Ольга Бараева: «Результаты конкурса должны стать достоянием общества»

17:15, 25 апреля 2013

Одной из форм подведения итогов регионального конкурса «Серафимовский учитель» за 2012 год стала педагогическая конференция «Наследие преподобного Серафима Саровского и актуальные вопросы духовно-нравственного просвещения» «Наследие преподобного Серафима Саровского и актуальные вопросы духовно-нравственного просвещения», состоявшаяся 26 марта в паломническом центре Серафимо-Дивеевского монастыря. После конференции руководитель проекта «Серафимовский учитель», советник главы Нижегородской митрополии Ольга Бараева рассказала о том, с чего начинался конкурс и к чему он стремится сегодня.

Конкурс «Серафимовский учитель» зародился в 2005 году как результат просветительского проекта «Ильинская слобода», в рамках которого отрабатывались модели взаимодействия светского и духовного образования. Этот проект в том числе показал, что ключевая фигура в образовании — это учитель, и то, в какой стране мы будем завтра жить, напрямую зависит от учительского сообщества. Родилась идея — учредить конкурс, чтобы поощрять тех, кто работает с детьми, и ее поддержал Сергей Габестро, исполнительный директор Благотворительного фонда преподобного Серафима Саровского. Конкурс благословил владыка Георгий.

В 2006 году состоялось первое награждение учителей — здесь, на земле батюшки Серафима. В награждении тогда участвовали бывший полпред Президента России Сергей Кириенко и назначенный в то время полпредом Александр Коновалов. Это было очень значимо: по примеру нашего конкурса учредили несколько учительских конкурсов и стали массово поощрять педагогов, которые все девяностые годы подвижнически занимались духовным воспитанием, работая по зову сердца.

Но мало было просто выявить этих людей, поощрить, дать им возможность трудиться — в начале 2000-х и это было непросто. Нужно было продвигать интеллектуальный продукт, выверенный экспериментально, чтобы педагоги видели уже наработанное и шли дальше. Эта цель стоит перед нами и сегодня.

Итак, в рамках конкурса мы начали экспертировать большой пласт наработок, учительских методик, которые в то время стали входить в практику. Если раньше конкурс выявлял учительский опыт, то сегодня он представляет уже оформленные, апробированные программы.

Не случайно на сегодняшней конференции мы презентовали участникам сборник по итогам анализа материалов, которые пришли на «Серафимовский учитель». Получился двухтомник. Знаменательно, что в нем есть программы дополнительного, дошкольного, школьного, среднего и высшего профессионального образования.

Нынешний конкурс вскрыл настоящий клондайк: нас очень порадовали коллеги, которые работают в техникумах и колледжах. Мы не ожидали, что 10 работ подадут учителя из учреждений среднего профессионального образования. Например, звание лауреата премии фонда получила Лилия Куликова из Павловского техникума народных художественных промыслов России. Знакомство с профессией она дополняет катехизаторскими беседами, что ведет ребят к духовному взрослению. Занятия ведутся на базе созданного Лилией Юрьевной музея. Это настолько органичная и синхронная работа! На сегодняшнюю конференцию мы пригласили ее коллег из других техникумов и устроили презентацию имеющихся методик.

В нынешнем конкурсе участво вали и преподаватели высшей школы, что для нас тоже весьма значимо. Очень активен был Нижегородский педагогический университет, который представил 5 работ. Это программы, в которых воспитание будущего учителя закладывается уже на методологическом уровне: изначально обучение строится на духовной позиции. Это то, что делает, например, заведующая кафедрой русской литературы, доктор филологических наук, профессор, «Серафимовский учитель» Виктория Захарова, вовлекая студентов в научную работу и говоря о литературе, о русском языке со знанием всего библейского багажа. Это уже совершенно другой уровень преподавания и другой уровень воспитания молодого педагога.

Из вузов в конкурсе принимали участие 12 человек, все это хорошо известные в Нижнем Новгороде люди. Скажем, Галина Пет ро ва — проректор медицинской академии, «Серафимовский учитель», которая ведет очень серьезную работу по антиабортной, антиалкогольной, антинаркотической тематике, по здоровому образу жизни и считает, что в вузе должна быть комплексная работа по воспитанию студенческой молодежи. Именно комплексная, не разовая. И мы поощряли, конечно, те программы, которые уходят от кампанейщины, от мероприятий, проводимых от раза к разу.

Потребность в этих методиках очень большая. Последнее послание Президента РФ говорит о нравственных скрепах, о преодолении бездуховности. Сейчас организовано управление Президента РФ по общественным проектам, которое занимается патриотической работой, духовно-нравственным воспитанием, поддерживая проекты общественных организаций. Аналогичные структуры создаются и на уровне исполнительной власти регионов.

Мы работаем в соответствии с федеральной повесткой, обозначившей духовно-нравственное воспитание задачей номер один. Но кроме этого фонд выявляет конкретные методики, конкретных людей, которых поддерживает и материально: все победители получают премии (в этот раз из 100 участников конкурса поощрены 67). Эти образовательные программы становятся достоянием всех, а педагоги получают общественное признание, что очень нужно и им самим, и обществу. Для многих было откровением, что у нас есть такие подвижники.

И, конечно, сейчас мы работаем на будущее: в подобной деятельности заложен очень мощный миссионерский потенциал. Все эти учителя, признанные властью, поддержанные Церковью и общественной организацией — Фондом преподобного Серафима Саровского, проводят мастер-классы, семинары. Мы помогаем им найти площадки, аудиторию.

Если в начале 2000-х духовно-просветительской работой занимались отдельные учителя, то теперь даже в одном образовательном учреждении возникают группы педагогов-единомышленников. Например, в школе №187 поощрены 5 учителей, а это уже общность. Ведь очень важно не породить мировоззренческий кризис у детей. Когда на одном уроке преподносят все в евангельском контексте, на другом — в жестком атеистическом ключе, ребенок не понимает,
куда ему идти. А если еще семья не имеет внятной духовной позиции…

Сегодня и в сфере высшего образования, и среди педагогов «дошкольников», и в школах речь идет о том, что нужно выстраи вать преемственные программы — для того, чтобы дети с дошкольного возраста до вуза воспитывались в одной среде и на преемственной идеологической базе. Иначе мы будем порождать то, чего можно избежать — те асоциальные явления, которые мы, к сожалению, видим в жизни наших ребят.

Записано на телеканале «Образ»

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.