, и заключается великое торжество настоящего праздника“.

История праздника

Праздник Введения в настоящее время входит в число двунадесятых богородичных, но установлен он был в Церкви позднее других из этого числа. Статус праздника постепенно менялся, и только после XIV века в Православной Церкви Введение окончательно вошло в число двунадесятых праздников: согласно студийским и иерусалимским Типиконам (Уставам) XI–XIV веков он отмечается почти так же торжественно, как и другие двунадесятые праздники.

Свои гомилии (проповеди) на этот праздник оставили святые патриархи Константинопольские Герман и Тарасий, святитель Георгий Никомидийский.

Святитель же Григорий Палама в своей проникновенной „Беседе на Введение“ умозрительно соединяет неразрывно нынешнее Введение юной Девы в земной иерусалимский храм с введением Ее — по Успении — в подлинную, Небесную Скинию:
„Переселим себя, братия, от земли горе, перенесемся от плоти к духу, предпочтем желание постоянного, а не временного. Предадим должному презрению плотские наслаждения, которые служат приманкой против души и скоро проходят. Возжелаем дарований духовных, как нетленно пребывающих.

Отвлечем свой разум и свое внимание от житейских попечений и возвысим его в Небесные Глубины — в Святая Святых, где обитает ныне Богородица“.

Дмитрий Романов
Газета «Православное слово в Нижнем Новгороде»