Однажды я стала невольной свидетельницей разговора паломниц в одной древней обители. Девушка делилась с подругой своей семейной проблемой, не зная, как поступить. Выслушав ее внимательно, та спросила: «А что на это тебе сказал твой духовник?» «Кто-кто?» — захлопала глазами девушка. «Ну, ты что! Сейчас у всех есть духовники! Посмотри на наших звезд. У них и таролог, и нумеролог, и астролог, и духовник. Без совета духовного наставника они ничего не делают». Современное понятие духовного наставничества стало сродни моде. Действительно, звучит круто: «Посоветуюсь со своим духовным отцом!», «Духовник меня не благословил». А если серьезно… Для чего нужен духовный отец? Где его взять? Как искать? Можно ли без него обойтись? Разобраться поможет настоятель храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы села Катунки протоиерей Владимир Гофман.
Отец Владимир, поясните, пожалуйста, иметь собственного духовника — обязанность серьезно относящегося к своей духовной жизни христианина или нет?
— Начнем с того, что духовник, или духовный отец, понятие многозначное. В монастырях есть священнослужитель, чьей задачей является духовное руководство насельниками на пути к спасению. Это выражается в пастырской работе, проведении исповедей и частных бесед, позволяющих насельникам лучше понять монашеский путь. В древности слово духовника было законом для его духовного чада. Сейчас это человек, выполняющий роль наставника в вопросах христианской веры, жизни с Богом, готовый выслушать и дать совет в меру своих сил.
Духовником называют также священника, принимающего исповедь. Поэтому слово «обязанность» здесь неуместно. Желательно, чтобы у каждого христианина был на первых порах духовный наставник, да. Однако святитель Игнатий (Брянчанинов) еще 200 лет назад сказал: «Не ищите духовников. Не то время уже». Что это значит? Это значит, что очень трудно уже тогда было найти священника, который стал бы настоящим руководителем к спасению. Речь идет о духовничестве как о явлении, бывшем в древней Церкви, причем в монастырях. Что говорил духовник, исполнялось духовным чадом его без раздумий в обязательном порядке. В наше время наставник может рекомендовать, но не требовать беспрекословного послушания своей воле. Поэтому часто мудрые священники советуют руководствоваться Евангелием и святоотеческими книгами. Там есть все для того, чтобы не сбиться с дороги.
Но все-таки потребность иметь священника, которому можно довериться, очень велика. Как найти такого? Могу ли я считать своим духовником того батюшку, к которому чаще всего хожу на исповедь?
— Конечно, многие прихожане не довольствуются книгами, хотят живой беседы со священником. И тут возникает проблема выбора. Это естественно, потому что все мы разные: одному нужна душевная беседа, а другому — суровый разговор. Одного надо похвалить, другого — поругать. Поэтому выбор наставника непрост. И если вы часто исповедуетесь определенному священнику, то стоит поговорить с ним, не возьмет ли он на себя труд помогать вам советами в духовной жизни. И молиться, разумеется, надо, чтобы Господь послал такого наставника.
Какими должны быть отношения между духовником и чадом и степень послушания? Может ли быть духовным наставником не священник, а опытно духовный мирянин или простой монах?
— В древности, я уже говорил, степень послушания была абсолютная. Сегодня все зависит от наставника и прихожанина, дело это сугубо индивидуальное. Может быть, в каких-то обителях и существует беспрекословное подчинение воле духовного отца, я не знаю. Это область монашеской жизни. Совет же разумный может дать любой человек, начиная с родителей. Но в духовной жизни больше сведущ священнослужитель. Он стоит у престола, он приносит Бескровную Жертву, служит Божественную литургию. Он исповедует множество людей, знает их проблемы. Он своего рода профессионал. У него, между прочим, среди обязанностей есть и такая — духовно руководить прихожанами, нуждающимися в руководстве. Только не нужно путать духовные вопросы и житейские, ответы на которые верующий человек призван искать сам. Порой ждут от священника помощи в болезнях, когда надо обращаться к врачу, или в семейных делах, когда лучше поможет психолог. А вот в вопросах веры, благочестия, молитвенной практики — это к священнику.
То есть не все жизненные вопросы должны обсуждаться с духовником?
— Это, в определенной степени, лукавство — перекладывать на плечи духовного наставника ответственность за свои поступки. Он же рекомендует, советует, а решение вы обязаны принимать сами. Сверяйте свою жизнь с Евангелием без всяких скидок и ссылок на время, и все будет у вас получаться. Это нелегко. Дело не только в исполнении заповедей. Помним евангельский сюжет о юноше, который хотел обрести жизнь вечную. Христос ему говорит: «Знаешь заповеди: не прелюбодействуй; не убивай; не кради; не лжесвидетельствуй; не обижай; почитай отца твоего и мать. Он же сказал Ему в ответ: Учитель! все это сохранил я от юности моей…» Тогда Христос произносит главное: «…пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мной, взяв крест…» И что же юноша? «Он же, смутившись от сего слова, отошел с печалью, потому что у него было большое имение…» (Мк 19:23). И дело, конечно, не в материальном богатстве, а в жизненных приоритетах. Это ли нам не наставление в духовной жизни?
Хороший пример: хочешь стать совершенным — оставь все, иди за Христом, пусть Он станет главным в твоей жизни. Не карьера, не благополучие, а Сам Христос и Его путь. Да ведь мы и призваны к этому. «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф 5:48). Для того чтобы стать сыном Божиим, надо приложить немало усилий, о чем говорят все святые отцы. Например, блаженный Иероним Стридонский: «Если кто-либо, сохраняя заповеди Божии, делается сыном Божиим, то он есть сын не по природе, но по своей воле».
Может ли человек без наставничества, самостоятельно понять, в чем заключается воля Божия?
— С Божией помощью человек многое может. Но любую незнакомую дорогу легче пройти с проводником.
Став мужем и женой, люди становятся как бы единым человеком. Нужно ли им в таком случае ходить к одному священнику?
— Такой обязанности у супругов нет. Пусть сами решают на семейном совете.
Что делать, если появляется осуждение духовника, несогласие с ним? В каких случаях можно менять наставника?
— Во-первых, выбирать надо было более ответственно, во-вторых, учиться не осуждать, и в-третьих, право поменять духовного наставника у мирянина, конечно, есть. Но прежде чем это сделать, подумайте, правильно ли вы поступаете. Может быть, возникающее осуждение всего лишь искушение от лукавого. Тогда его следует победить.
Что делать, если от поступка священника поколебалась вера?
— Значит, вера была очень слабой. Священник — человек, который может и заблуждаться, и совершать ошибки. Но он сам за них ответит в свое время. Веруете же вы не в священника, а… дальше по тексту «Символа веры». Вы этот Символ, все 12 его положений, произносите ежедневно в утренних молитвах, поете вместе с другими молящимися в храме за литургией. И вдруг вера поколебалась. Укрепляйте ее!
Может ли современный человек иметь духовника на расстоянии? Созваниваться, переписываться по интернету, лично редко встречаясь или не встречаясь вообще…
— А почему нет? У нас есть пример Оптинских старцев, святителя Феофана Затворника и многих других духовных людей, прославленных в сонме святых нашей Церкви. Они, не смущаясь, вели переписку со своими духовными чадами. Приведу отрывок из письма, написанного в 1863 году святителем Феофаном об инопланетянах (даже такая тема, казалось бы, чуждая для христианства, не смутила святителя): «С удовольствием готов сказать Вам слово-другое в устранение Ваших недоразумений. Вы уверены, что все небесные тела населены разумными существами, что эти разумные существа подобно нам, по склонности ко злу (уж почему бы не сказать, как падшие), имеют нужду в средствах ко спасению, что средство это и для них одно: изумительное строительство смерти и воскресения Христа Бога. Из этих мыслей вытекает у Вас неразрешимое недоумение: как мог Господь Иисус Христос быть для них Спасителем? Неужели мог Он в каждом из этих миров воплощаться, страдать и умирать? Неумение решить этот вопрос беспокоит и колеблет веру Вашу в Божественность домостроительства нашего спасения. Можно ли позволять, чтоб эту твердыню колебали мечтательные предположения?..» Переписка с духовными чадами святых — сокровищница мудрости и духовного наставления.
Подготовила Татьяна Гарина
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.