Вселенскому торжеству Святой Пасхи предшествуют особые дни величественных воспоминаний о страданиях нашего Спасителя. Мы начнем их с прославления показанного Христом образа всеобщего воскресения на примере праведного Лазаря.
В Неделю Ваий мы вместе с детьми еврейскими торжественно встретим Господа, „Грядущего на вольную страсть“. С особым духовным напряжением вновь будем переживать события последних дней земной жизни Спасителя. С блудницей слезами омоем Его ноги в дому Симона Прокаженного, с апостолами причастимся на Тайной Вечери. С Иосифом и Никодимом мы облобызаем изображенные на Плащанице страшные раны нашего Избавителя. С мироносицами выйдем во тьму Пасхальной ночи „утру глубоку“.
Перед закрытыми дверьми храма мы остановимся, словно перед запечатанным Гробом, и полночную тьму, как гром, взорвет первое „Христос воскресе!“
Сочинения древних церковных писателей свидетельствуют, что Древняя Церковь знала две Пасхи, вернее ― двуединый праздник Пасхи, в который соединяла две седмицы: предшествующую дню Воскресения и последующую за ним. Для обозначения той и другой части праздника употреблялись особые наименования: Пасха крестная, или Пасха страданий, и Пасха воскресная, то есть Пасха Воскресения. С течением времени из празднования Пасхи крестной образовалась привычная нам Страстная седмица (в древности она называлась „Великой седмицей“) с ее торжественно-скорбными богослужениями, из Пасхи же воскресной ― собственно Пасха со Светлой седмицей.
В таком виде и существовала первоначально Пасха, пишет известный литургист профессор Михаил Скабалланович, „как убедимся из первоначального свидетельства о ней во II веке у святителя Иринея. Даже в III веке Пасха сводилась к посту, была Крестной Пасхой, подле которой еще и тогда едва лишь начала выступать в качестве самостоятельного праздника Пасха Воскресения ― под видом торжественного оставления Пасхального поста“.
Обратная перспектива
В переживание празднуемых событий Матерь Церковь вводит нас не ранее как после подготовительного сорокадневного периода, называемого Святой Четыредесятницей. Сорокадневная продолжительность этого поста установлена в память и подражание сорокадневному посту Господа Иисуса Христа пред началом Его служения делу нашего спасения.
Таким образом, отсчитав от начала Великого поста 40 дней (нынешний пост начался 27 февраля), видим, что 6го апреля, в пятницу, заканчивается Святая Четыредесятница.
Лазарева суббота и Вербное воскресенье служат неким переходным звеном от Четыредесятницы к Страстной седмице, каждый день которой посвящается особому воспоминанию, отраженному в песнопениях и евангельских чтениях на утрени и литургии.
Нужно изыскать любую возможность бывать в эти дни в храме, когда особое и неповторимое богослужение Страстной седмицы открывает нам величественную картину последних дней земной жизни Спасителя, Его страданий, смерти и погребения.
В Великий понедельник воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, по зависти проданный братьями в Египет, пострадавший, а потом прославившийся и тем прообразовавший страдания Христа Спасителя, преданного на смерть соотечественниками. Кроме того, в этот день воспоминается проклятие и иссушение Господом бесплодной смоковницы, послужившей образом лицемерных фарисеев, у которых, несмотря на их внешнюю набожность, Господь не нашел истинных плодов веры и благочестия, а только лицемерную сень (тень) закона.
Бесплодной, засохшей смоковнице бывает подобна и всякая душа человеческая, не приносящая духовных плодов: истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.
В Великий вторник Господь обличал книжников и фарисеев. Церковь напоминает нам Его беседы и притчи, сказанные в этот день в Иерусалимском храме: о дани кесарю, о воскресении мертвых, Страшном суде и кончине мира, о десяти девах и о талантах.
В Великую среду воспоминается жена-грешница, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя, когда Он был на вечери в Вифании, в доме Симона Прокаженного, и этим приготовившая Христа к погребению. Здесь же Иуда мнимой заботливостью о нищих обнаружил свое сребролюбие, а вечером решился продать Христа иудейским старейшинам за 30 сребреников.
На утрене в первые три дня Страстной седмицы поется умилительный тропарь „Се Жених грядет в полунощи“.
В Великий четверг в богослужении вспоминаются четыре важнейших события из жизни Христа Спасителя: Тайная Вечеря, на которой Господь установил новозаветное таинство святой Евхаристии, омовение ног ученикам в знак глубокого смирения и любви к ним, молитва в саду Гефсиманском и предательство Иисуса Христа Иудой на страдания и смерть.
Великая пятница ― день глубокого сокрушения и сугубого поста в честь распятия и смерти Господа нашего Иисуса Христа. В этот день Божественным Спасителем была принесена Голгофская Жертва на Кресте. Верующие поклоняются святой Плащанице, в то время как священник читает трогательный канон о распятии Господа и „На плач Пресвятой Богородицы“.
В Великую субботу Церковь воспоминает погребение Господа Иисуса Христа, пребывание Его во Гробе, схождение Его душою во ад, возвещение там победы над смертью и избавление душ, с верою ожидавших Его пришествия, введение разбойника в рай. Основные воспоминания дня Великой субботы выражены в тропаре часов следующего дня ― Святой Пасхи: „Во гробе плотски (т. е. телесно), во аде же с душою яко Бог, в раю же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй (т.е. наполняющий) Неописанный“.
На утрене Великой субботы перед Плащаницей исполняются так называемые „Похвалы“, которые представляют в своем содержании дивное соединение высоких догматических созерцаний и сердечных чувств плача и радости. В них прославляется неизреченное долготерпение и человеколюбие Божие и Его спасительные страдания, художественно изображается ужас и изумление всей твари при виде Творца, Почившего во гробе, раздается плач Богородицы и погребавших Его, проливается отрадный луч надежды на Его Воскресение.
Умолкает „всякая плоть человеческая“, когда в эту Преблагословенную субботу (по-еврейски „покой“) упокоился во Гробе Единородный Сын Божий.
Духовное путешествие
Великий пост появился и принял привычные для нас очертания далеко не сразу. Церковная практика веками отшлифовывала эту драгоценность, пока она, наконец, не заблестела многочисленными гранями, являя собой целый комплекс священных воспоминаний и согласованных с ними спасительных аскетических упражнений,― настоящую школу покаяния. „По замыслу святых отцов, Великий пост ― это путь, путешествие,― пишет протопресвитер Александр Шмеман,― это паломничество к Пасхе, к концу, который в то же время есть и начало, концу всего старого, началу новой жизни, постоянный переход из мира в Царство, явившееся во Христе“.
Текст Дмитрия Романова