Подвиг учителя — служение и любовь

14:32, 25 апреля 2013

26 марта 2013 года в Нижегородской духовной семинарии состоялся первый обучающий семинар для участников ежегодного Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет на соискание премии «За нравственный подвиг учителя».

Актовый зал Нижегородской духовной семинарии с трудом вместил всех желающих: более 160 педагогов из разных районов области собрались на это мероприятие. В семинарской трапезной гостей напоили с дороги горячим чаем с необыкновенно вкусными постными пирогами.

Организаторы, сотрудники отдела образования и катехизации Нижегородской епархии, волновались: семинар — первая ласточка в деле подготовки педагогов к участию в конкурсе. Потребность в такой необычной форме обучения назрела давно: и сами учителя просили помощи, и члены экспертной комиссии отмечали необходимость повышения качества конкурсных работ.

«Любите то, что вы преподаете, и того, кому преподаете» — напутствовал русский историк Василий Ключевский. Именно в таком ключе и проходила работа семинара. Открыл его руководитель отдела образования и катехизации Нижегородской епархии протоиерей Евгений Худин, отметивший, что цель мероприятия — популяризация конкурса, для чего необходимо довести информацию до каждого образовательного учреждения, сделать более доступным и понятным алгоритм оформления и подачи конкурсных работ. Хотя конкурс «За нравственный подвиг учителя» известен по всей России, в нем участвуют далеко не все районы Нижегородской области.

Ведущая семинара, заместитель руководителя отдела Галина Егорова с особой теплотой представляла выступавших — победителей конкурса, членов экспертной комиссии. Каждый из них — яркая, талантливая личность. Их выступления полностью захватывали слушателей, так что два с лишним часа про летели как одна минута. Духовные ориентиры конкурсных работ обозначил в своем выступлении помощник по образованию благочинного Воскресенского округа, член экспертной комиссии протоиерей Сергий Муратов (Дзержинск). Батюшка делился впечатлениями, полученными при проверке конкурсных работ, рассказывал, что порадовало, а что огорчило: «Печально, когда содержание работы противоречит ценностям православия. Скажем, если образцом для подражания служит закоренелый язычник князь Святослав Игоревич, то нетрудно догадаться, какие ценности прививаются детям. А между тем в русской истории достаточно примеров воинской доблести святых князей».

Отец Сергий, педагог по первому образованию, призвал учителей к духовному трезвению: в наш век повального увлечения оккультными практиками и неоязычеством учитель должен иметь четко выраженную личную педагогическую позицию, отличать христианскую духовность от какой-либо другой.

«Конкурсная работа как результат обобщения проектной деятельности» — так назывался доклад Марины Дружкиной (Н. Нов го род), победителя регионального этапа конкурса 2012 года. Марина Владимировна, имея огромный опыт практической работы по преодолению деструктивных явлений в подростковой и юношеской среде, представила его на конкурс и заняла первое место. Она много выступает перед разными аудиториями в разных уголках России, формируя понятия о христианских идеалах семьи и деторождения у юношества и старшего поколения. Ее живой рассказ о девушке, решившей после такой встречи отказаться от аборта, сохранить своего ребенка, многих сидящих в зале тронул до слез.

Можно ли получить духовную пользу от просмотра телевизионных программ? Да, если это цикл краеведческих передач Людмилы Добролюбовой (Бор). Лауреат конкурса 2012 года поделилась с присутствующими опытом создания собственных форм работы в деле воспитания детей и молодежи. Учитель и краевед, Людмила Моисеевна покорила сердца слушателей необыкновенным обаянием, обширными историческими знаниями и любовью к своему делу.

Особый практический интерес для участников семинара представляли мастер-классы.

С технологией написания программы дополнительного образования познакомил собравшихся старший научный сотрудник Нижегородского института развития образования, лауреат регионального этапа конкурса Эдуард Иткин (Н. Новгород). Обладая способностью просто объяснять сложное, Эдуард Самуилович рассказал, какие шаги нужно предпринять автору, чтобы его программа была правильно составлена и не вызывала затруднений в процессе реализации.

Известный в России и за рубежом талантливый учитель и поэт Андрей Елисов (с. Саваслейка Кулебакского р-на), лауреат Всероссийского этапа конкурса 2008 года, представил вниманию участников семинара мастер-класс «Нравственное воспитание учащихся на уроках истории». Краеугольным камнем, заложенным в основание авторской системы воспитания Андрея Елисова, стали слова русского философа Ивана Ильина: «Главное — пробудить духовный инстинкт в детях». Поэтому урок Андрея Владимировича — урок длиною в жизнь. Педагог говорит, что самая большая награда для учителя — видеть, что на его уроках дети не только получили знания по предмету, но и впервые задумались над смыслом жизни, смыслом истории человечества.

В чем заключается нравственный подвиг учителя? Андрей Елисов говорит так:

В сказаниях древних ты — детоводитель
По тропам, где истину нужно искать.
Тебя называют не просто учитель.
Ты должен еще им остаться и стать!

В ходе семинара будущие участники конкурса ознакомились с положением о нем и номинациями, подробно изучили требования к написанию и оформлению конкурсных работ, разобрали возможные ошибки.

По итогам работы педагогам было предложено заполнить анкеты. Опрашиваемые единодушно подчеркнули необходимость подобной формы подготовки к участию в конкурсе, выразили желание применить полученные знания в своей практике.

Приятное впечатление произвели на гостей и обстановка семинарии, пропитанная духом молитвы и стремления к Истине, и колоритные, не похожие друг на друга, но друг друга дополняющие, как частицы единой мозаики, выступления, и сама организация мероприятия, заслужившая множество теплых отзывов и слов благодарности.

Но самое ценное — это вдохновение на труды, с которым участники семинара отправились в свои школы, чтобы с любовью, ежедневно и кропотливо делать то, что в конечном счете и составляет нравственный подвиг учителя.

Ксения Серухина

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.