Первому номеру «Ведомостей» — 150 лет!

15:12, 3 февраля 2014

Январь 1864 года. Из печати вышел первый номер «Нижегородских епархиальных ведомостей» — одного из старейших периодических печатных изданий нашей губернии.

Биография у главной нижегородской церковной газеты сложилась непростая: в начале прошлого века ее неоднократно видоизменяли, переименовывали, а в годы революций и вовсе закрыли… И вот теперь возрожденное в 2001 году издание отмечает свой 150 летний юбилей, но уже в несколько ином статусе и, с образованием митрополии, под соответствующим названием.

Сегодня «Ведомости Нижегородской митрополии» освещают деятельность всех четырех епархий нашего региона. Посмотрим же, как начиналась газета. Достанем самую первую ее подшивку, бережно хранимую в отделе редких книг и рукописей областной библиотеки, и полистаем первый номер.

Сначала был журнал

В дореволюционном Нижнем Новгороде недостатка в периодических печатных изданиях не было. 14 газет и журналов печатали станки городских типографий. И, казалось, удовлетворялись вкусы и потребности в информации самых широких слоев населения. «Матушка-Волга», «Вестник приказчика», «Кадетская мысль», «Нижегородский биржевой листок», «Нижегородский ярмарочный справочный листок» и даже журнал «Старообрядец»… Но все они, говоря современным языком, по большей части были изданиями корпоративными и ориентированными на конкретную профессиональную аудиторию.

Лишь «Нижегородские губернские ведомости» и «Нижегородские епархиальные ведомости» были универсальными, обращенными к горожанам разных сословий, достатка и профессий. И если первые как рупор светской власти имели все же уклон в сторону официоза, то «Ведомости» епархиальные изначально строились по смешанному принципу. Две составные части газеты так и назывались: «официальная» и «неофициальная».

«Нижегородские епархиальные ведомости» были учреждены епископом Нижегородским и Арзамасским Нектарием. В официальную часть входили манифесты, указы, решения Синода, касающиеся Нижегородской епархии, новости церковной жизни, духовной культуры и образования. Неофициальная часть включала различные исследования по истории духовной жизни, основания монастырей, раскола в Нижегородской губернии, трактовку учений веры и толкование основ православной морали и нравственности. В 1886–1905 годах публиковались труды по истории семинарий и духовных училищ.

И еще одна деталь. Мы привыкли видеть «Ведомости Нижегородской митрополии» (а раньше — «Нижегородские епархиальные ведомости») именно в формате газеты. И не узнали бы знакомое нам издание, если бы обратились к первым его номерам. Это был по сути журнал, насчитывающий 44 страницы. Объем себя оправдывал — настолько обширны и увлекательны были материалы.

Инструкция для пастырей

Официальная часть «Ведомостей» позапрошлого века сегодня может вызвать интерес не только священнослужителей, но и людей, неравнодушных к историческим исследованиям. В первом номере за 1864 год в разделе «Распоряжения епархиального начальства» имеется «Инструкция для проповедования Слова Божия, рассмотренная Его Преосвященством от 12 декабря 1863 года».

Сегодня, когда Церковь давным-давно признала спасительность и вдохновенность старых обрядов и на Соборе 1970 года сняла со старообрядцев анафему, мы со страниц прежней церковной периодики узнаем о негативном отношении нижегородцев к старообрядчеству.

«Так как весьма многие сельские и даже городские приходы окружены раскольниками, и самые прихожане обнаруживают склонность к расколу, или так называемому старообрядству, а потому стараются или вовсе уклониться от Церкви или от совершения над ними таинств веры, и через это удаляются от влияния на них православных священников, то пастырям Церкви необходимо для ограждения православия и утверждения немощных в истинной вере как можно чаще предлагать с церковной кафедры учение об истинной Православной Церкви, — говорится в документе, — и необходимости в оной благодати священства и других спасительных таинств веры».

А что же предлагалось в качестве «иммунитета» от раскольничества? «Ведомости» рекомендовали изучать сочинения Григория, архиепископа Казанского, «Об истинно древней и истинно православной христианской Церкви», сочинение протоиерея Дебольского «Попечение Православной Церкви о спасении мира», беседы святого Иоанна Златоуста «О священстве» и святого Иринея «О Церкви».

На страницах «Ведомостей» даются точные инструкции пастырям-проповедникам «для большего успеха в деле вероучения и нравоучения, с пользою для себя и других». В своих проповеднических сочинениях, кроме текстов Священного Писания, пастыри должны были приводить свидетельства из отеческих творений — поучений святых отцов Ефрема Сирина, Иоанна Лествичника, Димитрия Ростовского и Тихона Воронежского.

Обращение к «гражданам дворянам»

Надо заметить, что «Ведомости» отличались оперативностью в освещении не только внутригосударственных, но и внешнеполитических событий. Так, в «неофициальной» части газеты есть интересная речь Преосвященного епископа Нектария «к гражданам дворянам Нижегородской губернии».

Читаешь — и удивляешься: как много выявляется схожих моментов в истории государства Российского позапрошлого века и наших дней!

Зимой 1864 года в разгаре было шляхетское восстание на территории Царства Польского, Северо-Западного края и Волыни с целью восстановления Речи Посполитой в границах 1772 года. Восстание окончилось поражением. Для Российской империи это было сильнейшее потрясение, ставящее под удар не просто территориальную целостность страны, но и сами русские традиции, веру, культуру.

«Все мы поражены были известием о той вероломной, гнусной ночной резне, которой подвергались наши братья в Польше, русские воины безоружные, — читаем в опубликованной речи епископа Нектария. — Всех нас оскорбило вмешательство европейских держав в это дело с их советами, замечаниями, требованиями и даже угрозами нам. Кому из нас не было больно слышать, что мятеж польский заявляет наглые притязания не только на отнятие у нас Царства Польского, но даже на наши родные области старинные, на колыбель нашей Церкви, на Иерусалим наш — дорогой священный Киев?»

Преосвященный Нектарий, обращаясь к дворянам, указывает, что именно на этом сословии лежит долг осознать и усвоить начала своей народности, и хранить эти начала. А что такое «народность»? В «Ведомостях» дается такое толкование этого понятия: «Народность возникает и образуется из положения почвы и климата страны, языка, нравов, обычаев… Но более и сильнее всего действует на образование народности религия».

Сельский священник — народный учитель

«Цель издания «Епархиальных ведомостей» есть главным образом та, чтобы содействовать сельским пастырям в их высоком и трудном звании народных учителей, и в то же время — предоставить им возможность для заявления их деятельности, желаний, потребностей и нужд» — так определяется задача печатного органа.

С отменой крепостного права статус священника должен был возрасти. Крестьянин постепенно получал возможность переселяться из одной местности в другую. Приходы увеличивались численно, в общину приходили новые люди. Авторы «Ведомостей» были полны оптимистичных прогнозов. Ожидали, что обретение свободы приведет к улучшению жизни, и способствовать этому должен сельский священник.

Реформа 1861 года в числе прочего должна была привести «к изысканию средств для материального обеспечения и нравственного возвышения сельского духовенства». Но и самим священникам при всем их недосуге и тяжелой трудовой доле необходимо было «представить пред глаза публики» оживление своей деятельности…

Так рассказывали о своем времени «Нижегородские епархиальные ведомости» 1864 года выпуска.

_________________________________________________________________________________________

Сергей Наумов, министр образования Нижегородской области:

— Главная задача вашей газеты — донести до простых людей истину Господню. Светские СМИ, публикуя материалы о церковной жизни, порой руководствуются эмоциями, не имея достаточных знаний, неверно используя или интерпретируя терминологию. В числе же авторов православных изданий — специалисты не только с богословским образованием, а также журналисты, в силу специфики газеты глубоко изучающие, знающие церковную жизнь, православное вероучение, умеющие к тому же говорить с читателями доступным, понятным языком.

Мне думается, что сейчас в газете, в связи с изменениями епархиальной жизни, созданием митрополии, очень правильный подход к расширению, углублению тематики, созданию новых рубрик. В каждом номере отражена жизнь как всей митрополии, так и ее епархий.

Тема православного образования — одна из постоянных на страницах газеты. Но поскольку Нижегородчина известна как наиболее активно и результативно действующая в этом направлении, очень интересно было бы, на мой взгляд, еще больше внимания уделять образовательному комплексу, делиться полученным опытом со страниц газеты. И, конечно, следовало бы больше рассказывать о тех педагогах, которые с добром в душе несут детям знания.

Ольга Савинова, профессор, заведующая кафедрой журналистики филологического факультета Нижегородского госуниверситета имени Н. И. Лобачевского:

— Считаю, что сегодня православные СМИ занимают особое место в медийном пространстве. И в определенной мере они быстрее отреагировали на запросы времени, на обострившуюся в людях потребность в информации о духовном и нравственном состоянии общества. Я являюсь постоянным читателем газеты, и меня радует, что издание ведет открытый диалог по проблемам, которые волнуют современных людей. Газета не находится в своей «скорлупе», обращаясь лишь к религиозным догматам, а ведет активный разговор с читателями разных возрастов и социальных категорий.

Хочу пожелать «Ведомостям» не снижать достигнутой планки — радовать хорошим русским литературным языком, которым написаны статьи в газете. Сегодня наш читатель, к сожалению, этим не избалован… А ведь, в конечном счете, задача современных СМИ — не только в предоставлении информации, но и в привитии культуры чтения. Также желаю изданию расширять круг своих авторов, приглашать на страницы больше известных ученых, ведущих журналистов, лидеров общественного мнения. Расширяя диалог, газета привлечет новых читателей и повысит свой рейтинг.

Елена Курбакова, профессор кафедры культурологии, истории и древних языков Нижегородского государственного лингвистического университета имени Н. А. Добролюбова:

— Издание, возникшее в 1864 году, выходило один раз в две недели и представляло собой небольшую книжечку. Но при этом имело несколько содержательных частей, массу информации живого плана. Мне кажется, что и сегодня такая информация актуальна не только для воцерковленных людей, но и для всех, кому православная система ценностей близка и понятна.

Со временем «Нижегородские епархиальные ведомости» были преобразованы в «Церковно-общественный вестник» — само название свидетельствует о том, что общественность и ее интересы были привлечены к изданию. А редактор священник Елеонский очень многое сделал для популяризации «Вестника». Очень отрадно, что «Нижегородские епархиальные ведомости», а теперь «Ведомости Нижегородской митрополии» вернулись к читателю. Приятно, что это издание курируют очень грамотные, блестяще образованные специалисты — в частности главный редактор СМИ митрополии священник Василий Спирин. Сама я читаю газету, стараюсь не пропускать ни одного номера.

Владимир Занога, нижегородский художник, член Союза художников России, профессор Международной славянской академии:

— Хочу выразить огромную благодарность «Ведомостям» за многолетнее, около 10 лет, сотрудничество! Первый раз встреча с газетой была на выставке, посвященной моему 50‑летию. С тех пор наше сотрудничество плодотворно продолжается, регулярно размещаются хорошие, развернутые материалы, связанные с деятельностью нижегородских художников. Приятно читать грамотные, профессиональные публикации — оно и понятно: в «Ведомостях» работают люди духовные, с журналистской подготовкой. Некоторые светские издания, признаюсь, частенько огорчают какой-то неглубиной, слишком вольной интерпретацией событий и фактов.

Что бы хотел пожелать как художник? — чтобы качество цветной печати было получше. Желаю и дальше соблюдать высокий уровень публикаций, не терять полета в творчестве. Надеюсь на дальнейшее сотрудничество газеты с нами — художниками, писателями, музыкантами.

Тамара Якунина, директор центральной городской библиотеки имени В. И. Ленина:

— От этого издания мы ожидаем всегда душевной теплоты и правды. Ведь если об определенных событиях рассказывается в газете «Ведомости Нижегородской митрополии», то можно быть уверенными, что освещены они будут с позиций нравственности. Главная функция епархиальной прессы, на мой взгляд, в том, чтобы нести читателям свет, добро, православное просвещение.

Меня всегда привлекают на страницах газеты краеведческие материалы, рассказы о приходах, о людях: священнослужителях и мирянах. Хочется пожелать коллективу издания творческих успехов, и мы надеемся на дальнейшее сотрудничество.

Валентина Еремина, тележурналист, ведущая православной программы «Свете Тихий» на телеканале ГТРК «Нижний Новгород»:

— Могу сказать, что это моя газета. Регулярно обращаюсь к материалам «Ведомостей» — они очень помогают моей телевизионной работе. Всегда смотрю на подписи под публикациями: много достойных людей — священников, ученых, журналистов, общественных деятелей — выступают на страницах газеты с интереснейшими статьями, суждениями. В этом ряду — главный редактор православных СМИ священник Василий Спирин, протоиерей Владимир Гофман, протоиерей Сергий Муратов, преподаватель Нижегородской духовной семинарии Даниил Семикопов…

Если иметь в виду завтрашний день газеты — хорошо бы предоставлять слово нижегородцам, которые помнят сами, знают от своих родителей, дедушек и бабушек, как сохранялась в народе, в семьях живая православная вера во времена гонений на Церковь.

Хочется знать мнение Православной Церкви о событиях, казалось бы, не связанных с церковной жизнью, в городе, стране, мире. Надеемся видеть в строгом, добром, умном лице нашей газеты настоящего, очень необходимого каждому из нас духовного руководителя.

Материалы подготовил Игорь Чистяков

Редакция благодарит сотрудников отдела редких книг и рукописей НГОУНБ имени В. И. Ленина за помощь в подготовке публикации

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.