В разгар одного из официальных торжеств к Патриарху Московскому подошла скромная невысокая женщина и попросила благословения. И никого бы это не удивило, если бы произошло в наши дни. Только случилось это… 14 апреля 1961 года в Московском Кремле на приеме генсека ЦК КПСС Никиты Хрущева в честь первого в мире космонавта Юрия Гагарина. «Кто такая? Как посмела?» — прокатилась волна возмущения и недоумения по залу, наполненному партийными бонзами, министрами, выдающимися конструкторами, иностранными журналистами и дипломатами.
А была то Анна Тимофеевна Гагарина, работница молочной фермы — мама человека, покорившего космос…
Фотографии, книги, документы, облачения, расставленные за стеклянными витринами в арзамасском Музее русского патриаршества, таят в себе будни и праздники, радости и трагедии их владельцев. В подклете кафедрального собора в честь Воскресения Христова, куда после масштабной реконструкции храма из здания магистрата перенесли экспозицию, торопиться не хочется. Артефакт за артефактом, погружаешься все глубже в судьбу тех, кто разделил судьбу своего народа и своего государства — 16 Патриархов Московских и всея Руси.
Патриарх-нижегородец
По словам заведующего музеем, настоятеля Вознесенского Печерского мужского монастыря архимандрита Тихона (Затекина), уникальность этого места в том, что здесь представлены экспозиции обо всех Святейших Патриархах, показаны все периоды управления Русской Православной Церковью Патриархами, начиная со святителя Иова.
По мнению отца Тихона, особенно интересна экспозиция, посвященная Патриарху Никону, чей прижизненный портрет есть и в Арзамасе.
Патриарх Никон — нижегородец. Родился в селе Вельдеманове (ныне Перевозского района Нижегородской области. — Авт.). Он недолго управлял Церковью, но оставил после себя огромное наследие. Это патриарх-реформатор. Кроме того, именно при нем началось масштабное каменное строительство храмов и монастырей. Чего стоит один только Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. При строительстве этой обители он впервые в России применил керамику для иконостаса, копии фрагментов которой можно увидеть в нашем музее.
Позже, во время церковного суда над Патриархом Никоном, это строительство будут вменять ему в вину. На что замахнулся! Создать подобие Гроба Господня под Москвой! Но гордыней ли движим был Предстоятель? Кто мог в XVII веке поехать на Святую землю, проделав такой огромный и опасный путь?
— В те времена паломничество совершалось пешком и длилось около 11 лет! Если паломник шел с деньгами, его обворовывали, а могли и убить. Многие до Иерусалима не добирались, — поясняет научный сотрудник музея Евгения Ильичева. — Поэтому Патриарх Никон и принимает решение построить копию Храма Господня в Истре.
Место это Никон любил. Там ждал церковного суда. Там просил его похоронить. По иронии судьбы, с нижегородца Никона, который отроком ночевал в Нижнем Новгороде на колокольне Вознесенского Печерского монастыря и которому там же старец Анания предсказал патриаршество, Патриарший куколь и панагии во время суда снимал один из настоятелей этой обители, а позже другой архимандрит Печерского монастыря сопровождал в ссылку.
Своя работаУ одного из экспонатов музея недавно нашелся автор. Речь идет о панагии Патриарха Алексия II. Им оказался монах Троице-Сергиевой лавры, который недавно посетил музей. Он узнал свою работу, выполненную когда-то для Святейшего.
— Изначально Никон был похоронен по монашескому чину, но по указу царя его облачили в Патриаршую мантию и панагию. Таким его и обнаружили при вскрытии в советское время, — рассказывает Евгения Ильичева.
В 1926 году гробницу Предстоятеля вскрыли кощунственным образом, саркофаг разбили, а останки выбросили. Их подобрала и тайно перезахоронила благочестивая женщина, но где, не знает никто.
Любопытно, что патриаршее облачение допетровского периода по весу могло достигать 16 кг. Один из саккосов Никона весил целых 24 килограмма! И это без двухкилограммовой митры.
Спасенные святыни
Чудом уцелели в страшные годы репрессий и разграблений антиминсы. Антиминс — великая святыня, лежащая в алтаре на престоле, без нее не может служиться литургия. Это четырехугольный плат из шелковой или льняной материи со вшитой в него частицей мощей святого, освященный и подписанный правящим архиереем.
— В Музее русского патриаршества представлены подлинные антиминсы XVII–XVIII веков. Когда они были переданы Нижегородской епархии из запасников НГИАМЗ, все они были без мощей. Поэтому могут выставляться. Но все равно это святыни, потому что на них служилась Божественная литургия, — подчеркивает архимандрит Тихон. — У людей есть уникальная возможность увидеть, что это такое. Одно дело знать, что в алтаре лежит какой-то загадочный плат. Другое — увидеть, на чем совершает ся Божественная литургия.
Не боялся отстаивать интересы Церкви и другой наш земляк — Патриарх Сергий (Страгородский). Родился и вырос он в Арзамасе, здесь же окончил духовное училище, затем семинарию в Нижнем Новгороде. Несколько лет являлся митрополитом Нижегородским (Горьковским). Это он отстоял Воскресенский собор, из которого хотели сделать Дом советов.
В музее хранятся его личные вещи. Например, очки, с которыми он не расставался и запечатлен на всех фотографиях, печатная машинка немецкой фирмы «Мерседес», на которой Святейший Владыка напечатал воззвание к народу 22 июня 1941 года в связи с нападением фашистской Германии на СССР. Именно Русская Православная Церковь в первый же день войны первой подняла ободряющий людей голос.
Кстати, Патриарх Сергий знал несколько иностранных языков, одним из которых был японский. Он выучил его всего за два с половиной месяца для работы в Японской духовной миссии. И не просто выучил, а служил на нем литургию.
Уникальная пластинка
Всецело отдавал себя служению и Патриарх Алексий I (Симанский). Будучи митрополитом Ленинградским и Новгородским, он провел всю войну в блокадном Ленинграде. Несмотря на бомбежки и голод, ежедневно совершал богослужения и помогал людям. Не отказывал никому и став Патриархом. Последнего в своей жизни посетителя он принял за 19 минут до своей смерти.
Это к нему на приеме в Кремле 14 апреля 1961 года подошла за благословением мама первого космонавта. В Музее же хранится фотография, запечатлевшая момент беседы Патриарха с ее сыном Юрием Гагариным.
Невозможно было представить в Советском Союзе и широкомасштабное празднование 1000-летия Крещения Руси, которое выпало на время служения Патриарха Пимена (Извекова). Кроме личных его вещей, как, например, четки из горного хрусталя и чашка с блюдцем, выполненная в единственном экземпляре для Святейшего Патриарха к юбилею, в музее хранится уникальная пластинка. На ней в преддверии празднования была записана Пасхальная служба Патриарха Пимена в Богоявленском патриаршем соборе
19 апреля 1987 года. Посетители музея могут ее послушать.
Отдельный зал отведен семье нынешнего Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Кирилла, дед и отец которого родом из Лукоянова Нижегородской губернии. Подробно об их жизни и служении мы рассказывали в этом году в №14 нашей газеты. Василий Гундяев (дед) за свою стойкость в вере в общей сложности провел в тюрьмах и ссылках около 30 лет. Не сломила его в лагере на Соловках даже пытка под названием «Посадить на комарика», когда осужденного полностью раздевали и оставляли без одежды под открытым небом в тайге. Многие от такой пытки погибали. А Василий Гундяев выжил и передал свою любовь к Богу сыну и внуку.
Новые экспонаты
Музей продолжает свое развитие. К тысяче экспонатов скоро добавятся новые: макеты Воскресенского собора и центральной части Арзамаса дореволюционного периода, Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря в Истре, Секирной горы на Соловках, где томился в заключении дед Святейшего Патриарха Кирилла, а также точная копия из красного дерева с перламутром Храма Гроба Господня, подаренная Патриархом Антиохийским Макарием III Патриарху Никону.
Посетителям Музея русского патриаршества в Арзамасе предоставляется редкая возможность ознакомиться с содержанием Патриарших грамот. Каким, например, был почерк Патриарха Московского Филарета (Романова), отца первого царя из рода Романовых? И о чем были его чаяния?
От идеи музея — к идее книги
По благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия 1 августа 2013 года в Арзамасе был открыт Музей русского патриаршества — совместный проект митрополии и Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника (НГИАМЗ). О том, как из идеи создания музея родилась идея создания книги о нем, рассказывает заведующий музеем, настоятель Вознесенского Печерского мужского монастыря архимандрит Тихон (Затекин).
— В книге «Музей русского патриаршества в городе Арзамас» мы показали все этапы становления музея. Идея была смелая. Когда я услышал ее от владыки Георгия, ушам не поверил. Думал, это невозможно. Я понимаю, создать такой музей в Патриарших палатах XVII века в Московском Кремле. Но в такой глубинке, как Арзамас? Из чего? Однако проект удался.
На протяжении нескольких лет мы готовили здание, собирали экспонаты. Владыка Георгий обратился к архиереям других митрополий с просьбой предоставить артефакты. Так что музей уникален тем, что в нем представлены экспозиции обо всех Святейших патриархах Русской Православной Церкви, все периоды управления Церковью патриархами, начиная с патриарха Иова.
Благодаря программе «Паломническо-туристический кластер «Арзамас — Дивеево — Саров» приток паломников и туристов в Арзамас увеличился в разы. Мы видим возрождение: духовное, культурное, историческое. Чтобы все это осталось в нашей истории, не кануло в Лету, владыка Георгий благословил меня написать книгу о Музее русского патриаршества, богато ее иллюстрировать.
Недавно епархиальный просветительский центр «Логос» издал огромную книгу «Спасо-Воскресенский собор города Арзамас». Было логично издать такого же формата книгу и о музее, который располагается в подклете собора.
На протяжении полугода я эту книгу готовил. Затем несколько месяцев мы ее верстали. В ней показаны все этапы, от идеи создания музея до его посещения Святейшим Патриархом Кириллом и президентом страны Владимиром Путиным, показаны все этапы возрождения и самого собора во имя Воскресения Христова.
Святейшему Патриарху музей очень понравился. Он оставил об этом памятную запись в Книге почетных посетителей, которая ведется со дня открытия музея еще в здании городского магистрата. В книге мы показали, какие люди посещали музей, привели отзывы за разные периоды.
Издание отображает всю экспозицию. В нем есть также жизнеописания всех Московских патриархов, показаны основные этапы их служения. Если человек ни разу не был в Арзамасе, но ему доведется полистать эту книгу, у него наверняка появится желание посетить этот город и музей. А побывав там, он увезет частичку благодати нижегородской земли и поделится ею со своими друзьями и близкими.
Наша книга призвана популяризировать церковные музеи. Ее можно рассматривать и как хрестоматию по созданию музеев. Поэтому она будет особенно интересна настоятелям монастырей и приходов, которые планируют создать у себя церковные или епархиальные музеи. Сейчас в Русской Православной Церкви древлехранилища (так до 1917 года назывались музеи) возрождаются. На своих территориях их создают многие епархии и монастыри. Радостно, что Нижегородская епархия стала одной из первых в этом деле. И Музей русского патриаршества в Арзамасе, и книга, ему посвященная, — ее уникальные проекты.
Подготовила Светлана Медведева.