Почему Бог допускает бесчадие?

16:07, 25 ноября 2014

Почему многим достойным супругам Бог попускает не иметь детей? Становится ли бесплодный брак неполноценным и как Церковь относится к намерению одинокой женщины родить ребенка что называется «для себя»? На эти и другие вопросы в эфире радио «Образ» отвечал клирик прихода церкви в честь святителя Николая Чудотворца (рабочий поселок Дальнее Константиново) иерей Андрей Макеев. Публикуем продолжение этой беседы.

Отец Андрей, почему кому-то Бог дарует детей, а кому-то нет? В чем причины этого явления?

— Существует множество причин, которые не позволяют родителям иметь в браке детей. Например, известный греческий старец и духовный писатель ХХ века Паисий Святогорец (1994) выделяет несколько из них, которые он определяет как духовные. Одна из них — это то, что молодые девушки, женщины были в свое время слишком придирчивы к выбору женихов. И вот когда настало время замужества после всевозможных процедур выбора, Господь не попускает им иметь детей за их чрезмерную разборчивость. Возможно, причина здесь в какой-то внутренней гордости.

Вторая причина — это то, что Господь имеет замысел о том ребенке, который должен родиться. Примером может служить брак Захарии и Елисаветы. Господь долго не давал им чада, чтобы исполнить предвечный план по спасению людей. Мы знаем такие примеры и из Ветхого Завета: Авраам и Сарра были бесплодны достаточно долгое время. Возможно, Господь предопределил ребенку родиться не тогда, когда хотят его родители для реализации своих планов, а в совершенно иное, неведомое нам время.

Еще причина, которую называет Паисий Святогорец, — желание побудить родителей усыновить дитя. Чтобы и этому человеку можно было воспитываться в полной семье, окруженным любовью и заботой, и самим этим людям дать ощутить радость материнства и отцовства. Здесь нужно принимать во внимание, что желание должно быть обоюдным. Нередко бывает в семьях, что кто-то из супругов хочет усыновить ребенка, а второй категорически против. В этом случае усыновлять или удочерять, конечно, никак нельзя. Будет раздор в семье, ребенку будет от этого нехорошо, а сами родители не смогут полноценно продолжать свою жизнь.

Является ли бездетный брак неполноценным?

— Нет. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что есть две цели, для которых установлен брак: целомудрие и чтобы «делались отцами». Но главнейшая из этих двух — целомудрие. Так что нельзя считать такой брак неполноценным. И опять же ветхозаветный пример: брак Авраама и Сарры. Он что, был неполноценным до того момента, как у них родились дети? Нет, конечно. Или те же Захария и Елисавета: тоже нет.

Можно вспомнить преподобномученицу великую княгиню Елисавету и ее мужа великого князя Сергея Александровича Романовых. Они тоже были бездетными. Великий князь был градоначальником Москвы, при нем было построено много новых церквей, приютов, богоугодных заведений. Великая княгиня Елисавета после утраты мужа становится монахиней. Разве можно их брак считать неполноценным? Я полагаю, нет. Дети — это дар Божий. Ему нужно радоваться. К сожалению, не все родители готовы к принятию этого дара. Одна из духовных причин этого — эгоизм. Не всегда родители готовы стать родителями в полном смысле слова.

Профессия, образ жизни могут как-то повлиять на деторождение?

— Образ жизни как раз относится не к духовным причинам бесплодия, а к медицинским или физиологическим. Потому что не секрет, что ранняя половая жизнь, половая распущенность, курение, злоупотребление алкоголем, прием наркотических средств, прямо скажем, не способствуют деторождению. Если дети появляются на свет, то рождаются они часто с серьезными патологиями. Поэтому образ жизни родителей я считаю определяющим, особенно когда люди находятся в юном возрасте.

И профессия, бывает, способствует бечадию, особенно если она связана с вредным производством. Человек может получить травму, облучение, например, на каком-то предприятии или в военной сфере. Это тоже не способствует деторождению. Или если профессия связана с распространением греха в мире, то Господь, конечно, в качестве вразумления может помочь человеку, не давая ему чадо. Потому что, я повторюсь, чадо — это особое благословение Божие.

Наказание Божие не всегда нужно рассматривать как некую кару. Это всегда свидетельство правосудия Божия и подчас — желание исправить человека. Отсутствие детей очень больно воспринимается супругами, и люди иногда начинают переоценивать свою жизнь, что-то пытаются изменить.

Нередко бесчадие является первым шагом в Церковь. Человек, исчерпав все возможности, доступные ему (имеются в виду средства современной медицины), обращается к Богу. И нередко следствием изменения жизни является дар чадородия, которым Господь благословляет пару.

А можно ли родить ребенка, что называется, «для себя»? Допускает ли это Церковь?

— Ответ на этот вопрос я хочу начать с вопроса, каким способом женщина собирается родить ребенка. Господь установил чадородие и вообще отношения мужчины и женщины только в институте брака. Женщина же собирается родить ребенка «для себя», а значит альтернативным путем. Любой альтернативный путь (разовая встреча с мужчиной, необходимая для этого, медицинские способы зачатия) Церковью не одобряется. Связь с мужчиной определяется как блудная. Я думаю, что здесь именно тот случай, когда будущий ребенок не оправдывает те средства, которыми он рожден.

Блуд всегда остается блудом, и если женщина для достижения пусть даже благой цели вступает в блудные отношения, это путь порочный. «Рожу ребенка для себя» — в самой этой фразе уже кроется что-то противоестественное. «Для себя» — это, на мой взгляд, неверная и даже циничная предпосылка.

Человеческие амбиции мешают женщине связать жизнь с другим человеком. Ведь брак — это, конечно, ограничение в правах, это уже не жизнь, предоставленная самому себе. Женщина не находит в себе сил, чтобы смирить гордыню, чтобы где-то пойти на уступки в отношениях, и все же пытается перешагнуть через все это, чтобы в конечном счете иметь ребенка. В таком случае человек обманывает самого себя. Нужно помнить и о том, что одиночество — это испытание. Если человек до определенного этапа своей жизни не создал семью, в этом может быть виноват отчасти и он сам, а могут обстоятельства. Но крест этот нужно нести без малодушия.

Господь попускает человеку оставаться одному. Значит, именно этот путь необходим ему для того, чтобы достигнуть спасения.

Одинокий человек может помогать тем же детям, которые лишены родительского общения, материально или своим вниманием, навещая их. Можно же быть одиноким и в автобусе, переполненном людьми. А можно быть не одиноким, находясь наедине с собой в квартире. Поэтому я считаю, что рожать ребенка «для себя» недопустимо.

А будет ли потом ребенок, все-таки рожденный «для себя», счастлив с мамой?

— Вы знаете, неслучайно Господь установил рождение детей именно в браке, и нет каких-то альтернативных способов рождения. Потому что формирование ребенка должно происходить в семье. Ему необходимы оба родителя. К сожалению, больше половины браков у нас, согласно статистике, распадаются, но это очень болезненно отражается на детях.

Когда люди вступают в брак, они еще не знают, сохранится их семья или нет. Существует надежда, что ребенок будет воспитываться в полноценной семье, будет окружен и мужским, и женским вниманием. Но когда ребенка рожают «для себя», его изначально обрекают на некую неполноценность. Мы знаем, как тяжело этим детям бывает влиться в социум и как негативно общество относится к таким ситуациям.

Многие считают, что вообще дети — это повод сохранять семью.

— Если двум ставшим друг другу посторонними людям жить только ради детей, основная цель брака достигнута не будет. Потому что когда между супругами нет теплых отношений, взаимопонимания, полноценное воспитание детей не может осуществиться. Они прекрасно видят отношения между родителями, и это уже не воспитание, а антивоспитание. Они воспринимают такие отношения как норму, и потом, когда у них появляются собственные семьи, волей-неволей проецируют отношения родителей.

Если муж по отношению к жене позволяет себе какие-то поступки, которые совершенно выходят за рамки общественной морали, то ребенок, конечно, будет считать их нормальными. Воспитание детей в браке, где люди друг друга ненавидят, просто невозможно. Это будет совместное проживание пауков в банке…

Беседовала Надежда Спирина
К печати подготовила Татьяна Юдина

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.