Открывая ученикам родной край

14:18, 2 июля 2013

Сайт Нижегородской митрополии.

Ставший одним из любимых на Нижегородчине конкурс «Серафимовский учитель», ежегодно организуемый Благотворительным фондом преподобного Серафима Саровского, выявляет самых талантливых учителей, добившихся успехов в духовнонравственном воспитании и образовании подрастающего поколения. За особые, выдающиеся заслуги педагогам — участникам конкурса — присваивается почетное звание «Серафимовский учитель» с вручением диплома, нагрудного знака и денежной премии. Это звание дается один раз в жизни и является аналогом высших светских педагогических наград. Сегодня мы рассказываем об одном из девяти педагогов, заслуживших в этом году имя «Серафимовский учитель» — преподавателе истории школы №187 Нижнего Новгорода, городского ресурсного центра с углубленным изучением отдельных предметов, отличнике народного просвещения Ольге Серовой.

К своей нынешней награде Ольга Серова пришла не сразу и не вдруг. Это закономерный итог ее работы, которой она отдала более 40 лет жизни. С 1972 по 2010 годы она работала в нижегородской средней школе №24, заслужила как библиотекарь звание «Отличник народного просвещения». Долгие годы работает председателем методического объединения школьных библиотек Советского района.

Повезло Ольге Юрьевне, что всегда в стенах учебного заведения ее окружали творческие люди. Вместе со школьными историками, словесниками и музыкальным работником участвовала в Неделе детской книги и даже готовила постановки в самодеятельном театре «Балаганчик».

Библиотечная работа — основное дело педагога. Как предметник она — совместитель. В школе часто учителя не только ведут свой предмет, но и стараются взять дополнительную внеклассную работу и спецкурсы в рамках всевозможных факультативов. Ольга Юрьевна стала принимать участие в самых разных конкурсах.

Азбука маленького нижегородца

Зачем создавать азбуку? Их столько уже существует! Но то просто азбуки — классические, привычные. А «Азбуку маленького нижегородца» вы встречали? Да еще и с иллюстрациями. Чем она может отличаться от всех остальных? А вот отличается. Нужно обладать незаурядной фантазией, любовью к своей профессии и просто талантом, чтобы придумать такую необычную азбуку. Скажете: что тут удивительного?

Ольга Юрьевна придумала не просто книжку, а такую, которая способна пробудить творческие способности ребенка.

«С учениками второго класса мы создали проект „Путешествуем с Аз и Буки“, — рассказывает Ольга Серова. — Эти персонажи — мальчик Аз и девочка Буки — главные герои нашей книжки. А сама книга называется „Азбука маленького нижегородца“. Как любая азбука, она построена на словах от „а“ до „я“. И на каждую букву у нас — краткое повествование по теме краеведения».

В книге, например, можно узнать много интересного о нашем городе. Первая буква алфавита — А. Для Нижнего Новгорода она может ассоциироваться с золотистым ангелом, установленным на крыше духовной семинарии, который словно парит на фоне синего неба. Б — банк, В — Волга, Г — город, герб. Д — Дятловы горы… И так до Я — Ярмарки».

Открытия и огромное удовольствие

Интересен, увлекателен и сам сюжет повествования. В первой книге, в ее конце, говорится, что Аз и Буки зашли в Главный ярмарочный дом. И там, в подвале, они нашли ковер-самолет и записку: «Кто меня найдет, может полетать». Дети сели на ковер-самолет и полетели путешествовать по Нижегородской области. Побывали в Арзамасе, Болдино, Ветлуге, Городце, восхитились красотой родных русских просторов и убранством православных храмов Дивеева…

Сколько еще сел на Нижегородчине, богатых самобытной историей, благодаря этой книге увидели юные читатели! Например, в селе Вареж отыскали много удивительного: праздник русского валенка, конкурсы лозоплетения, бальный танец лансье, который так увлеченно танцуют варежане. Все это — открытия и огромное удовольствие.

Вторая книга азбуки носит название «Путешествие по Нижегородскому краю». «За эти книги мы получили награду в конкурсе

„За нравственный подвиг учителя“ за 2011 год, — говорит Ольга Серова. — Хочу сказать про моих хороших друзей и соавторов: это Юлия Янкавцева и Ирина Малинина, учитель начальных классов, ныне журналист. Они были со авторами первой книги — про город. Со автором второй книги — про область — стала Алина Халецкая, она географ нашей школы. И сейчас мы с ней пишем третью книгу — православную азбуку. Там буквы будут рассказывать о кафедральном соборе Александра Невского. Ведь Аз и Буки вернулись из путешествия, приземлились на Стрелке, а перед ними — храм. Книга в него и поведет.

Первое, что мы увидим — это алтарь, второе — Богородица, перед образом которой мы молимся. Дальше — по алфавиту: „вера“, „воск“… Трудные поначалу православные понятия мы стараемся донести до малышей простым языком».

И еще есть план у Ольги Юрьевны — на писать книгу о промыслах и о великих нижегородцах.

Вместе с другими учителями Ольга Серова принимала участие в конкурсе «Моя семья в истории страны», который про водил Дворец творчества юных имени Чкалова по двум номинациям: «Семейная реликвия» и «Я смотрю на фотографию».

Ученик Ольги Юрьевны Андрюша Жильцов рассказал о прапрадедушке, который управлял лошадью, о колокольчике, когда-то висевшем на шее кормилицы. Лошадь по кличке Милорд забрали в колхоз, а колокольчик остался в семье. Взрослые вспомнили, как жилось людям в те давние уже времена, как прадед любил животных, с какой заботой ухаживал за лошадкой, как чистил ее упряжь… Сочинение о колокольчике — семейной реликвии — заняло первое место в конкурсе.

Потом была замечательная работа «Хрустальная ромашка» — о брошке, которую прапрадедушка подарил своей невесте-прапрабабушке в день свадьбы. Историю рассказали ученица второго класса Полина Халецкая и ее мама.

Такие проекты незримо укрепляли связь школы с семьей, и учебное заведение для многих учеников становилось понастоящему вторым домом, в котором интересно.

Конкурсы дают очень многое — родители, помогая детям, начинают оглядываться на свое прошлое. Ученики Ольги Юрьевны писали рассказы о прадедушках «Один день войны», «Открытка с фронта». Работа над такими темами создает определенную нравственную атмосферу.

Вместе с детьми Ольга Серова активно участвует в детских Рождественских чтениях, не проходят мимо нее и взрослые Рождественские педагогические чтения.

«Исчезли организации октябрят, пионеров, а дети очень хотят коллектива, — говорит Ольга Юрьевна. — Поэтому мы и привлекаем ребят к исследованиям. Под эгидой очень сильного методического объединения историков проходили конкурсы „Наш Нижний Новгород“, „Ты — нижегородец“. Все это сплачивало учеников в команду».

На базе 187-й школы действует городской ресурсный центр по духовно-нравственному воспитанию.

«Всего второй год работаю я здесь учителем истории, — рассказывает Ольга Серова. — В прошлом году вела курс „Религии России“ в восьмых и девятых классах, а теперь использую разные формы подачи материала по основам религиозной культуры и светской этики. Мы погружаем ребенка в традиционную русскую культуру, в которой православие является стержнем всего. Много дают школьникам паломнические поездки в Дивеево, Муром, в село Сартаково, на Николин Ключ».

В конкурсе «За нравственный подвиг учителя» Ольга Серова вместе с Юлией Янкавцевой заслужила третье место за программу «Я здесь родился, здесь живу».

Ее программы, которые выкристаллизовались из предшествующих работ («Нижегородский край — душа моя» для детского сада и «Гражданское образование. Азбука маленького нижегородца» для средней школы), на конкурсе «Серафимовский учитель — 2012» заслужили награду из рук митрополита Георгия.

А по программе «Азбука маленького нижегородца», которую написала и сертифицировала Ольга Серова в Нижегородском институте развития образования, работает теперь и средняя школа №44.

Игорь Чистяков

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.