От Синая к Ханаану

16:18, 28 сентября 2022
Хроника маловерия богоизбранного народа

Мы продолжаем чтение Книги Чисел, повествующей об исходе израильтян из Египта в Землю обетованную — пути, в котором с огромным трудом и потерями формировалось подлинно духовное поколение, достойное обетований Божиих.

Во главе народа левиты несли Ковчег Завета, разобранную скинию и священные сосуды. Они следовали за облаком и останавливались. Когда левиты поднимали Ковчег для возобновления пути, Моисей произносил: «Восстань, Господи, и рассыплются враги Твои, и побегут от лица Твоего ненавидящие Тебя» (Числ 10:35), а когда Ковчег останавливался, Моисей возглашал: «Возвратись, Господи, к тысячам и тьмам Израилевым!» (Числ 10:36). За левитами шли колена Израилевы, каждое под своим знаменем. Народ охраняли вооруженные отряды, вперед были посланы разведчики.

Страсти по мясу

Три дня евреи медленно пробирались под палящим солнцем по пустынным ущельям и долинам и снова возроптали. За это «возгорелся у них огонь Господень, и начал истреблять край стана» (Числ 11:1). Народ возопил к Моисею, и по его молитве огонь исчез.

Вскоре, позабыв горечь рабства, люди стали с воздыханием вспоминать Египет: «Кто накормит нас мясом? Мы помним рыбу, которую в Египте мы ели даром, огурцы и дыни, и лук, и репчатый лук и чеснок; а ныне душа наша изнывает; ничего нет, только манна в глазах наших» (Числ 11:4–6). Каждый день в пустыне евреи досыта ели пищу от Самого Господа и были здоровы, но им хотелось разнообразия. По причине духовной слабости они не понимали, что Господь мог бы дать им и в пустыне обильную пищу, но воздержание было полезнее для их духовного возрастания.

Постоянная неблагодарность Богу и малодушный ропот людей были прискорбны для Моисея: «Для чего Ты мучишь раба Твоего?— обратился он к Гос­поду, — и почему я не нашел милости пред очами Твоими, что Ты возложил на меня бремя всего народа сего?… откуда мне взять мяса, чтобы дать всему народу сему?» (Числ 11:11–13). В ответ на его молитву Господь повелел Своему пророку выбрать в помощь себе 70 старейшин, чтобы, как и Моисея, наделить их Духом. Эти люди составили постоянный совет при Моисее, и через много веков он был переименован в синедрион — высший орган управления Израиля.

Бог обещал в течение месяца досыта кормить евреев мясом. «Не один день будете есть (мясо).., — изрек Моисей народу, — но целый месяц, пока не пойдет оно из ноздрей ваших и не сделается для вас отвратительным». Но и сам пророк  усомнился в осуществимости своих слов: «шестьсот тысяч пеших в народе сем…, а Ты говоришь: Я дам им мясо, и будут есть целый месяц?» (Числ 11:19–21). «Был он не пророк только, но и человек», — объясняет блаженный Фео­дорит в толковании на Книгу Чисел. Ветер принес к стану множество перепелов (коростелей). Народ стал ловить птиц, с жадностью поедать и запасать впрок, но за неумеренное употребление мяса был наказан «весьма великою язвою» (в лагере распространилась болезнь). Место погребения тех, кто пал жертвой маловерия и жадности, получило название Гробы прихоти.

«В таинственном смысле означается сим в народе еврейском то похотение, остающееся доныне, с каким вожделевают евреи совершать свою пасху, после того как видели они истинную жертву, принесенную на Голгофе, и отринули ее, как отцы их отринули манну с небесе, пожелав, вместо нее мяс египетских, — рассуждает преподобный Ефрем Сирин. — Испытав на себе наказание Божие за свои «прихоти», евреи не переставали, однако же, впоследствии по различным поводам вновь возмущаться против своего богоизбранного вождя. По словам преподобного Ефрема, «были у них пред глазами чудеса постоянные: облако, столп, манна, крастели; однако же, поелику чудеса сии продолжались много времени, то евреи не почитали уже их и чудесами; и потому чудесами новыми хотели искусить: «аще есть в них Господь или ни».

Судьба справедливого злословия

На месте следующей стоянки, в Асирофе, произошло весьма неприятное событие. Сестра Моисея Мариам, не ладившая с его женой, и брат Аарон стали упрекать пророка, что он женился на эфиоплянке (владения отца Сепфоры находились в соседстве с землями эфиопских племен). Подлинной причиной было их честолюбие и зависть к высокому положению брата. Пророчица Мариам и первосвященник Аарон стали возмущать израильский народ против своего вождя, унижая достоинство избранника Божия. Они жаловались евреям: «одному ли Моисею говорил Господь? не говорил ли Он и нам?» (Числ 12:2). Это было восстание против установленной Богом власти.

«Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле» (Числ 12:3), терпеливо снося обиды, он сподобился от Бога особого покровительства. Господь призвал Моисея, Аарона и Мариам к скинии и заступился за вождя, сказав обидчикам: «устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не в гаданиях, и образ Господа он видит; как же вы не убоялись упрекать раба Моего, Моисея?» (Числ 12:8). Мариам была поражена проказой и удалена из стана, их брат Аарон, раскаявшись, просил прощения у Моисея: «господин мой! не поставь нам в грех, что мы поступили глупо и согрешили» (Числ 12:11).

Преподобный Ефрем Сирин пишет: «Бог на Мариами показал пример, чтобы она на себе и сама собою познала истину. Вся она поражена была проказою видимо, потому что вся была исполнена греха невидимо… Мариам говорила справедливо… но отринута правда ее, потому что выразилась она злоречиво. Если кто и справедливо злословит, то правда его будет неправдою».

Святитель Ириней Лионский говорит: «в Аароне был корень и основание священства, и Господь не подверг его равному (с Мариамью) наказанию, чтобы такое поношение не перешло на весь род священников, но посредством сестры привел его в страх и вместе — вразумил». Оба поняли, что, возмущаясь против Моисея, они восстают против Самого Бога, поставившего их брата вождем Своего народа. По молитвам Моисея Господь исцелил Мариам, но разрешил ей вернуться к народу только через семь дней.

Обреченные скитаться в пустыне

Наконец израильтяне подошли к южным границам Земли обетованной и остановились в пустыне Фаран, близ оазиса Кадес. От каждого колена вперед было послано по разведчику. «Соглядатаи, посланные Моисеем.., служат образом пророков и учителей, которые посылаемы были Богом на путь Закона, чтобы привести народ к служению Евангелию», — сравнивает преподобный Ефрем Сирин.

Разведчики беспрепятственно прошли по земле и через 40 дней вернулись. Они говорили о сказочном плодородии Обетованной земли: «В ней подлинно течет молоко и мед» (Числ 13:28), но, вместе с тем, повергли народ в отчаяние испуганными речами о неприступности городов и об исполинах — «сынах Енаковых», в сравнении с которыми израильтяне мелки, «как саранча». Соглядатаи уверяли евреев, что ханаанские земли завоевать невозможно. «И подняло все общество вопль, и плакал народ во всю ту ночь; и роптали на Моисея и Аарона все сыны Израилевы, и все общество сказало им: о, если бы мы умерли в земле египетской, или умерли бы в пустыне сей! и для чего Господь ведет нас в землю сию, чтобы мы пали от меча? жены наши и дети наши достанутся в добычу врагам» (Числ 14:1–3).

Только двое из соглядатаев, Иисус Навин и Халев, призывали народ с упованием на Господа смело идти против врагов. В знак плодородия Земли обетованной они принесли ветвь винограда. «Слыша об Иисусе Навине … и видя гроздь, повешенный на древе, конечно, обратишь мысль к Тому, на Кого и он взирая укрепился в надеждах. Ибо гроздь, висящий на древе, Кто иной, кроме Того, в последние дни повешенного на древе Грозда, кровь Которого соделалась спасительным питием для верующих», — размышляет святитель Григорий Нисский.

Но народ не слушал Иисуса Навина и Халева и чуть не побил их камнями. Евреи задумали выбрать себе другого вождя и возвратиться в Египет. «И сказал Господь Моисею: доколе будет раздражать Меня народ сей и доколе будет он не верить Мне при всех знамениях, которые делал Я среди его? поражу его язвою, и истреблю его, и произведу от тебя народ многочисленнее и сильнее его» (Числ 14:11–12). Только пламенная молитва Моисея вновь спасла израильтян от погибели.

Духовно слабое поколение, сформировавшееся в египетском рабстве, оказалось недостойно наследовать Обетованную землю. Явившись в облаке скинии, Гос­подь сказал Моисею, что 40 лет (год за день, по числу 40 дней пребывания соглядатаев в Земле обетованной) Он определил евреям скитаться в пустыне, «дабы вы познали, что значит быть оставленным Мною» (Числ 14:34).

Иисусу Навину и Халеву в награду за непоколебимую веру и преданность Бог уготовал честь ввести молодое поколение в Землю обетованную. Прочих соглядатаев Господь поразил смертью, по словам святого Ефрема Сирина, «за то, что они заградили народу дверь в обладание землею, столь для него желанною; отверзили дверь шеола для 600 тысяч, которые сошли туда после них».

Осознав свою ошибку, евреи бросились в другую крайность. На следующий день зачинщики бунта, собрав большое войс­ко, решили самовольно, без благословения Божия, предпринять завоевание Обетованной земли, но при первом же столкновении с амаликитянами и хананея­нами были разбиты. Только после этого евреи смирились, и Моисей вновь обрел власть над своим народом.

Иерей Сергий Ураков

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.