Не знаю, чем руководствуются в наше время православные родители, давая своим дочерям имена в честь тех или других святых. Осмелюсь предположить, что некоторые святые при этом были незаслуженно забыты. Иначе чем объяснить, что в XXI веке благозвучное Марина не входит в число популярных женских имен? Может, тем, что мало знают родители о жизни и подвигах святой великомученицы Марины? Ее память совершается единожды в году — 30 июля по новому стилю, и те, кто прочтет «Страдание святой великомученицы Марины» святителя Димитрия (Туптало), митрополита Ростовского и Ярославского, представят эту святую глубокой древности как живую.
От земного сиротства к Отцу Небесному
«Святая Марина родилась в Антиохии Писидийской примерно в 289 году от благородных родителей, но не благоверных, а омраченных языческим нечестием», — сообщает автор. Ее отец Эдессий был активным служителем языческого культа — жрецом. Любви к дочери он не питал изначально: младенцем после смерти жены отдал Марину кормилице, жившей в 16 километрах от города, и не вспоминал о ней. Так Промыслом Божиим осиротевшая девочка была избавлена от влияния нечестивого отца и выросла под крылом простой женщины, красивой, умной и добронравной.
В годы правления императора Диоклетиана, жестокого гонителя христиан, многие учителя и проповедники Слова Божия скрывались в пустынных и горных местностях под видом нищих, многих язычников обращая ко Христу. Одного такого человека Божия посчастливилось встретить Марине. Двенадцатилетняя девочка уверовала во Христа, ее сердце наполнилось Божественной любовью, захватившей с тех пор все ее чувства и помыслы. Ни о чем другом она больше не говорила и не думала. И так как еще не была крещена, «желала … пролить кровь свою за Христа и креститься ею, как купелью крещения, как она слышала о многих святых мучениках обоего пола, что крестились своей кровью те, которые положили свои души за Господа: она хотела подражать им».
Ранее равнодушный к дочери Эдессий, узнав, что Марина стала христианкой, возненавидел ее и перестал считать дочерью.
Роковая встреча
В доме кормилицы Марина дожила до 15 лет. Судьбоносное событие произошло в ее жизни именно в это время, когда она вышла в поле посмотреть на овец своего отца, которые там паслись. Видимо, присматривать за овечками было ее обязанностью. Тогда и увидел ее проезжавший мимо правитель этой местности — епарх. В его функции входило не только управление территорией, но и борьба за укрепление языческого культа, то есть искоренение христианства. Епарх поразился необычайной красоте девушки и задумал взять ее себе в жены. Он стал расспрашивать Марину, кто она такая.
Девица прямо ответила, чья она дочь, и призналась, что верует во Христа и никакого иного жениха не желает. Ее слова не остановили увлеченного властителя, и он приказал схватить девушку и везти в Антиохию, надеясь угрозами заставить ее отречься от Христа и склонить к браку.
По прибытии в город его темницы были пополнены новыми арестованными из числа христиан, девицу же Марину епарх поручил охранять знатным женщинам. Впрочем, уже на следующий день ее привели на суд.
Гонитель, кажется, не принял всерьез преданности юной девушки христианству. Он уговаривал ее принести жертвы языческим богам, сулил роскошную жизнь, одновременно грозя страшными муками и смертью в случае отказа. Прямодушная девушка нисколько не испугалась угроз и дерзко порицала высокопоставленного изверга и его «богов».
Тогда от слов гонитель христиан перешел к делу. Марину били прутьями, прибили к доске, железными крючьями строгали тело до костей. Зрелище было настолько страшным, что собравшийся народ, жалея мученицу, уговаривал ее покориться, и сам епарх отворачивался, не в силах смотреть на исполнение собственного приказания. Марина терпела невыносимые муки, продолжая молиться Христу. И Господь облегчал ее страдания, с тем чтобы она находила силы обличать нечестивого злодея и малодушных зрителей. Наконец епарх велел снять мученицу с гвоздей и запереть в темницу, предназначенную для осужденных на смерть.
Дерзновение
О мученических подвигах христиан той эпохи сохранилось немало преданий. Но в испытаниях святой мученицы Марины был один особенный, потрясающий воображение эпизод: в темнице она обратилась ко Христу с просьбой не просто исцелить ее тело и обновить душу, но и помочь ей «одолеть и попрать моего врага, как попирается ногами песок, чтоб мне стереть его силу Твоею непобедимою помощью и чтоб прославилось во мне пресвятое имя Твое вовеки». Юная девушка попросила дать ей возможность вступить в противостояние с самим диаволом и победить его.
По преданию, сам хозяин преисподней явился к Марине и открыл ей свои мерзкие тайны о кознях, которыми губит он людей. В откровениях его правда перемешивалась с ложью, но святая отроковица легко изобличила его измышления. В «Житиях святых» Димитрия Ростовского этот эпизод описан таким образом, что отец лжи явился к святой в виде ужасного отвратительного змея, пытавшегося проглотить ее, но Марина обратилась с молитвой к Господу и чудовище провалилось в адскую бездну, а над открывшейся темницей появилось светлое видение креста и белого голубя. После этого растерзанное тело святой стало заживать, до полного возвращения здоровья и красоты. Она благодарила Бога и просила Его сподобить ее крещения кровью.
Крещение в муках
Страдания великомученицы Марины, относящиеся к концу III — началу IV века (условно дата ее кончины установлена 304 годом), описал очевидец — раб Божий Феотим, который позже получил от Бога откровения о видениях святой в заточении. Он и стал ее агиографом.
Итак, после первого страдания и чудесного исцеления Марина повторно предстала перед судьей. Епарх был немало удивлен, увидев ее здоровой и невредимой, без следа вчерашних ран, удивлялся и народ. Одни превозносили силу Христову, другие относили это к волшебству. Епарх объявил свершившееся чудо заслугой языческих богов и призвал Марину отблагодарить их принесением жертвы. Святая во всеуслышание объявила, что здоровой сделал ее Единый Бог. Взбешенный правитель приказал начать пытки.
Повесив на дерево, мученицу опаляли огнем свечей, пытались утопить в огромной бочке с водой, но она стояла в воде, не погружаясь, и пела, славя и благословляя Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святого Духа. В этот момент над ней показался огненный столп с крестом и белой голубкой поверх него. Многие из присутствующих видели эти явления и услышали голос свыше, провозгласивший Марину невестой Христовой в Царствии Небесном.
При виде чуда множество мужчин и женщин открыто признали себя христианами и, казалось, готовы были на смерть за Христа. Тогда правитель отдал приказ солдатам рубить всех, кто только славил имя Христово. Малодушные разбежались, а истинно верующие шли под меч и принимали мученический венец. Затем епарх велел казнить и Марину. Святая молилась и призывала людей веровать в Единого Бога и отвергать идолов. Она сама подставила голову под меч. И, по преданию, Христос со Своими ангелами явился, чтобы принять душу Своей невесты.
Что касается честных мощей святой Марины, часть их (рука) находится сейчас в Ватопедском монастыре на Афоне. До взятия Константинополя крестоносцами, то есть до 1204 года, они находились в столице Византии, в монастыре Пантепонта (Всевидца Христа). По другим сведениям, в 908 году из Антиохии мощи были перенесены на Запад и положены в Монте-Фиасконе, в Тоскане.
Марина или Маргарита?
Традицию почитания Марины установил свидетель ее заточения и казни (304 год), а затем и агиограф великомученицы — Феотим. Основанием для признания Марины святой, как и на протяжении всей эпохи раннего христианства, явились многочисленные чудеса, совершающиеся от ее мощей.
Есть предположение, что Маргарита — это прозвище святой Марины, данное ей за красоту и благородство (от греческого и латинского слова «маргарита», то есть «жемчужина, перл»). Но вполне возможно и то, что Марина Маргарита — это одно имя, означающее «Морская Жемчужина».
При большой схожести греческого и латинского текстов житий эту святую с некоторого момента в разных частях Европы начинают почитать под разными именами: ближе к югу и востоку — под оригинальным именем Марина, на западе и севере — как Маргариту. В Средние века в Западной Европе ее почитание возобновилось под именем Маргариты Антиохийской. Особенно ее почитали в своих походах крестоносцы, она же была одной из святых, являвшихся Жанне д’Арк. Но независимо от особенностей почитания в той или иной местности, на протяжении веков христиане видели в святой Марине избавительницу от напастей и бед, от неправедного суда и беззаконного приговора. Особая же область, где ее предстательство имеет необычайную силу, — защита от духов злобы, клеветы и наветов. Верующие отмечали, что святая великомученица подает исцеление в различных болезнях, утешает скорбящих, помогает в преодолении греховных привычек, сохраняет посевы от разгула разного рода стихий.
Подготовила Евгения Карезина
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.